Галина Баранова
Элементы методики Марии Монтессори в повседневной жизни для детей от 2-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в социальном учреждении находятся в условиях сенсорной депривации, поэтому все новые предметы, как правило, вызывают у наших детей недоверие, страх. У них не появляется самопроизвольный интерес, как у детей в норме.
Вызвать интерес и желание действовать с предметами - это первая задача. Для развития сенсорных навыков я насыщаю окружающую среду разнообразными предметами естественной жизни, но подбираю эти предметы с дидактическим смыслом. В работе использовала крупный и мелкий бросовый материал, разнообразный по форме, цвету, структуре. Материал предоставляет возможность ребёнку не только тренировать мускулатуру кисти руки, развивать мелкую моторику трёх основных пальцев руки, но тренироваться в дифференцировании и распределении цветов, в сравнении и различение форм.
Публикация «Элементы методики Марии Монтессори в повседневной жизни для детей от 2-х лет» размещена в разделах
Индивидуально подбирала каждому ребёнку упражнения, учитывала сензитивные периоды развития. Поддерживала интерес ребёнка, помогала рука в руке, если не получалось. Обязательно давала положительную оценку выполненного упражнения. В самом начале использовала крупный, затем мелкий материал. Все задания сопровождаются пояснениями, что способствует обогащению пассивного и активного словаря ребёнка. А так же решается ряд воспитательных и коррекционных задач.
В повседневной жизни дети часто не умеют выбрать чем им заняться, во что поиграть. Эти упражнения помогают тренировать детей в умении делать самостоятельный выбор. Они доступны детям раннего возраста.
Рекомендации: каждое упражнение выполняется вначале вместе с воспитателем, а затем самостоятельно, но под наблюдением взрослого.
В конце упражнения. ребёнок каждый раз убирает на подносе. И только после этого упражнение считается законченным. Остальные дети, не мешают играть, приучаются ждать, когда освободиться поднос с предметами. Воспитатель даёт положительную оценку, если необходимо. То предлагает повторить задание вместе рука в руке.
Подносы достаточного размера, коробочки с предметами должны легко открываться и закрываться.
Конспект упражнения. Раскладывание крышек и пробочек.
Конспект упражнения. Раскладывание каштанов и косточек.
(занятие на основе природного материла)
Возраст от 2 лет.
Конспект упражнения. Рисунки на подносе (манная крупа).
Возраст от 2лет.
Конспект упражнения. Раскладывание крышек и пробочек.
Цель координация движений руки. Тренировка мускулатуру кисти руки. Концентрация внимания.
Возраст от 2лет.
Задачи:
Образовательные: учить захватывать предмет всей рукой, правой или левой рукой. Удерживать и нести его в нужном направлении.
Воспитательные: вызвать интерес к новому виду деятельности, умение выполнить упражнение до конца.
Коррекционные: тренировать мускулатуру кисти рук (захватывать один предмет, координацию, внимание, память.
Материал
На подносе два одинаковых блюдца и стоит чашка с желтыми крышками и пробками. Предметов по пять (количество может увеличиваться или уменьшаться).
Описание работы.
Ребёнок ставит перед собой поднос с материалом. Он берёт правой рукой (или левой, если он левша) один предмет (пробочку) и кладёт его на блюдце. Затем берёт следующий один предмет (крышку) и кладёт её на другое блюдце. Когда работа будет закончена, предметы перекладываются обратно в чашку.
Комментарий. В процессе упражнений с этим материалом ребёнок тренирует мускулатуру кисти рук, что очень важно для укрепления всех пальцев при подготовке к сложным письменным работам, к механическим действиям руки. Тренируется умение вычленять один предмет из множества.
Конспект упражнения. Раскладывание каштанов и косточек.
(занятие на основе природного материла)
Возраст от 2 лет.
Предварительная работа. Знакомим с разным природным материалом (шишки, желуди, каштаны, косточки от слив, собираем на прогулке.
Цель развитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Подготовка руки к письму.
Задачи:
Образовательные: учить выполнять действия одной рукой, взяв предмет тремя пальцами. Учить выполнять действия самостоятельно. Выполнять упражнения по слову воспитателя. Закреплять умение обследовать предметы (погладить, надавить, прокатить).
Воспитательные: воспитывать интерес к разным предметам, закреплять обобщающее понятие плоды. Закреплять в речи слова каштан, косточка, форма круглая, размер (большой, маленький).
Коррекционные: тренировать мелкую моторику трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Развивать зрительное внимание, память.
Материал.
На подносе два одинаковых блюдца, и стоит чашка с каштанами и косточками от слив (можно использовать и другой материал).
Количество предметов может быть разное.
Описание работы.
Ребёнок ставит на своё рабочее место поднос с материалом. Он берёт правой рукой (или левой, если он левша) один предмет из чашки и кладёт его на блюдце. Затем тремя пальцами снова берёт другой предмет и кладёт его на другое блюдце. Воспитатель следит, чтобы малыш не спешил и выполнял упражнение тремя основными пальцами руки. Ребёнок работает самостоятельно. Когда работа будет закончена ребёнок
Комментарий. В процессе упражнений с этим материалом ребёнок тренирует мелкую моторику трёх основных пальцев руки. Что очень важно для укрепления всех пальцев при подготовке к письму. Тренирует внимание, память. Помогает формировать обобщающее понятие плоды (предметы могут меняться).
Конспект упражнения. Раскладывание фасоли.
Возраст от 2 лет.
Цель. Развитие мелкой моторики. Координация движений руки. Тренировка мышц кисти руки.
Задачи:
Образовательные: учить выполнять действия одной рукой, взяв предмет тремя пальцами. Учить выполнять действия самостоятельно. Выполнять упражнения по слову воспитателя.
Воспитательные: воспитывать интерес к мелким предметам. Закреплять в речи слова: фасоль, круглая; размер (большой, маленький); цвет (белая, чёрная).
Коррекционные: тренировать мелкую моторику трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Развивать зрительное внимание, память, усидчивость.
Материал.
На подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике с 12 ячейками. И стоит чашка с фасолью белого и черного цвета.
Описание работы.
Малыш берёт с полки поднос с материалом и ставит перед собой. По очереди одной рукой, взяв фасоль тремя пальцами, он кладёт в ячейку. Ячейки постепенно заполняются. В каждой лежит только одна фасоль. Когда упражнение будет выполнено, ребёнок перекладывает обратно в чашку. Усложнение:
- Раскладывать фасоль на верхнюю ячейку только белую.
- На нижнюю только чёрную фасоль.
- Раскладывать, в определённом порядке чередуя белую и чёрную фасоль.
Комментарий. В процессе упражнений с этим материалом ребёнок тренирует мелкую моторику трёх основных пальцев руки. Что очень важно для укрепления всех пальцев при подготовке к письму. Тренирует внимание, память. Помогает тренировать усидчивость, целеустремлённость. Умение выполнять задание самостоятельно, а воспитатель, играет роль наблюдателя и профессионального помощника.