Татьяна Сердюк
Работа с родителями. Родительские собрания
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
«Ребенок на пороге школы»
(родительское собрание в форме дискуссии)
воспитатель Сердюк Т. Г.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
1. Дисскусия с элементами практикума в подготовительной группе
«Ребенок на пороге школы»
2. Шпаргалка для родителей.
3. Анкета «Математика глазами родителей»
1. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ФОРМЕ ДИССКУСС
Публикация «Работа с родителями, Родительские собрания» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКУМА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис,
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает ребенка
(И. Иманцуми)
ЦЕЛЬ. Помощь родителям достойно пройти период начала обучения их ребенка в школе. Уточнить, какова позиция родителей по вопросам подготовки детей.
Проведение дискуссии.
Уважаемые родители! Вашему ребенку скоро в школу. Окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирование личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей недели.
Предлагаем вам подумать над некоторыми вопросами и ответить на них письменно.
1. Что лично для вас означает выражение: «Уметь учится в школе»
(нужное подчеркнуть, дополнить) : получать хорошие оценки, слушаться учителя и не шалить, знать и выполнять все правила школьной жизни.
___
2. Считеате ли, что определенную подготовку к школе ребенок получает в своей семье? В чем она видится?___
3. Какую позицию вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребенка умения справляться с новым для него обязанностями (нужное подчеркнуть, дополнить). Усилить требования к ребенку и контроль, часть обязанностей возьмете на себя, освободив от них ребенка, как – то иначе поможете ребенку справляться с новыми обязанностями? (укажите, как)___
4. Есть ли у вашего ребенка желание учиться вообще, и в школе в том числе? Почему вы так считаете?___
Есть ли у вас литература по подготовке ребенка к школе___
Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями. Такое собрание подчас может оказаться полезнее, чем содержательная лекция специалиста. На нем каждый может почерпнуть много полезного для себя. Попробуем определить степень нашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения.
ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ.
На столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, который отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка (черная – сильное, синяя – умеренное, зеленая – отсутствует). Сравнить каких родителей больше.
Вопрос к родителям, которые подняли черную карточку: От кого или от чего зависит нормализация в улучшение вашего самочувствия?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.
Что обеспечит успех ребенка в школе?
Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите три главных фактора, рассмотрите их по степени значимости. (Для родителей на демонстрационном стенде предлагается вопросник) «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе».
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
4. Умение считать и читать.
5. Выносливость и работоспособность.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Школьные трудности у ребенка могут возникнуть, как ни странно, от самых безобидных, на наш взгляд стереотипов.
ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ.
Мать 10-летнего мальчика рассказала: «Может быть, мы сами виноваты – чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать только пятерки. Первая двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять неудача? И, конечно они повторились. С учителем у него особого контакта не вышло.
Вопрос для родителей. В чем ошибка родителей?
Родители пятилетней Даши стараются дать ей как можно больше сведений, много читают и рассказывают, учат считать, заучивают с ней стихотворения, Они с гордостью говорят: - «Развита» не по годам. Думаем, что ей легко будет учиться.
Родители Игоря говорят : - Конечно, и мы хотим, чтобы сын хорошо учился, но не знаем, как подготовить его к школе. Дать Игорю знания в системе мы не умеем. Зато считаем нужным, воспитывать у него трудолюбие, усидчивость, следим, чтобы любое дело выполнял старательно и не бросал на полпути. Следим, чтобы он постоянно был занят чем –то полезным, помогал нам, взрослым, и не слонялся без дела. Рассказываем ему о школе, стараемся внушить, что учение – это труд, для того чтобы стать хорошим учеником, нужно быть во всех делах.
У родителей четырехлетней Оли иная точка зрения: они боятся перегрузки детского ума: ««Мал» еще – не поймет» - и потому не считают нужным объяснять или говорить о том, что ребенок видел, слышал, но не понял. Если девочка просит, что - то объяснить, отвечают ей: - «Тебе еще рана об этом знать. Подрастешь – узнаешь. Они считают: «Что до школы ещё далеко. Да и вообще, стоит ли готовить к учению? Вот пойдет в школу, там её будут учить учителя».
Вопрос к родителям. Каково ваше мнение о подготовке к обучению к школе? Проанализируйте приведенные высказывания родителей и дайте им оценку. Если вы считаете нужным готовить ребенка к школе заранее, то когда, по вашему мнению, следует начинать такую подготовку? Как вы считаете, в чем заключается подготовка ребенка к школе?
ВАЖНО ПОДЧЕРПНУТЬ.
Не правы те родители, которые боятся перезагрузки детского ума. Не правы и те, которые загружают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Начав воспитание своего ребенка, они по существу готовить в нем и будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения. Готовить ребенка к школе – это не только обеспечит количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается путем не только специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающим миром – в играх, труде, общении с взрослыми, сверстниками. Подготовка к школе требует комплексного подхода: надо помогать ребенку «умнеть» за счет всевозрастающей умственной активности.
ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ.
У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители, может быть кто – то из вас. Прочтите и попробуйте прокомментировать их: какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики, повторяемые в повседневной суете?
«Вот пойдешь в школу, там тебе….».
«Ты, наверное, будешь двоечником!»
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!»
Родительские притязания основаны не на понимании и учете реальных возможностей ребенка, а на абстрактных представлениях о некоем идеале. Крах родительских надежд неминуемо становится источником детских страданий, теряя уверенность в родительской любви, ребенок лишается уверенности в себе. Здесь на лицо ситуация завышенных требований «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» - говорят родители, как будто их собственное самоутверждение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывает страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты будешь причиной моего внутреннего состояния и переживания». На ребенка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для него. Не искушайте ребенка невыполнимыми задачами, не толкайте его на путь заведомого вранья. «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!» Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебное чувство к родителям.
2. ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
РЕБЕНОК ДО 7 ЛЕТ ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ:
Выражать свои чувства, понимать других, общаться.
Для этого необходимо больше играть с ребенком. Поощрять его игры со сверстниками, подталкивать ребенка к выбору самых различных ролей. Хорошо если дети делают что-то вместе, например, рисуют одну картину или строят башню из кубиков. Действовать с незнакомыми предметами, исследовать их, воображать и фантазировать, конструировать, мыслить образно. Лепить с ребенком фигурки различных животных из пластилина, глины, теста. Делать аппликацию из бумаги. Придумайте рассказ о разных героев сказок, опиши предмет, придумай свою сказку. Путешествуйте по дому с закрытыми глазами. Главное помнить, что ребенку очень важно, чтобы вы делали это вместе с ним, особенно если для него это сложно. Действовать по правилам, копировать, внимательно слушать, контролировать себя (конечно же, в разумной мере – ребенок не маленький взрослый). Для этого желательно, чтобы игры ребенка различались по правилам. Придумайте правила вместе с детьми и строго их соблюдайте. Игры с правилами научат ребенка владеть собой. Перерисовывайте вместе с ребенком картины, пусть ребенок чертит карандашом несколько не сложных линий на листе в клетку (3 клетки вверх, 2 налево, 3 вниз и т. д.). Разговаривайте, с ребенком идя в детский сад, пусть он вам расскажет, что он видит, посчитайте с ним деревья в парке, машины и т. д. И пусть ваш ребенок не знает букв – учиться ему будет легко и интересно.
15 ЗНАНИЙ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ.
1. Свое имя, отчество, фамилию.
2. Свой возраст и дату рождения.
3. Страну, домашний адрес.
4. Ф. И. О. родителей, их профессии.
5. Времена года, месяцы, дни недели.
6. Название домашних и диких животных, их детенышей.
7. Клафисикацию предметов (одежда, обувь, овощи, фрукты, транспорт)
8. Пересказ народных сказок, произведений детских писателей.
9. Название и различие геометрических фигур.
10. Умение полно и последовательно пересказать рассказ.
11. Способность запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов.
12. Разделение слов на слоги по количеству гласных.
13. Определение количества, последовательности и места звуков в слове.
14. Хорошее владение ножницами, карандашом.
15. Счет от 1 до 20, обратный счет. Счетные операции (сложение, вычитание) в пределах 10.
3. АНКЕТА
«МАТЕМАТИКА ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ»
1. Кто должен проводить работу по обучению детей математике.
(детский сад, школа, родители, совместно)___
2. Интересуется ли Ваш ребенок математикой___
3. Интересуетесь ли Вы у ребенка, чем он занимается на математике в детском саду___
4. Дает ли Вам воспитатель домашнее задание по математике___
5. Какую помощь Вы можете оказать ребенку по формированию математических знаний___
6. Хотели бы Вы посмотреть занятие в вашей группе по математике___
7. Какими умениями, по Вашему мнению, ребенок должен овладеть в детском саду по математике___
8. Какие темы хотели бы Вы обсудить, или услышать рекомендации и в какой форме по привитию детям математических знаний___
___
9. Ваше Ф. И. О___
СПАСИБО!