Татьяна Туева
Консультация для педагогов «Работаем с календарями наблюдений».
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня хочу представить свой опыт работы с календарями погоды, надеюсь он будет полезен.
Всякая работа, проводимая с детьми, должна быть подчинена какой – то цели.
Например, в течение года мы с детьми отмечаем погоду на календарях, для чего? В первую очередь для того, чтобы закрепить знания, полученные детьми во время наблюдений. Но прошел месяц, другой, третий, у нас скопились листы календаря, что с ними делать?
Публикация «Консультация для педагогов „Работаем с календарями наблюдений“,» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Мы приклеили их последовательно на одном листе, и у нас получился общий календарь осени. Опираясь на который, можно провести с детьми обобщающую беседу об осени.
Примерное содержание вопросов.
– Какое время года изображено на страницах календаря?
– Как называются осенние месяцы?
– Одинаковая ли погода осенью — в сентябре, октябре, ноябре?
– Как она меняется?
– Как по значкам можно узнать, что в сентябре погода была теплее, чем в ноябре?
Затем подсчитали солнечные, пасмурные, дождливые и ветреные дни, сделали соответствующие записи.
Сравнили записи и выяснили, что в сентябре еще очень много теплых, солнечных дней, а вот пасмурных намного меньше, чем в октябре и ноябре. Отметили, что ветреных дней в каждом месяце одинаково. А когда стали подсчитывать количество дней с осадками, выяснили, что в сентябре осадки выпадали в виде дождя; в октябре к дождливым дням прибавились дни, когда шел снег; а в ноябре все осадки были в виде снега.
Во время последующей беседы, выделили характерные признаки осени.
– Что происходит с деревьями осенью?
– Как они меняются?
– Какие деревья осенью не меняют свой облик?
– Что происходит осенью с травой, травянистыми растениями?
– Когда больше цветов — в сентябре или в ноябре?
– Какие вы знаете осенние цветы?
– Что происходит осенью в лесу?
– Что люди собирают в лесу в начале осени?
– Какие съедобные грибы вы знаете?
– Как лесные звери готовятся к зиме?
– Что делает белка?
– Что делает бурый медведь?
– Какие птицы улетают на юг?
– Почему они улетают, почему они не могут остаться на зиму в наших краях?
– Что делают осенью люди в деревне?
– Чего много осенью в магазинах и на базаре?
– Что дети делают осенью (1 сентября?
Во время работы с календарями дети не только учатся проводить сравнительный анализ, но составляют описательные рассказы о каждом месяце, которые мы записываем со слов детей.
Например, вот какой рассказ составила Маша Макарова «Сентябрь – первый месяц осени, у него много теплых солнечных дней. Иногда солнце так греет, кажется, что лето вернулось, но уже появляются признаки осени. Листья на многих деревьях и кустах окрашиваются в желтый, красный и оранжевый цвета. Становится все прохладнее, люди надевают шапки и куртки. В конце сентябре начинается листопад».
После проведения сравнительного анализа, беседы и составления описательных рассказов предлагаем детям послушать содержание рассказов Бианки «Синичкин календарь», и сравнить их с собственными наблюдениями и рассказами.
В процессе такой работы дети закрепляют знания о природе, учатся анализировать, делать выводы, составлять рассказы, знакомятся с народными приметами.
Свои наблюдения дети отражают не только в календарях наблюдений, но и в процессе самостоятельной изобразительной деятельности. Ребята любят изображать объекты природы: с удовольствием рисуют солнце, облака, деревья и другие объекты природы.
Чтобы работам детей и календарям наблюдений найти достойное применение, мы вместе с детьми составляем портреты месяцев. Они оформлены в виде альбомов, состоящих из нескольких страниц.
К сожалению альбомы сфотографировать не успела, они были иотправлены на конкурс.
1 страница. Здесь изображены самые яркие приметы месяца.
2 страница. Календарь наблюдений погоды.
3 страница. Описание примет месяца (рассказы детей).
4 страница. Стихи, поговорки, пословицы, загадки о месяце.
5 страница. Работы детей, выполненные в процессе самостоятельной изобразительной деятельности.