Гречишкина Татьяна
Работа в зоне космоса по системе Марии Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ : ОСНОВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОНТЕССОРИ.
Мария Монтессори говорила, что наука и история на свой лад пересказывают одну и ту же историю: о непрерывном формировании вселенной. Космическое воспитание рассказывает эту историю целиком. В свойственной только Монтессори манере практика космического воспитания выявляет глубинные связи между такими предметами как астрономия, химия, география, история, биология и многими другими.
Публикация «Работа в зоне космоса по системе Марии Монтессори» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
В своей книге «Дети вселенной» последователи метода Монтессори Майкл и Д'Нил Даффи красиво резюмируют основную цель космического воспитания : «Этот шестилетний Монтессори-опыт даёт детям возможности ощутить свою связь с мирозданием, распознать своё место в нём и понять, какое огромное значение это имеет для дальнейшей жизни».
Что же такое космическое воспитание?
Космическое воспитание - что за странное название раздела в методике М. Монтессори в нашем детском саду? (Дети попросту называют его «Космос»). Можно подумать речь идёт о звёздах планетах и спутниках. Не совсем. Нельзя так же сказать, что это природоведение.
Центральная идея космического воспитания - познание человека во всём многообразии и сложности, его место в культуре, истории, природе. Микрокосмос - это я, мой дом, моя мама, мой детский сад. Макрокосмос - это тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее всё, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймёт, что развитием необходимо управлять сознательно.
Космическое воспитание – это не «учебный план» или набор знаний, а, скорее, способ цельного представления информации, стимулирующий исследования различных направлений, примерно соответствующих традиционным академическим предметам.
«Цель обучения не в том, чтобы сделать из ребёнка ходячую энциклопедию. Все выученные факты теряются на фоне того, насколько богаче становится картина мира ребёнка из-за познания себя и своего места в мироздании».
Космическое воспитание даёт обществу детей, умеющих думать о том, кто они есть как личности, как представители человечества, как граждане страны, как участники планетарной экосистемы и так далее. В конечном счете, оно приводит к мысли о том, что у человечества, возможно, есть «космическая» задача, высший смысл существования, выходящий за рамки потребления и воспроизведения.
Актуально ли сейчас космическое воспитание?
В двадцатом веке Мария Монтессори видела в космическом воспитании способ защитить человечество от угрозы самоуничтожения, вызванной, как тогда казалось, бесконечными войнами и политическими конфликтами. В двадцать первом веке глобальная осведомленность, сотрудничество и мирные переговоры исключительно важны для решения тех проблем, которые Монтессори не могла даже и предсказать. Космическое воспитание помогает подготовить детей успешно справляться с задачами, которые ставит перед ним современная реальность.
«Детям нужно показывать вселенную, – писала Мария Монтессори в книге «Обучение человеческого потенциала». – Вселенная грандиозна в своём существовании и является ответом на все вопросы». Монтессори своими глазами наблюдала стремление детей понять самих себя, свой мир и место в нём. Её мечтой было, что космическое воспитание поможет детям вырасти в ответственных сыновей и дочерей большой человеческой семьи и привьёт им понимание, этику и самопознание, необходимые для преобразования мира.
Цитируя Даффи: «Космическое воспитание обучает детей распознавать базовые потребности, которые у нас есть, и уважать культурные отличия в том, как мы удовлетворяем эти потребности. Подобное воспитание может привести нас к тому будущему, в котором царит настоящий мир, тот, о котором мечтала Мария Монтессори».
Таким образом, центральная идея космического воспитания - познание человека во всем его многообразии и сложности, его места в природе и культуре.
Один из главных принципов Монтессори-педагогики – наблюдение и своевременная поддержка самостоятельного развития ребенка.
Кто может больше порадовать нас, чем малыш, делающий первый шаг или сказавший первое слово? А ведь для него различить журчание лесного ручья, заметить движение неба в речной воде, обнаружить рождение потомства у ручной белой мыши – та же радость, что и для нас, взрослых наблюдение его победного взросления. Любовь ребенка к природе абсолютно бескорыстна. Малыш просто любит все проявления жизни.
Разумеется, учить детей наблюдать природу не означает требовать: «Наблюдай!». Малыш мало что заметит вокруг, если страсть к наблюдению у него не выработана с раннего детства, когда он видел вокруг себя простые, но необходимые ему вещи или отмечал особенности поведения близких ему людей. Ребенок может так и не научиться наблюдать природу, если находящиеся рядом с ним взрослые сами не умеют удивляться и восхищаться ею.
– Ух-ты! Какая луна сегодня полная! Видны даже темные пятна! Говорят, это лунные моря…
– Ух-ты! Здесь лужа после дождя была, а теперь исчезла! Интересно, куда она делась?
– Ух- ты! Одуванчик был желтый, а теперь в пушок превратился!
Так много раз за день удивляется мама или наставница в детском саду. А малыш стоит рядом, вертит головой, и тоже удивляется.
Главные цели космического воспитания :
1. Достижение гармонии между природой, человеком и социумом, т. к. люди должны жить в гармонии с собой, с обществом, с окружающим миром.
2. Упорядочить представления детей об окружающем мире.
Раздел «Космическое воспитание» связан с другими разделами программы: «Грамота», «Математика», «Сенсорика». Здесь он часто использует полученные навыки и знания в своей работе. Эта взаимосвязь способствует:
- упорядочению хаоса окружающего мира в сознании ребёнка;
- ориентации ребёнка в пространстве и времени;
- расширению кругозора;
- увеличению словарного запаса;
обеспечивает интегрированный подход к обучению, построенный на основе чёткой научной классификации;
- помогает получить знания и жизненный опыт;
- даёт возможность узнать и понять культурные ценности родного народа и народов других стран;
- воспитать высокие моральные качества и умение жить в обществе.
В результате космического воспитания закладывается фундамент личности и тем важнее понять с какими качествами, по мнению Марии Монтессори, ребенок переходит в начальную и среднюю школу. Здесь у детей развиваются следующие качества: ярко выраженная индивидуальность, способность концентрироваться на работе, воля, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, и, наконец, интуиция.
Второй итог космического воспитания - развитие способности ребенка к полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта концентрация настолько абсолютна, что ребенок, увлеченный выбранной им работой, не замечает никаких других раздражителей вокруг себя таких как люди, музыка, шум. По наблюдениям Монтессори : "Ни один учитель не смог бы настоять на такой концентрации внимания. Но, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства"
Третий итог - это тренированная воля ребенка. Воля, по мнению М. Монтессори, подобно всем другим способностям, усиливается и укрепляется благодаря упражнениям. Когда ребенок последовательно выполняет серию скоординированных действий, направленных на достижение результата, когда он достигает некой цели, то "можно сказать, что он беспрерывно упражняет свою волю". Действительно, разве ожидая своей очереди поработать с материалом, аккуратно обходя коврики своих товарищей, ребенок занимается не организацией своей воли, не "приводит возбуждение и торможение в соответствие"
Сильная воля и самоконтроль позволяют сформировать и высокое чувству ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Отметим также трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, которое приобретается детьми. М. Монтессори считает, что эти тенденции генетически заложены в каждом человеке, как космическом субъекте. Монтессори-классе ребенок сам выбирает себе работу и выполняет ее без вмешательства. Наблюдения показали, что дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.
Еще одно достижение космического воспитания - развитая интуиция. Во время Монтессори-урока ребенок выбирает один материал, а не другой, но не может объяснить почему. Тем не менее, как считает М. Монтессори, выбор глубоко мотивирован и является формой самовыражения, посредством которой мы можем следить за развитием детей. Ребенок выражает свои потребности яснее выбором, чем словами. По М. Монтессори, эта способность не тоже самое, что сознательное обоснование. Она более похожа на интуицию. Интуиция позволяет ребенку выбирать то, что ему необходимо, может быть легко утеряна. Космическое воспитание позволяет помочь ребенку не потерять эту способность, а значит благодаря ей, в конце концов, приблизить детей к пониманию их космических задач.
И еще один итог космического воспитания - хорошая социальная адаптированность. Обстановка в Монтессори-группе дает ребенку шанс почувствовать себя свободным, независимым, активным членом реального общества в миниатюре. У него есть возможность практиковаться в наивысшем из всех искусств - искусстве сосуществовать в добрых взаимоотношениях с другими людьми.
В группах для детей 3-6 лет, работающих по методу Монтессори, сто лет назад зоны космоса не было. Но современные реалии требуют от нас помочь детям, которые с самого рождения летают по всему миру, смотрят телевизор и пользуются интернетом, разобраться с валом информации и впечатлений
Задачи курса:
1. Научиться наблюдать за окружающим миром. Знакомство с понятиями ” живая и неживая природа”, ” Растения”, ” Животные”. Упорядочивание впечатлений от наблюдений за природными явлениями, в результате чего формируется собственный жизненный опыт на соответствующие навыки экологической культуры ребенка.
2. Благодаря работе с географическими глобусами и картами ребенок открывает для себя мир, страны мира, знакомится с понятием Планета Земля, учится ориентироваться на карте и глобусе, находить родной город и страну, страны мира и континенты.
3. Ребенок учится понимать свою ответственность за свое здоровье. Воспитывается ответственность в достижении соответствующего уровня личной гигиены. В этом процессе ему помогает умение следить за собой, своими мыслями, осознавать первопричины своих деструктивных реакций и использовать методы осознания для трансформации первопричин этих реакций.
Зона космического воспитания включает :
1. Материалы для формирования представлений ребенка о течении времени: линии времени, календари.
2. Материалы для формирования представления о географии (континенты, ландшафты, природные зоны, солнечная система)
3. Материалы для формирования представление о живой и неживой природе, о обитателях леса, воды, воздуха, о классификации растений, животных, о их строением и процессах рождения, развития и смерти.
4. Дети знакомятся с удивительными экзотическими созданиями природы: прекрасными раковинами, камнями, семенами, кораллами, грибами и т. д.
5. Материалы для формирования представление о науке ( четыре стихии: вода, земля, воздух, огонь и эксперименты с ними)
6. Материалы для формирования представление о строении тела человека.
7. Материалы для проведения опытно - экспериментальной деятельности.
Мария Монтессори рассказывала своим детям Большие Истории – про возникновение Земли, жизни, письменности и т. п. Сейчас я делаем это в форме проектов, в которые включены и творчество, и музыка, и семьи детей. Один из проектов который очень увлек детей и родителей "строение человека".
Проект «Строение тела человека».
Актуальность:
В среднем возрасте ребенок активно познает окружающий мир, но не менее важно, чем всё окружающее, это - познание себя. Строение своего тела, организма, значение и функции каждого органа. Отсюда забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни. Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей, объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение. Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о строение своего тела, должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.
Проблема:
Недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о себе, о строении своего тела, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Цель проекта:
Расширять представление о своём организме и его строении.
Сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
Познакомить детей с внешним и внутренним строением человеческого организма.
Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.
Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
- Части тела (руки, ноги, голова, пальцы, живот, спина)
- Внутренние органы (сердце, легкие, желудок, печень, почки, кровеносная система)
- Органы чувств (глаза, уши, нос, язык)
Дети должны уметь:
- Следить за чистотой своего тела.
-Выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Реализация проекта:
1. опытным путем изучить строение тела человека
2. Изучить строение внутренних органов.
3. Посещение медицинского кабинета.
4. закрепление полученных знаний.
Результаты реализации проекта.
Реализация данного проекта помогла детям относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. У детей развилось представление о своем теле; организме; дети учатся жить в гармонии с собой и с окружающим миром; стали проявлять интерес к оздоровлению собственного организма. Родители прислушиваются, и выполняют рекомендаци педагогов в области здоровьесбережения детей; активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе; грамотно и творчески стали относиться к вопросам правильного питания и гигиены, воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны.
Еще одно направление которое я часто использую в работе с детьми в зоне космического воспитания - это экспериментирование.
Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.
На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей я справляемся с помощью организации опытно – экспериментальной работы с дошкольниками.
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - один из главных источников получения представлений о мире.
В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
В нашей группе дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач зоны экспериментирования – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его активная субъективная деятельность.
Очень интересно проходят занятия-опыты с детьми, как с младшими, так и со старшими детьми. Иногда такие занятия-опыты проводим по подгруппам, но часто и со всей группой. Дошкольникам задаются вопросы: "Какой песок легче – сухой или мокрый? ”, "Что тонет в воде – камень, песок или дерево? ”, "Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду? ”, "Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой? ” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить.
Опытно – экспериментальная деятельность
«Тайна вулкана»
Цель:
Познавательное развитие:
• обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
• расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
• развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Речевое развитие:
• расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
• активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.
Социально-коммуникативное развитие:
• воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира
• создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
• поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;
Планируемый результат:
1. Повышение познавательной активности, заинтересованности в результате своей деятельности, интереса к экспериментированию.
2. Расширение кругозора дошкольников.
План реализации экспериментальной деятельности.
1) Рассматривание иллюстраций, беседа о вулканах (напомнить детям - гора, вулкан, кратер, лава)
2)Повторение правил поведения при проведении опыта.
- Внимательно слушать.
- Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
3)Приступаем к эксперименту.
В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете;
насыпаем 2 столовые ложки соды;
добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);
затем - 1 ложку жидкого мыла.
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально – исследовательской деятельности по теме: «Тайна вулкана», можно сделать следующие выводы: дети узнали о возникновение природных образований, получили первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.
Целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Результаты работы в зоне космического воспитания.
В процессе работы с «космическими» материалами ребенок учится определять время (знает времена года, названия месяцев, дни недели, час, полчаса, четверть часа, минуту; запоминает свое имя, фамилию, день своего рождения). Ребенок использует измерительные приборы: часы, линейку, метр, термометр, календарь, весы. Он различает живое-неживое, земные элементы (земля, вода, воздух, огонь); классифицирует, например: человек, растения, животные; овощи- фрукты, цветы-деревья-кустарники, рыбы-птицы-звери; знает основное строение растений, названия частей тела человека, животных; различает сушу-море, остров, полуостров, перешеек, залив; знает названия континентов, некоторых стран и страны, города, где он живет, может показать их на карте; называет свой адрес, номер телефона; он объясняет смену дня и ночи, времен года; называет планеты и созвездия.