Светлана Асоскова
Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях учителя-дефектолога, с детьми раннего возраста воспитывающихся в условиях Дома ребенка».
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в раннем возрасте. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей, воспитывающихся в Доме ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Основная задача Дома ребенка – обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, оптимальное состояние здоровья, подготовить их к жизни в обществе, облегчить им социальную адаптацию. Контингент детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т. п. Многие дети, поступающие из социально неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения развития. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в обучении, но и общего оздоровления детей.
Представляю вам ряд здоровьесберегающих технологий:
1. Точечный массаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и
мышечный слой в местах расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж также служит, как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Особенно хороший результат, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Это помогает расположить их к себе, настроить на положительный эмоциональный фон. Для детей раннего возраста рекомендуется массаж (игровые упражнения) : - Массаж лица; - Массаж шеи; - Массаж живота; - Массаж грудной области; - Массаж ушной раковины; - Массаж головы; - Массаж шейных позвонков; - Массаж рук; - Массаж ног.
2. Пальчиковая гимнастика. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Прелесть пальчиковых игр еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Простые правила игры:- чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
Чередуются три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.
3. Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции. Артикуляционная гимнастика может быть пассивной и активной.
4. Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.
5. Гимнастика глаз. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости. Если ребенок трет ладошками глазки и жалуется на усталость, необходимо провести с ним несложную гимнастику для глаз. Медленно закрыть глаза, посидеть так немного, а потом медленно открыть. Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
6. Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке). Цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия. Малышам очень нравится наступать на что-то новое, это их очень радует!
7. Игры на развитие мелкой моторики – являются неотъемлемой частью любого занятия с ребенком любой возрастной группы. Эти игры имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психического комфорта. Развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание и память. На занятиях с детьми 1 года жизни и с детьми–инвалидами большую часть занятия занимает развитие мелкой моторики и дифференцированные движения пальцев рук.
8. Физкультминутки. Чередование одного вида деятельности другим является мощным фактором поддержания высокой работоспособности и жизненного тонуса. На основании исследований Н. И. Сеченов сделал вывод: под влиянием активной формы отдыха утомление преодолевается быстрее, чем при пассивном отдыхе. Ускоренное преодоление утомляемости при активном отдыхе осуществляется благодаря полезному возбуждению нервной системы, которое возникает при включении в работу неутомленных мышечных групп. С детьми 3- 4 года жизни на индивидуальных занятиях используются разнообразные стихотворные физминутки, где сочетаются слова с движениями. С детьми более младшего возраста используется пассивная гимнастика.
Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми от рождения до 4х лет с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий обеспечат надлежащий уровень нервно-психического развития детей, помогут предупреждению возможных задержек в развитии познавательных и психических процессов.