Светлана Торопова
Внедрение и использование инновационных технологий. Методика Марии Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее развитие – методика М. Монтессори, или «Помоги мне это сделать самому»
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящей главной целью формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации взаимодействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка. В настоящее время все педагоги, коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии. Благодаря использованию технологий и их интеграции – образовательный процесс становится эффективным, результативным, интенсивным, современным, экономичным.
Темочки:
Система М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашем современном мире, несмотря на более чем 100-летнюю практику, очень тесно перекликается с требованиями ФГОС ДО.
Все без исключения мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным, уверенным в себе человеком. Методика Марии Монтессори поможет вырастить свободную, творческую, гармоничную личность.
С введением ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития». Также в стандарте говорится, что реализация программы должна осуществляться «форме специфической для данного возраста, прежде всего в игре».
Иры по методике М. Монтессори способствуют развитию, каких – либо навыков, умений, позволяющих ребёнку делать необходимые выводы, а точнее маленькие открытия. К материалам, позволяющим приобрести практические навыки, относятся не только специально разработанные и сделанные пособия, но и самые обычные предметы, которыми мы часто пользуемся в повседневной жизни.
В группе с использованием методов и приёмов М. Монтессори детей учит сама окружающая среда. Всю программу воспитания и обучения ребёнок устанавливает сам себе. Пособия и игровой материал всегда доступны. Дети пользуются ими столько, сколько считают нужным. Таким образом, они приобретают независимость, самостоятельность и ответственность. А это полезные и сложные навыки, которые необходимо усвоить маленьким детям. Давайте, разберёмся более подробно.
Новорождённый малыш ещё лежит в колыбели, а многие родители уже беспокоятся о его развитии. Сегодня в любом журнале, книге, интернете можно найти множество методик раннего развития: «Развиваем с 6 месяцев», «Обучаем чтению с двух лет» и т. д. Голова идёт кругом от всего изобилия методов и методик, развивающих игр и дидактических материалов. Прежде, чем приступить к освоению методики Марии Монтессори, давай те разберёмся, что такое «раннее развитие».
Термин «раннее развитие» прочно вошёл в нашу жизнь. После того, как учёные выяснили, что развитие клеток головного мозга к трём годам завершается на 70%, а к 6 годам на 90%, стало ясно, сколько возможностей мы опускаем, не используя врождённый потенциал малыша. После рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются слух, зрение, обоняние, вкус, осязание – ребёнку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение новых знаний, новых впечатлений, новой информации является необходимостью. Мозг ребёнка всё время работает, учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что позволяют себе взрослые. Методика М. Монтессори раннего развития помогает справится, и разобраться как помочь малышу с этой задачей.
Ключевое слово в лексиконе М. Монтессори – это «свобода».
Цель её методики – воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность.
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.
Основной принцип Монтессори – подвигнуть ребёнка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию.
Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому».
Сама Монтессори называла свою педагогическую систему системой развития ребёнка в дидактически подготовленной среде.
У ребёнка есть внутренние потребности осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы ребёнок развивался, образовывал себя уму необходимо создать условия, «подкидывать «уголёк» в топку его ума».
Для развития и воспитания детей необходимо:
Создать развивающую среду
Вместе с детьми выполнять несколько чётких и простых правил
Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Всё довольно просто и жизненно: взрослые устанавливают порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но в своём собственном ритме, согласно своим индивидуальным потребностям.
Я в своей работе придерживаюсь именно методике Монтессори.
Как построить свою работу:
1. необходимо разработать предметно-пространственную среду, такую, чтобы попадая в неё, ребёнок мог учиться самостоятельно.
2. собрать, изготовить необходимый дидактический материал
3. поддерживать и обогащать предметно-пространственную среду
4. Показать, объяснить, но никогда не делать за ребёнка. Ребёнок должен сам, методом проб и ошибок научиться всему сам!
При такой методике воспитания и обучения у детей появляются не только новые умения и навыки, ребёнок приобретает чувство независимости и уверенности, развивает естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объёме, который он в состоянии освоить. Ребёнка должна учить сама окружающая среда.
Методика М. Монтессори сейчас очень популярна, она идентична требованиям ФГОС, к предметно-развивающей среде по ФГОС.
Как заниматься с детьми
1. Развивающая среда с играми, игровыми пособиями должна быть доступна.
2. не ставьте перед собой цель воспитывать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребёнка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим – испортить характер ребёнка.
3. Разговаривайте с детьми обо всём и везде – на прогулке, в совместной деятельности, комментируйте все свои действия, обсуждайте ближайшие планы. Разговоры с детьми, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.
4. Не нагружайте детей знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше занимайтесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.
5. Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, в ущерб остальным. Действуйте по интересам детей.
6. Все игры и НОД вводите по принципу от простого к сложному. Если дети не справляются с чем – то упрощайте задания.
7. Используйте как можно больше разнообразных методических пособий. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, изо-деятельности и др.
8. Радуйтесь каждому успеху детей и хвалите их!
9. С самого раннего детства предоставьте ребёнку как можно больше самостоятельности в быту
10. не забывайте, что высокий интеллект – это ещё не самое главное в жизни.
Дидактические материалы и пособия
Огромное значение для развивающей среды имеют специальные дидактические материалы и пособия. Для чего они нужны? Любой дидактический материал имеет две цели: прямую и косвенную. Прямую -перед собой ставит сам ребёнок (играет с цветным кубом). Косвенную цель – ставит педагог или родитель: когда ребёнок манипулирует, рассматривает куб, у него развивается восприятие цвета, координация движений, концентрируется внимание.
Дидактические игры и материалы нужны чтобы:
1. работая самостоятельно с дидактическими материалами, ребёнок учится ставить перед собой цель
2. Он получает практические навыки решения разных задач
3. У него формируется способность находить собственные ошибки и исправлять их, потому что действует методом проб и ошибок.
Самый оптимальный период, когда ребёнок активно развивается с 3 месяцев до 6 лет. Использование предметов и пособий на основе системы Марии Монтессори не только развивает детей, но и делает их жизнь интересней.
Многие вещи вам не придётся покупать: они есть в каждом доме, у каждой хозяйки. Главное найти им правильное применение.