Ольга Прихожаева
Формы приобщения детей к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Читающий ребенок.
«У меня есть три любимых запаха: запах кофе,
запах свежей выпечки и запах новой книги»
Дети любого возраста с удовольствием слушают, когда им читают книги. Самостоятельное чтение при этом воспринимается как работа, обязанность, до тех пор, пока не выработан автоматизм чтения.
В разных странах накоплен опыт привлечения детей к чтению. Во Франции, например, очень популярен «Праздник чтения», который проводится с 1989 года и может включить множество мероприятий для детей разного возраста. В Канаде библиотекари посылают своим читателям отрывки из наиболее популярных книг по электронной почте. В Англии для пропаганды книг приглашают в библиотеки известных футболистов.
Публикация «Формы приобщения детей к чтению» размещена в разделах
Во Франции проводя «чтения книг на улице» для тех, кто хочет слушать. Инициатор этого движении я Марк Роже - многие годы он ходит по населенным пунктам и читает вслух детям книги. Так же интересна идея по развитию чтения «чтение книг в поликлиниках» для детей ожидающих очереди у кабинетов врачей. Для чтения выбираются только красочные книги, чтобы дети могли не только слушать, но и рассматривать картинки в книгах.
В разных странах проходят встречи с писателями и сеансы чтения вслух. Писатель читает фрагменты своей книги собравшимся. Этот прием апробирован в некоторых библиотеках.
Все формы привлечения детей к чтению основаны на методе чтения вслух. Конечно, если говорить о привлечении детей к чтению надо отметить, что и сам родитель должен много читать и давать тем самым положительный пример. Начинать читать детям лучше с простых, коротких сказок. Чтобы детям было интересно слушать, нельзя читать монотонно. Надо играть голосом, озвучивая разных героев. Можно устроить домашний театр и показать дома сказку. Так как опыт и речь ребенка формируется постепенно, следует объяснять не понятные ему слова. После чтения надо поговорить с ребенком о прочитанном, поделиться свои мнением, выслушать мнение ребенка о книге.
В разных организация используют различные формы привлечения детей, к чтению основанные на методе чтения вслух. Вот некоторые из них:
Буккросинг. Суть игры в том, чтобы передать хорошую книгу или просто прочитанную - другому. Так во многих организациях появляются полки, столы, на которые каждый может поставить свою книгу или взять понравившуюся книгу себе.
«Волшебный рюкзачок». В рюкзачке - детские книги для чтения вслух и тетрадь для отзывов, пожеланий. «Волшебный рюкзачок» передается в группу детского сада и путешествует из одной семьи в другую. Придумали «Волшебный рюкзачок» библиотекари Омской области.
«Синий чемоданчик» придумали в Германии. Это самый красивый чемоданчик, в котором лежат самые новые и лучшие книги знаменитых писателей всего мира. Этот чемоданчик получают библиотеки, в которых дети больше всего читают.
«Флэмоб» - это игра, но возможно использовать эту игру для привлечения к проблеме кризиса чтения. Например, в людном месте люди подходят по одному по два, собирается несколько человек, достают книги, журналы - и читают. Группа держится вместе несколько минут - и расходится. Внимание наблюдающих обеспечено. Многие вспомнят о существовании печатных изданий.
При формировании литературного вкуса ребенка, я думаю, нужно читать не только классиков, но и современных поэтов и писателей. Мне показалось интересным творчество молодой питерской писательницы Ирины Зартайской. Мы с удовольствием с ребенком прочитали «Слон в музее». Книга «все бабушки умеют летать» тоже очень трогает душу. Книга «Я слышу» было создана как социальный проект для слабослышащих детей, но постепенно стало понятно, что ее могут читать дети не только с особенностями слуха, но и обычные мальчишки и девчонки. Я считаю важным, рассказывать о детях с особенностями слуха, зрения, таких, которые необычно передвигаются или плохо говорят. Это важно при формировании терпимости, уважения, человечности.
Так же можно привлекать внимание детей через мультики. К сожалению не многие родители знают, что мультфильм «Фиксики» был снят по книге Э. Успенского «Гарантийные человечки». Для меня всегда было намного интереснее прочитать книгу, а не посмотреть фильм. Хотя и то и другое имеет право быть.
Можно привлекать внимание детей к чтению с помощью театра. Сейчас в Санкт-Петербурге есть небольшие театры семейного типа такие как: «Крошка АРТ», «Smart театр», которые делают спектакли для детей от года. Они отличаются тем что, после спектакля можно пообщаться с актерами и посмотреть кукол поближе.
Все приемы, несомненно, могут сделать жизнь ребенка интереснее, насыщеннее, формируют у детей интерес к чтению и книге.
Читайте вместе с ребенком! Читайте всегда и везде!