Елена Бочегова
Методика раннего развития детей Марии Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Мария Монтессори — известный итальянский педагог. В ее честь было названо целое педагогическое направление — «Монтессори-педагогика». Монтессори основывала свою педагогику в основном на развитии детской моторики и сенсорики, а также развитии у детей навыков письма, чтения и счета. Основу методики Монтессори составляет то, что каждый ребенок уникален. Основу ее педагогической теории составляют три элемента: ребенок, окружающая среда, учитель. Центральным элементом является ребенок, самостоятельно изучающий мир (окружающую среду). Роль взрослого — наблюдать за процессом саморазвития ребенка, помогать ему. По методу Монтессори именно ребенку предоставляется возможность самостоятельно развиваться, двигаться, но если требуется помощь взрослого, то он ее получает. Функция же взрослого состоит в том, чтобы организовать среду для ребенка, в которой и осуществляется это самостоятельное движение. Основной принцип метода Монтессори — это подтолкнуть ребенка к самовоспитанию, саморазвитию, самообучению. «Помоги мне сделать это самому» — главный девиз педагогической теории М. Монтессори. Желание ребенка изучать мир, совершать конкретные действия в данный момент времени, проявлять самостоятельность — только это должно приниматься в расчет. Пока малыш сам не возьмет ложку в руки, он не научится есть самостоятельно. Пока ребенок не зашнурует огромное количество ботинок, не расстегнет сотни пуговиц, он не научится это делать. Монтессори предложила превратить этот процесс в увлекательную игру, создав большое количество развивающих игрушек для всех возрастов. В подборе таких пособий М. Монтессори опиралась на принцип последовательности: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Ребенок получал свободный доступ ко всем таким игрушкам и сам выбирал, чем заняться, сколько времени посвятить этому занятию, у кого попросить помощи при его выполнении. Малыш с момента рождения стремится получить новые знания, и предметы, окружающие его, должны оказывать помощь в этом стремлении.
Темочки:
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Монтессори условно разделила жизнь ребенка на несколько периодов, в которые ребенок наиболее восприимчив к каким-либо вещам, наукам, практическим действиям и в которые у ребенка развивается тот или иной участок головного мозга. Например, согласно условному разделению Монтессори, в возрасте от рождения до 6 лет происходит развитие речи (то есть в этот период малыш легче всего обучается говорить, а в возрасте от рождения до 3 лет ребенок наиболее восприимчив к порядку, это период наиболее активного взаимодействия с взрослыми, наиболее благоприятный период для обучения чтению с 3 до 5,5 лет. Взрослые должны учитывать эти возрастные особенности развития детей и использовать их для обучения. Для того чтобы понять, как ребенок реализовывается и утверждается, Монтессори настаивала на том, что любой ребенок еще от рождения имеет свой внутренний зародыш (или «духовный эмбрион») и что только в процессе развития ребенка этот зародыш может раскрываться и реализовываться. Для самого же процесса развития Монтессори считала обязательным выполнение перечисленных ниже условий.
Ребенок и его развитие полностью зависят от окружающей среды и находятся с ней в постоянном контакте.
Обучающая среда — это предметы, вещи, пособия, практические навыки, которые можно получить с помощью этих предметов. Например, кувшинчики, чашечки, ложки, всевозможные виды круп. С их помощью малыш учится переливать воду из кувшинчика в чашки, пересыпать ложкой крупу, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Условно все пособия, предложенные Монтессори и ее соратниками, можно разделить на пять зон. Зона первая — практическая; вторая — сенсорная (развитие органов чувств); третья — математическая (логическая); четвертая — русский язык (гуманитарная); пятая
— космическая (знания об окружающем мире). «Обучать — это значит создать развивающую среду».
Обязательная свобода ребенка. Свобода для М. Монтессори состоит в том, что у каждого конкретного малыш есть своя собственная цель, своя собственная программа ее достижения (средства, время достижения, определенный набор действий, учитывающая индивидуальные потребности ребенка. Что изучать, как изучать, с помощью, каких пособий, ребенок решает самостоятельно. Дети, обучающиеся по системе М. Монтессори, демонстрирует такие качества, как организованность, ответственность, самостоятельность.
При отсутствии хотя бы одного из этих условий возможности и потенциал ребенка раскрываются неполностью и, как следствие, останавливается рост ребенка как индивидуальности, личности.
Монтессори в течение своей практики доказала тесное взаимодействие физического и умственного развития ребенка и что умственное развитие не может быть успешным без развития физического.
Монтессори установила, что у каждого ребенка есть свои периоды развития, каждый из которых заканчивается приобретением того или иного навыка. Если ребенка задерживают от вида выбранной им деятельности, то природный путь этих знаний утрачивается им навсегда.
Первый период жизни ребенка Монтессори обозначила как порядок. Но важно помнить, что понимание порядка сильно отличается у взрослого и у ребенка. Для взрослого порядок — это то, что каждая вещь имеет определенное место и находится именно там, а для ребенка — это видеть вещи в окружающей среде на обычных местах. Свою необходимость в порядке ребенок может обозначать следующими способами:
- показывать радость от того, что видит вещи на своих местах;
- плачет, если нет той или иной вещи на ее обычном месте;
- начинает настаивать на том, чтобы вещь была положена на обычное место или чтобы привычные для ребенка действия выполнялись как обычно.
Согласно этому можно привести следующий пример понимания ребенком порядка: на празднование Нового года мама 4-месячной девочки привела себя в порядок: сделала прическу, наложила макияж, надела новое красивое платье. Когда ее дочка увидела все произошедшие с мамой перемены, она стала плакать, отказываться идти к маме на руки. В итоге мама переоделась в свою обычную домашнюю одежду, привычную для ребенка. Девочка сразу успокоилась и пошла к ней. Для этой девочки понимание порядка сводилось к тому, что она привыкла видеть свою маму в домашней одежде, и, увидев то, что мама изменилась, девочка приняла эти изменения как проявление беспорядка.
Второй период, который Монтессори обозначила в жизни ребенка, берет свое начало в желании ребенка изучать окружающий его мир с помощью рук и языка. Это изучение происходит на сенсорном уровне. При использовании ребенком своего языка, т. е. слов, которыми ребенок пользуется для разговора, и использовании различных движений, которые ребенок делает в том или ином случае, происходит его интеллектуальное развитие. Наблюдая за этими двумя процессами, Монтессори пришла к выводу, что именно речь и руки играют важную роль в развитии интеллекта ребенка. При этом для развития мелкой моторики рук Монтессори советовала нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп и т. д.
Третий период развития ребенка — это период хождения. По мнению Монтессори, этот период сравним со вторым рождением, т. е. из беспомощного ноИ, наконец, пятый, завершающий период развития ребенка от рождения до 3 лет включает в себя интерес ребенка к социальным проявлениям жизни, таким как общение с другими детьми, совместная деятельность (игра) детей и т. д.
По мнению Монтессори, мозг ребенка от рождения до 3 лет сравним с губкой, которая впитывает в себя совершенно все из окружающего мира. Этот процесс продолжается до 3 лет, и только в 3 года ребенок абсолютно готов к интеллектуальному развитию.
Интеллектуальное развитие ребенка, стимуляция познавательного интереса — важнейшая задача развития малыша. М. Монтессори разработала систему интеллектуального развития малыша через чувственное (сенсорное) познание. Малыш через форму, цвет, размеры, температуру, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки (различных качеств предметов) получает знания об окружающем мире (шершавые буквы, шумящие коробки, башенки, цилиндры, клавиши, рамки со шнурками и пуговицами).
Причем, выделяется важнейшее, определяющее качество предмета, на которое и обращается внимание ребенка. Например, для того чтобы ребенок сформировал представление о размерах, понятие «больше — меньше», предлагаются манипуляции с разными по размерам цилиндрами. Для того чтобы разобраться в понятиях формы, малышу предлагаются занятия с плоскими геометрическими фигурами. Для развития моторики Монтессори рекомендовала давать детям всевозможные рамки с пуговицами, бантами, шнурками.
Возможно, спорными моментами этой педагогической теории является принижение значения сюжетно-ролевой игры и чтения сказок в жизни ребенка. Малышу, обучающемуся по методике М. Монтессори, просто некогда играть в привычном для нас смысле этого слова. Сказки же вообще могут принести вред, ведь, по мнению М. Монтессори, из них ребенок может почерпнуть негативный опыт поведения. Многие считают, что недостатком системы М. Монтессори является крайний индивидуализм ребенка, что может помешать в будущем, где потребуется работа в группах, существование в большом коллективе. И все же рациональное зерно в педагогических идеях М. Монтессори есть, и родители могут воспользоваться ими. На сегодняшний момент в магазинах представлены в большом количестве разнообразные рамки Монтессори. Это дощечки (кубы) с отверстиями разных форм и размеров и вкладыши к ним. Малыш подбирает нужный вкладыш к подходящему отверстию. Пособия можно изготовить и своими руками.
«Волшебная» дорожка
С помощью данного приспособления можно развивать тактильные ощущения. Такую дорожку рекомендуется сделать для малыша с 10 месяцев. На пол, предварительно постелив старую клеенку или куски обоев, высыпается секторами по кругу речной песок, мелкие гладкие камешки, какие-нибудь зернышки (рис, чечевица, кусочки мятой бумаги, кусочки меха или ваты, монетки, отрезок какой-нибудь шершавой ткани (махровое полотенце). Малыш босиком прогуливается по «волшебной» дорожке, стараясь не сойти в сторону. Такое занятие не только способствует формированию координации движений, но развитию речи. Давно известно, что центры речевого развития и тактильных ощущений в головном мозге находятся рядом. Со стимуляцией центра тактильных ощущений происходит воздействие и на речевой центр. Поэтому педиатры рекомендуют, чтобы летом дети бегали босиком по траве, песку, морской гальке.
Песочница
М. Монтессори отмечала положительное воздействие всевозможных занятий с песком (пересыпание песка из ладошки в ладошку, строительство домиков, дорог) для развития умственных способностей через тактильные ощущения. В каждом дворе есть песочница, а зимой можно поставить в квартире большую коробку, заполненную чистым песком.
Мешочки с наполнителем
Начиная с 6 месяцев малышу можно давать играть с полотняными мешочками, заполненными зерном. Нужно сшить несколько пар небольших мешочков, заполнить их разнообразной крупой, зерном по парам. Например, два с рисом, два с гречкой, два с горохом. Задача малыша подобрать на ощупь мешочек с таким же наполнителем.
Лоскутки
Это занятие можно предложить малышам с 2,5—3 лет. В большую корзинку или коробку складываются кусочки различной материи: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно. Малыш вместе со взрослым перебирает эти лоскутки в руках. Взрослый дает название этим тканям, а малыш выделяет главное характерное качество: «мягкий», «шершавый», «жесткий», «тонкий» и т. д. Затем малышу завязывают глаза шарфиком, он достает из коробки лоскуток, ощупывает его и называет материал, дает ему характеристику. ворожденного ребенок становится более активным и независимым в своих движениях.
Четвертый период развития ребенка состоит из проявления малышом особого интереса к мелким вещам и предметам.