Наташа Яровенко
Экологическое воспитание дошкольников. Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста «Растения водоёма»
▼ Скачать
(экскурсия)
Экскурсия «Растения водоема»
Цель: Познакомить с разнообразием, растительного мира водоема (прибрежные растения - ольха, ива, черемуха; растения подтопляемых территорий - камыш, тростник, сусак, стрелолист; растения, плавающие на поверхности воды, - ряска; в толще воды - элодея; прикрепленные ко дну -кубышка, кувшинка).
Материал: Сачок, ведерки, блюдце.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста „Растения водоёма“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Предварительная работа: Наблюдение за обитателями аквариума; беседа о растениях, проведение опытов с водой.
Ход экскурсии
Подойдя к реке, дети здороваются с ней, просят раскрыть свои тайны. Педагог подводит детей к ольхе, предлагает рассмотреть ее листья, ствол, плоды.
Педагог: У каких растений плод - шишка? (У ели, сосны) Похожа ольха на ель, сосну, лиственницу? (Нет.)
Действительно, у ольхи лист широкий, как у липы, а у ели, сосны - хвоя, тонкие иголки. У ольхи ствол гладкий, а у ели шероховатый. Крона ольхи похожа на эллипс, овал, а у ели- на треугольник. Похожи они только тем, что плод и у ольхи, и у ели - шишка.
Я хочу познакомить вас с семьей, которая живет на берегу реки. Посмотрите на заросли ивы, через которые трудно пройти. Кусты похожи и псе же немного отличаются друг от друга.
Вот ива с красной корой - ее называют краснотал, или верба. Рядом ива со светло-коричневой корой - это ветла. А еще есть ива козья, плакучая ива, чернотал. Вот какая большая семья ив!
Как вы думаете, почему ива образует такие заросли? (Предположения детей) Посмотрите, как много у нас под ногами ивовых веток. Они тонкие, хрупкие, легко ломаются под напором ветра, а земля около реки почти всегда влажная. Веточки ивы быстро пускают корни, прорастают в землю, и вот уже гнется под ветром молодая ива.
Давайте возьмем несколько веток ивы в группу. Одни поставим в пазу с водой и уголке природы и понаблюдаем за образованием на них корней, другие посадим на участке в землю.
Педагог (обращая внимание детей на стрелолист).
У самой кромки воды растет трава с крупными листьями. Посмотрите: на что они похожи? (На сердечко, на стрелку.)
Как бы вы назвали это растение? (Предположения детей) Это стрелолист. У него есть секрет, который я вам хочу открыть. (Срезает лист и демонстрирует детям внутреннюю часть черешка - белую «губку».)
Как вы думаете: зачем растению нужна губка? (Напоминает опыты с губкой, проведенные в группе.)
Верно, у стрелолиста в губке находится воздух. Значит, губка для растения как легкие для человека.
Корни стрелолиста спрятались под водой, уцепились за дно реки. Так река и растения помогают друг другу: река поит иву, стрелолист, камыш, тростник водой, а они в благодарность укрепляют своими корнями ее берега, чтобы река не становилась мельче.
Педагог достает сачком из толщи воды элодею. Дети рассматривают растение на блюдце, ищут корни.
Педагог: Корней у этого растения нет. Оно, как и ива, образует! сплошные заросли, только не на берегу, а в воде. Это растение - иностранец. Его родина - Северная Америка. В Европу и в нашу страну оно попало недавно — чуть более 100 лет назад - и очень быстро распространилось.
На берегу реки можно найти красивейшее растение – кубышку, желтую, которая привлекает внимание яркой окраской лепестков.
Педагог: Многие хотят стать обладателями этих речных цветов срывают их, хотят сделать букет, но кубышка, словно русалка из сказки, не может жить без матери-реки, вянет, а потом и умирает.
Педагог предлагает детям посидеть на берегу, полюбоваться? речным пейзажем, живыми кубышками.
Педагог: Как бы вы рассказали взрослым о кубышке? Так, чтобы они перестали ее обижать? (Рассказы детей.)
После отдыха дети прощаются с рекой до новой встречи.