Наталья Ротова
Консультация для педагогов «Педагогическая продуктивность»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая продуктивность.
Аналитическая справка
Авторская программа «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» разработана с учетом Закона РФ об образовании детей дошкольного возраста, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Публикация «Консультация для педагогов „Педагогическая продуктивность“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Проанализировав материалы научных трудов отечественных педагогов и психологов, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, воспитатель заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Актуальность разработки программы продиктована современностью из многих составляющих. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Парциальная авторская программа «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» включает в себя перспективное планирование НОД для старших дошкольников, которое может быть изменено и дополнено по усмотрению педагога. Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе
-Развивает уверенность в своих силах.
-Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Целью программы является развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.
Программа решает целый ряд задач, среди них:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Привить интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Кроме знакомых техник («рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью) дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография
Используемые методы проведения занятия ( словесные: беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет; наглядные; практические; игровые)
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Программа предусматривает связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. В программе представлены конспекты совместных мероприятий детей с родителями.
Таким образом, программа «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» направлена на положительные результаты в развитии творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Данная программа прошла успешную апробацию на базе МДАОУ «Детский сад № 36» станицы Марьянской Красноармейского района. Эффективность проведенной нами работы и выявление положительной динамики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о необходимости и целесообразности данной программы.
Авторская программа «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» внедрена в практическую деятельность детских садов марьянского сельского поселения.