Алиса Коханистова
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. От уровня сформированности этого качества во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников. Умение взаимодействовать в паре – одно из важнейших. Оно имеет особую значимость. Трудности общения дошкольников со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожности, препятствуют полноценному развитию ребенка.
Темочки:
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, которая включает в себя развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними (п. 2.6). Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначено, что ребенок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми…способен договариваться…» (п. 4.6).
Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря наличию общей цели, чёткому распределению обязанностей, вниманию к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично свой результат, дети осваивают элементарные способы сотрудничать, помогать, поддерживать, принимать совместные решения, разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.
Процесс развития навыков сотрудничества посредством технологии взаимодействия в паре у старших дошкольников эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
• организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания;
• систематическое проведение специально организованной работы с детьми, включающей в себя использование игровых упражнений, заданий, педагогических ситуаций;
• умение учитывать в ситуации взаимодействия в паре интересы сверстника;
• умение замечать эмоциональное состояние партнера и проявлять сочувствие и сострадание;
• умение в доброжелательной форме выражать согласие и несогласие с партнером, навыки культуры общения;
• умение слушать партнера.
Формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к сверстнику при взаимодействии в паре способствует применение комплекса методов и педагогических средств: решение проблемных ситуаций, дидактические игры, этические беседы, анализ художественных произведений, интегрированные занятия социального направления.
Для успешного совместного выполнения задании могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности :
• использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
• формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);
• разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);
• ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категории постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т. д.).
Преподаватель организует совместно взаимодействующую работу в микрогруппах по 3-4 человека в микрогруппе – преподаватель учит старших дошкольников автономно применить методы сотрудничества в общей со сверстниками работе, охватывая поручения во всех областях занятий при исследовании последующей темы, «открытии» свежего познания, метода работы. Изучение способностей общей работы исполняется не только вовремя именно образовательной работы дошкольников, но и в направлении всего дня.
Для этого применяются эти методические способы формирования готовности к общей работы :
• демонстрация «положительных» и «отрицательных» методик взаимодействия с игровым персонажем, иным взрослым, ребенком и дальнейшее их обсуждение;
• переключение интереса дошкольника со взрослым на сверстника;
• создание истории недочета материала;
• создание истории выбора: поручения, метода выполнения, материала, партнёра;
• выработка правил взаимодействия и фиксация их с поддержкой относительных обозначений.
В образовательной работе в группе ребят старшего дошкольного возраста были назначены надлежащие обстоятельства:
• творческие поручения, допускающие высший уровень самостоятельности ребят, способность использовать раньше приобретенные познания и умения для умозаключений необычных ситуаций;
• нетрадиционные формы организации общей работы (конкурсы, викторины, умственные игры);
• организация ребят в парах, тройках, небольших группах;
• для организации общей работы можно применить эти поручения, которые имеют положительный итог общих поступков.
Они содействуют выработке убежденности для себя и находящихся вокруг. С поддержкой взрослого данных правил для игр дошкольники обучаются.
Формированию сотрудничества старших дошкольников посредством технологии взаимодействия в паре способствует и элементарная трудовая деятельность детей. Детей 5–7 лет вполне можно привлекать к коллективному элементарному труду, распределяя их по парам, в ходе которого дошкольники усваивают следующие правила: прежде чем начинать работу, необходимо договориться с товарищем; быть внимательным, замечать, нужна ли помощь товарищу по паре; понимать, что вместе работа будет выполнена и лучше, и быстрее; если трудно, то необходимо попросить товарища по паре о помощи; не мешать друг другу выполнять порученное дело. В процессе работы следует подчеркивать правильное выполнение правил, одобрить старательность, моменты взаимопомощи.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков сотрудничества посредством технологии взаимодействия в паре у старших дошкольников дает положительные результаты. Дети приобретают опыт в проявлении заботы друг о друге, установлении доброжелательного характера во взаимоотношениях. Конструктивное сотрудничество в паре выступает как стимул различных действий и поступков, которые дети совершают без постороннего влияния, с желанием, готовностью. Такое сотрудничество становится не только формой взаимоотношений, но и мотивом поведения.