Лариса Озерская
Консультация для родителей «Разговорная практика»
▼ Скачать + Заказать документы
Полезная информация для родителей :
Разговорная практика.
Простые упражнения для развития речи ребенка.
Если вашему малышу поставлен диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) — не отчаивайтесь. Начните с ним заниматься…
В полупустой салон троллейбус входит мама с сынишкой. Мальчик лет трех устремляется к окошку и начинает громко комментировать происходящие там события, чем сразу же обращает на себя внимание остальных пассажиров. Все дело в том, что речь маленького комментатора больше похожа на иностранную: «Ма, ти! Сина! Де сина!» Умудренные опытом тетушки на соседнем сидении после сочувственных фраз начинают давать советы молодой маме. Обсуждаются все варианты: от подробных рецептов травяных отваров до сложных названий зарубежных препаратов. В конечном итоге все сходятся на том, что ничего делать не стоит. Перерастет, выговорится. Облегченно вздохнувшая и несколько успокоенная мама выходит со своим сынишкой на следующей остановке. Последует ли она полученному совету? Хочется надеяться, что нет.
Публикация «Консультация для родителей „Разговорная практика“» размещена в разделах
Этапы большого пути
В норме развитие речи малыша происходит поэтапно.
Первый этап — крик. На его возникновение мы с вами, взрослые, никак не влияем. С помощью криков ребенок сообщает нам о том, что ощущает голод или боль. Следующие два этапа — гуление и лепет — обусловлены эмоциональным общением с мамой и папой. Поэтому так важно поддерживать «разговор» с крошкой. Постепенно маленький человечек начинает произносить слова. Сначала это слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Затем двухсложные и трехсложные. Осознанно ребенок начинает произносить слова к началу второго года жизни. После этого — четвертого — этапа наступает черед пятого (словосочетания, шестого (предложения) и седьмого (связный рассказ). Если прохождение очередного этапа речевого развития задерживается, например в 2,5 или даже 3 года малыш только начинает произносить первые слова, следует обратиться к специалисту. Логопед обследует кроху и даст необходимые рекомендации. А, возможно, предложит пройти курс лечения. Не стоит от него отказываться, а тем более пугаться поставленного диагноза. При условии систематической работы в тесном сотрудничестве с логопедом маленький «иностранец» научится говорить на родном языке так же красиво, как и его мама с папой. Значительно ускорить достижение поставленной цели мама сможет, если будет заниматься с малышом не только в специально отведенное для этого время. Колючий шарик каштана или нежные цветы сирени, совместное приготовление салата или водворение на место «разбежавшихся» игрушек — отличная возможность продолжить обучение в повседневном общении. Занимаясь с крохой, важно учитывать особенности его мышления. Наглядно-действительный и наглядно-образный характер мышления детки требуют обязательно соотносить конкретное слово с предметом, действием или признаком.
Простые упражнения для развития речи
Добытый крохой трофей — лист дерева или полосатый камушек — нужно назвать и внимательно рассмотреть, перечислить его признаки. Покажите, что можно сделать с найденным листом (например, кораблик). Все действия, начиная от сооружения кораблика и до спуска его на воду, сопровождаются вашими комментариями.
Говорят не только мама и папа. Взрослые задают вопросы, побуждая малыша отвечать на них. Например:
1. Маленькому человечку очень интересно будет поиграть в прятки с игрушками. Игрушка внезапно появляется и так же быстро прячется. Взрослый сначала называет предмет, а потом спрашивает: кто это? Что это? Кто спрятался?
2. «Са-са-са, са-са-са вот летит оса-са-са» — такие мини-рифмовки проговариваются вместе с крохой и доставляют много радости и удовольствия как маме, так и малышу.
3. Увлекательной игрой будет договаривание ребенком слов в знакомой ему ситуации. «Вот лежит смешная сплюшка. У нее четыре ушка. Назовем ее поду.»
4. Ответы на конкретные вопросы (Кто это? Что делает? Какой предмет по величине или по цвету) продолжат работу над формированием правильной речи.
Песенки, которые малыш поет вместе с мамой и папой будут прекрасными дыхательными и голосовыми упражнениями.
Разноцветные пирамидки, мячики и веселые потешки («Сорока», «Ладушки», «Коза» и др.) помогут справиться с задачей развития мелкой моторики.
Самыми интересными для малышей были, есть и будут пластилин, краски, разноцветная бумага и карандаши. В процессе лепки, например, можно называть предмет, рассматривать и отмечать его свойства; выполнять и комментировать производимые с предметом действия; использовать как персонаж простых рифмовок и сюжетно-ролевых игр.
Это далеко не полный перечень увлекательных упражнений и заданий, которые может использовать мама или папа в повседневном общении с малышом.
Выполнение указаний логопеда и домашние «незаметные» занятия помогут речи маленького человека стать похожей на журчание лесного ручейка — такой же красивой и мелодичной.
И самое-самое главное правило для родителей маленького «иностранца» : терпение,
терпение и еще раз терпение.
Кроха прилагает огромные усилия, преодолевая трудности в процессе формирования правильной речи. Например, для того чтобы начать активно использовать слово, малыш должен услышать его более 90 раз! Поэтому сохраняем олимпийское спокойствие и учимся красиво говорить