ангелина гусева
Проект по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы «Радужная копилка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Утверждаю:
заведующий МБДОУ
д/с «Радуга»
___Синельникова О. В.
ПРОЕКТ
«Радужная копилка»
по художественно – эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы «Речецветик»
на 2017-2018 учебный год
Воспитатель: Гусева А. Ю.
п Тазовский
2017г
Пояснительная записка
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы „Радужная копилка“» размещена в разделах
«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником.
Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития
обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть!»
А. С. Галанов
Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и задача воспитателей - создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики.
Для развития художественного творчества, художественных навыков детей дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию совместной образовательной деятельности по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой, как нового нетрадиционного приема.
В соответствии с задачами разработала систему интегрированных занятий с использованием нетрадиционных техник, осуществление которых в комплексе будет эффективным в развитии художественных навыков детей через организацию деятельности по ручному труду и изодеятельности.
Эта форма организации наиболее полно способствует развитию субъектной позиции ребёнка в художественной деятельности, помогает объединить детей и педагога, увлечённых общим интересом. Содержание деятельности с детьми носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей : кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, и др.
Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов.
Количество детей - 8 человек.
Основная цель: формирование у дошкольников основ целостной эстетической культуры посредством развития их творческих способностей и задатков.
Задачи:
1. Расширить представления детей об эстетических признаках объектов окружающего мира (цветовая гамма, особенностях материала.
2. Научить детей с удовольствием изготовлять и рисовать различные поделки и рисунки с использованием нетрадиционного материала и нетрадиционных техник.
3. Осваивать способы работы с различными материалами.
4. Развивать умение планировать, создавать конструкции по условию, творческому воображению.
5. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
6. Воспитывать эстетический вкус.
Ожидаемый результат
• формирование предпосылок поисковой деятельности, умение экспериментировать с разными техниками и материалами;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы при помощи взрослого;
• развитие творчества, умения работать по инструкции взрослого и самостоятельно.
• формирование предпосылок учебной деятельности
Диагностическая карта
ФИО ребенка
Умение придавать новый образ знакомым предметам Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила Умение создавать образ и композицию по образцу педагога Умение самостоятельно придумывать и создавать композицию Умение экспериментировать с разными техниками и материалами Умение давать оценку своей деятельности баллы %
Способы проверки знаний, умений, навыков.
3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).
2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);
1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).
Методическое обеспечение
В повседневно работе в группе детского сада для художественно - эстетического развития детей предусмотрены следующие игры и занятия:
• Разнообразные трафареты
• Мозаика по возрастающей сложности.
• Цветные клубочки для перематывания.
• Нити разной фактуры.
• Пластиковые трубочки.
• Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
• Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
• Лепка из пластилина и соленого теста.
• Всевозможные шнуровки.
• Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).
• Вырезание ножницами.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится.» или «почему не нравится.» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Проблемная ситуация заставляет детей вести «поиск», пробовать способы изготовления поделки и использование различных нетрадиционных техник для изображения рисунка, приучает детей к самостоятельности, активизирует мысли.
На занятиях так же используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Формы проведения занятий
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Большой популярностью у детей пользуются занятия – открытия, которые имеют следующую структуру:
Введение в игровую ситуацию;
Затруднения, проблема;
Открытие нового способа действия;
Воспроизведение в действие нового способа;
Оценка результата
Содержание деятельности
• Октябрь
1. «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения».
Задачи: Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.
Материал: Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники.
•
2. «Матрешка»(пластилинография)
Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.
Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки.
•
3. «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями)
Задачи: Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.
Материал: Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода.
•
4. «Дуб» (пластилинография + аппликация из сухих листьев)
Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Материал: Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, пластилин, салфетки желтого и красного цвета.
•
5. «Жар птица» (аппликация из сухих листьев)
Задачи: Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости. Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листья-ми). Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Материал: Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки.
Ноябрь
1. «Птичка клюют ягодки на веточке» (пластилинография + аппликация из мятой бумаги)
Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать художественного творчества, эстетических чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Материалы: Пластилин, гофрированная бумага, клей ПВА, кисть, салфетки, клеенки
•
2. «Пасмурный осенний день» (акварель + восковые мелки).
Задачи: Учить передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы: отлет гусей на юг. Учить изображать птиц в полете. Передавать голубыми, синими, фиолетовыми цветами спектра наступающие холода. Учить новой технике рисунка: восковые мелки и акварель. Поощрять проявление творчества при передаче полета птиц. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Белые листы бумаги, акварель, восковые мелки. Рисунок в книгах с изображением летящих гусей.
3. «Наш осенний лес» (пластилинография)
Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, лист картона, картины с осенним пейзажем.
•
4. «Роспись барышни дымковскими узорами» (рисование на мятой бумаге)
Задачи: Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Материал: Лист с изображением барышни, акварель, кисть, стакан с водой, салфетки, картинки с дымковскими игрушками.
Декабрь
1. "Шишки на ветке" (рисование жесткой кистью)
Задачи: Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Материал: Гуашь, жесткая кисть, салфетки
•
2. «Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование жесткой кистью)
Задачи: Закреплять умение детей рисовать жесткой кистью. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, рисовать елочку. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
материал: Гуашь, жесткая кисть, салфетки
•
2. «Зимний пейзаж» (рисование зубными щетками)
Задачи: Познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; привить у учащихся любовь к природе.
Материал: Листы для акварели А4, гуашь, зубные щетки, кисти №2 для рисования, бумажные салфетки, стаканы с водой.
•
3. «Снеговик» (рисование смятой бумагой)
Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Материал: Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
•
4. «Ёлочные украшения». (Рисование манной крупой)
Задачи: Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.
Материалы: Манная крупа, клей ПВА, кисть, акварель, салфетки.
Январь
2. «Снежинки» (рисование восковыми мелками и солью)
Задачи: Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью. Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие.
материалы: Белые листы бумаги, акварель, восковые мелки, соль, салфетки, кисть, баночка с водой.
•
3. «Сказочный зимний лес» (рисование жесткой кистью)
Задачи: Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Совершенствовать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Материал: Иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.) . Белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги формата А4; стакан с водой, салфетки.
•
4. «Узоры на окнах» (раздувание капли)
Задачи: Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование воображения и культуры цветоведения. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
Материалы: Бумага формата А4, стаканчик с чистой водой, акварельные краски, трубочки, пипетка
•
5. «Медвежонок» (рисование поролоном)
Задачи: Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным.
Материалы: Поролоновые печатки, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт животного.
Февраль
1. «Пожар в доме» (аппликация из бросового материала)
Задачи: Учить детей создавать на картоне ко-мпозицию из природного материала -макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
Материалы: макаронные изделия, горох, клей ПВА, цветная бумага, фигурные ножницы, картинка пожарного.
•
2. «Валентинка» (аппликация из крепированной бумаги)
Задачи: Познакомить с выполнением цветов - розочек из крепированой бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить радость близким в праздник.
Материал: крепированная бумага, картон, клей ПВА
3. «Открытка для папы» (аппликация из ткани)
Задачи: Учить детей составлять изображение самолета из ткани. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать умение выполнять рамку из элементов, вырезанные фигурным дыроколом. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.
Материал: Пластилин, макаронные изделия, горох, крупа, бисер, рама для оформления.
•
4. «Зимняя картина» (аппликация из салфеток, макарон и ваты)
Задачи: Учить детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционные материалы – макароны, крупу, вату, салфетки. Развивать меткую моторику, согласованность в движении обеих рук.
Материалы: Лист картона, пластилин, макаронные изделия, крупа, вата, салфетки, клей, кисть.
Март
1. «Подарок на 8 марта» (аппликация из крепиров. бумаги)
Задачи: Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме.
Материалы: Цифра 8 вырезанная из картона, крепированная бумага, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы
•
2. «Березовая роща» (аппликация из трубочек)
Задачи: Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.
3. «Ёжик» (аппликация из семечек)
Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации - вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Лист белого картона; гуашь; семечки; бусины для глаз; ткань (желтый фетр для солнца) ; желтые шерстяные нитки, клей ПВА, кисти, салфетка, клеенка, простой карандаш, картина «Ежиха с ежатами».
4. «Аквариум» (аппликация из ниток)
Задачи: Учить детей составлять образы рыбок техникой оригами. Развивать воображение и чувство композиции. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения.. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков, обрезки цветной бумаги.
Апрель
1. «Волшебные цветы» (рисование манкой)
• Задачи: Познакомить детей с манкой как с материалом для рисования, учить выполнять простые рисунки манкой; развивать познавательные процессы (воображение, зрительную память, внимание, мелкую моторику; умение работать в коллективе и индивидуально.
• Материал: Листы синего картона, клей ПВА, манная крупа.
•
• 2. «Ракета» (пластилинография)
Задачи: Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.
Материал: Лист картона, пластилин, вода в миске.
•
3. «Радуга» (рисование солью)
Задачи: учить передавать образ радуги, строение и форму используя клей ПВА и соль. Развивать мышление, память, моторику рук. Создавать положительный эмоциональный настрой.
• Материал: Большой лист бумаги, клей, краски акварельные, соль, вода.
•
4. «Ночной город»(аппликация из фольги)
Задачи: Учить детей выполнять аппликацию из фольги. Продолжать учить детей вырезать из фольги дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Бумага, тонированная чёрным цветом, свечи, акварель, кисть, баночки с водой, подставки, фольга, салфетки
•
5. «Веточка сирени» (аппликация из крепированной бумаги)
Задачи: Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы. Закрепить способ обрывания и сминания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать бережное отношение к природе, воображение.
Материал: Бумага для фона, сиреневая и бумага для цветов, зеленая для листьев, клей ПВА, кисть для клея, салфетки.
Май
1. «Салют» (рисование пышной краской)
Задачи: Учить детей использовать нетрадиционные материалы для рисования. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Плотный лист бумаги, приготовленные пышные краски, зубочистка.
•
2. «Бабочка»
•
3. «Ваза с цветами» (аппликация из макаронных изделий)
Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала — макарон, фасоли, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
Материалы: Макаронные изделия, пластилин, лист цветного картона.
4. «Подсолнух» (аппликация из крупы)
Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из нетрадиционного материала – крупы, семечек. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
Материалы: Лист цветного картона, клей, крупа, семечки, кисть, салфетки
Литература:
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
2. Дыбина О. В. «Творим, измеряем, преобразуем».
3. Лыкова И. «Кошки – мышки» детское художественное творчество.
4. Лыкова И. Цветные ладошки.
5. Интернет ресурсы.