Лилия Дамберг
Работа с родителями с элементами тренинга для личностного роста в воспитании детей (детско-родительские отношения)
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями с элементами тренинга для личностного роста в воспитании детей (детско-родительские отношения)
Цель:
изменение неадекватности родительских позиций,
гармонизация стиля воспитания,
расширение осознанности мотивов воспитания в семье,
Публикация «Работа с родителями с элементами тренинга для личностного роста в воспитании детей (детско-родительские отношения)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Задачи:
психологическое просвещение - дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье;
обучение – дать определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить родителей различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели;
переориентация - самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских и иных межличностных отношений, преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения.
Основные этапы работы :
- Подготовительный (мотивационный)
- Основной (рабочий)
- Завершающий
Приглашаю родителей занять места на стульях за «круглым столом», расположенных по кругу, обращаюсь к ним со вступительным словом об особенностях работы.
Знакомство участников друг с другом.
Упражнение 1 «Самопрезентация»
Рассказать коротко о себе, о своих ожиданиях и опасениях, связанных с предстоящей работой.
Упражнение 2 Разминка «Поменяйтесь местами»
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре, умеет петь, носит часы, любит проводить время со своим ребенком, любит улыбаться и т. п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Например, поменяются местами те, кто:
• работает всю жизнь в одном учреждении;
• любит гулять со своим ребенком;
• мечтал быть ученым с детства и т. д.
Упражнение 3 «Ребенок в нас»
Передавая мяч по кругу, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве я была. (такой же активной, такой же обидчивой, такой же настороженной и другое)».
Осознание родительских установок. Рассказ психолога о сути понятия психологической установки и ее влиянии на восприятие реальности должен быть максимально прост и иллюстративен. Здесь возможно использование упражнений, позволяющих родителям ощутить влияние установки на примере перцептивно-когнитивных процессов. Основной тезис этого этапа, который можно предложить родителям записать, состоит в следующем: «На наши взаимоотношения с детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания – пока мы не осознаем их. Если же установка осознана – она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить».
Упражнение 4 «Родительские установки»
Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что.», «Непослушный ребенок-это.», «Родители должны.»? Затем после выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т. е. рациональные, эффективные – и «мешающие», т. е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.
Упражнение 5 «Стили воспитания в семье»
Мини-лекция
(Оформляю как мини-брошюру для родителей,
зачитываю и раздаю на руки каждому)
Авторитарный стиль воспитания
Авторитарный стиль воспитания построен на постоянном подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у ребенка. Требования к детям должны предъявляться, однако это не значит, что единственными методами воспитания ребенка должны быть приказы и насилие. При таких обстоятельствах ребенок может ответить вам ложью, лицемерием или даже ненавистью.
Авторитарный стиль воспитания мешает развиваться ребенку, не учит самостоятельно принимать решения, подавляет чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои силы.
Гиперопека ребенка
Для ребенка в семье «квочкой» (курица-наседка) может стать как мама, так и отец, бабушка или даже няня. В условиях гиперопеки родителей мигом удовлетворяются все потребности ребенка, он ограждается от всех влияний извне, что может привести к не очень радостным результатом.
Как это ни парадоксально, авторитарный стиль воспитания и гиперопека оказывают схожее влияние на ребенка – он ребенок не способен принимать решение, а со временем гиперопека может обернуться бунтом.
Либеральный стиль воспитания
Либеральный стиль воспитания распространен среди пассивных родителей, которых не слишком волнует, где и чем занимаются дети. Мир детей и мир взрослых существуют отдельно.
Лишенные родительского внимания дети вырастают демонстративными личностями, для них чувство свободы – это ни что иное как одиночество.
Демократический стиль воспитания
Идеальный вариант – семья с демократическим стилем воспитания, в которой дети растут гармоничными личностями. Но построить демократию в семье – задача не из легких, требующая зрелости и детей, и родителей, а также их способности и готовности работать на это.
К сожалению, в семьях больше всего достается детям непослушным, сопротивляющимся родительским приказам. Прежде чем кричать на ребенка или наказывать его, пытаясь полностью подчинить своей воле, задумайтесь о причинах его непослушания.
Давайте разберем несколько примеров: (каждому родителю предоставить в напечатанном виде)
1. К вам пришли гости. Ваш ребенок начинает встревать во взрослый разговор. Вы делаете ему замечание. Ребенок отходит от вас, но начинает громко петь песни и прыгать на диване. Почему поступил так ребенок? Ваши дальнейшие действия?
2. Вы предлагаете убрать ребенку за собой со стола. Он отказывается. Вы повторяете свою просьбу. Ребенок встает и уходит в свою комнату. Почему поступил так ребенок? Ваши действия?
3. Вы выходите на улицу. Ваш ребенок быстро выбегает из подъезда и чуть не сбивает с ног пожилую соседку. На ее замечание он отвечает: «Дура старая!»- и несется дальше. Вы извиняетесь за своего сына. Вечером, обсуждая поступок своего ребенка, вы слышите от мужа: «А что, Мария Ивановна еще не померла?» - на что сын громко кричит: «Жива!» Почему поступил так ребенок? Ваши дальнейшие действия.
4. В ежедневных беседах со своим ребенком о школе Вы слышите: «Колька – дурак. Машка – плакса. Мария Ивановна постоянно придирается». Вы делаете ему замечание. В ответ Вы слышите: «А ты зануда еще та!» Почему поступил так ребенок? Ваши действия?
Образцы заданий и возможные варианты ответов:
«Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»).
«Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес. Но если боишься – давай, перейдем на другую сторону»).
«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?»).
«Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты.» («Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку»).
Упражнение 6. «Знаем ли мы своих детей?»
Родителям предлагаются вопросы для определения степени осведомленности их в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома. Вот примерный перечень вопросов для детей и их родителей :
Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как., а не нравится.
Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал. Почему?
Доброго волшебника я попросил бы о. А злого попросил бы о. Почему?
В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Родители делятся своими впечатлениями, связанными с эффективностью проведенной работы.
Спасибо за внимание!