Анна Михайловна
Методика личностного подхода в воспитании младшего школьника.
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Личностный подход как направление деятельности учителя – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым учеником в коллективе. Суть личностного подхода в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Учитель имеет учитывать эти особенности и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает индивидуальное внимание учителя.
Публикация «Методика личностного подхода в воспитании младшего школьника,» размещена в разделах
В каждом ученике необходимо видеть уникальную личность, уважать ее, понимать, создавать ситуацию успеха, поддержки, предоставлять возможность реализовывать себя. Чувство удовлетворения, радости вызывает влечение к преодолению трудностей [3].
Использование успеха для стимулирования положительного отношения учащихся к деятельности требует в первую очередь, положительной психологической установки учителя.
Актуальность исследования темы обусловлена тем, что личностный подход к ребенку – основа новой философии воспитания – основывается на педагогической поддержке, принципе концентрации воспитания на развитии личности и предполагает, прежде всего, признание приоритета личности, который должен стать основой идеологии общества в сфере воспитания, центральной ценностной ориентацией.
Личностный подход в педагогике – отношение к ребенку как к личности и ответственного субъекта собственного развития, это взаимодействие на основе субъект-субъектных отношений и восприятие его как высшей жизненной ценности; это признание права каждого свободно осуществлять свой выбор и волеизъявление [7].
Отдельные аспекты личностного подхода отражены в работах, посвященных исследованию личности, как в зарубежной, так и в отечественной литературе.
Среди авторов можно назвать: К. Абульханову, Б. Ананьева, А. Асмолова, П. Блонского, Л. Божович, И. Боришевского, Л. Выготского, В. Давыдова, В. Джеймса, П. Жане, Г. Костюка, Н. Ланге, А. Леонтьева, Ф. Лерша, А. Маслоу, В. Мерлина, В. Моляко, Г. Олпорта, П. Пелеха, К. Платонова, В. Рыбалку, К. Роджерса, С. Рубинштейна, И. Сикорского, В. А. Сухомлинского, К. Ушинского, а также И. Беха [7].
Цель работы: изучение методики личностного подхода в воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
• рассмотреть основные средства личностного подхода к обучению и воспитанию;
• изучить какие существуют благоприятно стимулирующие условия для развития личности младшего школьника;
• разработать советы учителю в организации личностного подхода в воспитании младших школьников.
1. Основные средства личностного подхода к обучению и воспитанию
Личностный подход в воспитании – предусматривает отношение воспитателя к воспитаннику как к личности, помощь воспитаннику в самосознании себя личностью, в выявлении, раскрытии возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении.
Именно этот подход выдвигает в центр воспитательной системы личность, сосредоточивая внимание на необходимости создания комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации природных потенциалов [9].
«Личностное воспитание – это утверждение человека как высшей ценности, вокруг которой основываются все остальные общественные приоритеты» [1], – считает. И. Д. Бех.
Относительно главных идей и принципов личностного подхода следует отметить такие принципы [9] :
- принцип самоактуализации – в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей.
Важно поддержать стремление ребенка к проявлению, развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
- принцип индивидуальности – учитывая индивидуальные и личностные особенности ребенка, всячески содействовать их дальнейшему развитию;
- принцип субъектности – индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями; умело использует их при поcстроении деятельности, общения и взаимоотношений.
Необходимо помогать ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
- принцип выбора – педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями во время выбора цели, содержания и средств обучения, поведения, мотивов;
- принцип творчества и успеха – достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивного «Я» – образа личности, стимулирует процессы;
- принцы доверия и поддержки – вера в творческие возможности ребенка, доверие к нему, поддержка его попыток к самореализации и самоутверждению.
Исходя из сущности личностного подхода, выбор именно этих принципов является вполне оправданным и обоснованным. Содержание каждого из них позволяет понять основные подходы, которых следует придерживаться во время разработки конкретной педагогической технологии указанного направления.
Личностные технологии стимулируют широкое, свободное педагогическое варьирования на основе знания законов развития личности.
Такие технологии создают благоприятные условия для жизненного самоопределения воспитанников. А это означает раскрытие мира человеческих взаимоотношений во всей их сложности и противоречия, выделение тех моделей взаимодействия между людьми, которые могут вести к успеху [9].
Выдвигая в центр внимания личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных 6 ситуациях, личностно ориентированный подход главной целью воспитания провозглашает приобретение личностью таких качеств, которые бы обеспечивали решения различных жизненных проблем.
Личностное воспитание, которое обеспечивает ребенку право на свободу выбора ценностной позиции, на ценность человеческого духа и ценность жизнь вообще, на возможность его действенного осуществления при наличии у него установки на преодоление дисгармонии в опыте, поведении, общении, деятельности.
Таким образом, это утверждение человека как высшей ценности, вокруг которой основываются все остальные общественные приоритеты. Согласно им добро становится сущностным определением человека; истина — лишь средством для ее развития духовности. Важным аспектом личностно-ориентированного воспитания является реализация принципов педагогики сотрудничества.
Актуализируется качественно новой профессиональной позиции учителя современной школы. Речь идет о позиции, стержнем которой выступает, по меткому выражению И. Д. Беха – «понимание ребенка», «признание ребенка», «принятие ребенка» [1].
Воспитатель, и воспитанник работают в едином эмоционально-чувственном диапазоне, который предотвращает психическому напряжению как результата переживания опасности от некорректного вторжения взрослого в детский мир.
Ребенок каждый раз чувствует, что встреча с воспитателем открывает для него новые возможности, как в отношении эмоциональных впечатлений, так и по общению и свободного поведения.
Следует отметить также, что именно учитель, который работает творчески, в состоянии решить важную для школы проблему воспитания личности на основе личностного подхода.
Творчество признает характер отношений между воспитателем и воспитанником, выступая одновременно, как цель (воспитание творческой личности, и как условие такого воспитания (творчество, появление новых личностных структур).
Изучая научное наследие отечественных ученых (И. Д. Бех, И. С. Якиманская, Н. В. Кичук) мы убеждаемся, что личностный подход требует от воспитателя [1], [10] :
1. Использование разнообразных форм и методов ориентации учебной деятельности, что способствует раскрытию субъектного опыта учащихся;
2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
3. Стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться, дать неправильный ответ;
4. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
5. Оценивание деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно, но и по процессу его достижения;
6. Поощрение стремлений ученика находить свой способ работы (решения задачи, анализировать способы работы других учеников во время урока, выбирать и осваивать более рациональные;
7. Создание педагогической ситуации общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание условий для естественного самовыражения ученика.
2. Создание благоприятно стимулирующих условий для развития личности младшего школьника
Не силуйте человека, внимательно присматривайтесь к законам естественного развития каждого ребенка, к его особенностям, стремлениям, потребностям [2].
В. А. Сухомлинский
Вопрос, как сохранить и развить уникальные возможности младшего школьника, всегда было предметом внимания. Решение этой проблемы невозможно без учета психофизиологических особенностей ребенка. Это стало ведущей идеей поиска.
Мотивационная сфера каждого ребенка глубоко индивидуальная. В каждом классе есть, по меньшей мере, пять групп детей с различным отношением к учебной деятельности. Поэтому следует использовать широкий диапазон стимула, чтобы влиять на мотивацию каждого ученика.
Формирование мотивации зависит от определенных аспектов, которые влияют на создание комфортных условий для обучения каждого [2] :
• создание простертой организации (учет особенностей работы левшей);
• создание цветовой организации (использование силуэтных рисунков или зеленых и желтых красок для лучшего их восприятия и запоминания);
• создание условий для успешной учебной деятельности (учета стремлений к самоопределению, самораскрытию каждого ученика).
Большое внимание стоит уделять созданию условий для успешной учебной деятельности: совмещать линейный стиль преподавания абстрактных понятий с созданием целостных образов.
Следует использовать ситуации заинтересованности, постановки проблемных и познавательных вопросов.
В. А. Сухомлинский призывал [2] : «Добивайтесь того, чтобы ваши ученики увидели, почувствовали непонятное, чтобы перед ними встал вопрос. Если вам удалось этого достичь – имеете половину успеха. Ведь вопросы возбуждают желание знать».
Создавая цветовую организацию для лучшего восприятия и запоминания нужны зеленый фон и желтый мел.
Дети правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или контура, поэтому для развития воображения и мгновенного восприятия нужно использовать силуэтные рисунки.
Благоприятно-стимулирующие условия для развития личности учеников нужно создавать по следующим направлениям.
1) Распределение детей по группам [2] :
• по типологии личности в общении;
• по интересам, ярлыкам, номерам, персонажам и т. п;
• по ведущим типам мышления.
2) Разработка вариативных заданий для каждой группы;
3) Выполнение упражнений на развитие моторики;
4) Развитие всех видов памяти и формирования основной компетенции – умения учиться [2] :
• прием отбора последовательных ассоциаций;
• использование технологии «оживления»;
• стимулирование познавательной активности движениями;
• прием графических импровизаций;
• использование мнемокодов для развития всех видов памяти;
• ритмизация и тому подобное.
Учитывая различия учащихся по восприятию материала целостно или частями, на слух или зрительно, необходимо постоянно сочетать словесные и наглядные методы получения информации, индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы работы [2].
Учитывая предрасположенность одних детей к теории, а других – к практике, обязательно нужно распределять их на группы и давать каждой группе соответствующие задачи [2].
1. Информаторы – работают с теоретическим материалом, учатся выделять главное, обобщать, делать выводы.
2. Аналитики-эксперты – работают со знаковой информацией, составляют схемы, опорные конспекты для «тетради-подсказки».
3. Мыслители – ищут различные варианты решения проблемы, дают толчок для дискуссии.
4. Художники – рисуют образ понятий, опирающихся на наглядно-образное мышление.
5. Фантасты – пользуются приемом «оживления» и тому подобное.
6. Литературоведы – приводят примеры из литературы.
Для преодоления трудностей, связанных с недостаточным сформированием двигательных умений, нужно уделять много внимания упражнениям на развитие моторики.
1. «Закончи рисунок».
2. Графические диктанты.
3. Гимнастика для пальцев.
4. Создание фона страницы «тетради по чтению».
5. Черновик «другой рукой» [2].
Особое внимание необходимо уделять развитию всех видов памяти. Если не уделять должного внимание основным процессам памяти – запоминанию, хранению, воспроизведению др., ученики не смогут овладеть приемами рационального запоминания.
В младшем школьном возрасте дети в первую очередь запоминают материал, который им дают наглядно, в форме реальных предметов (или их изображений). Чтобы учебный материал был усвоен, у учеников должно постоянно действовать представления, создавать образы и их новые комбинации. Так существуют неограниченные резервы детской памяти.
Здесь отсутствует насилие над ребенком – наоборот, процесс овладения тяжелым незнакомым материалом осуществляется наиболее естественным путем.
Такая работа не подавляет ребенка, а пробуждает творческие способности, поэтому необходимо постоянно обращаться к использованию определенных мнемонических приемов, с целью анализа и оценки результативности обучения, оценки эффективности учебного процесса с точки зрения Государственных стандартов начального образования, анализа успешности обучения с учетом особенностей учащихся, нужно использовать различные формы неточного контроля [2] :
1. Самоконтроль и взаимоконтроль:
Обмен тетрадями (взаимоконтроль при работе в парах);
Лови ошибку (фронтальная работа для развития внимания);
Ведущий радиопрограммы – запись ответа на аудио с последующим прослушиванием и исправлением ошибок.
2. Шкала оценивания собственных достижений («Полет к звездам», знаковое или цветное оценивания, «Цветник» и т. д.).
3. Дифференциация методов текущего контроля : для первой группы — это решение задач, письменный опрос с вопросами «закрытого типа», внеурочное оценивания; для второй – устный опрос, вопросы «открытого типа», оценивания на уроке.
Такой подход к организации занятий делает их интересными, продуктивными, предоставляет каждому ребенку уверенности в своих силах.
Это лишь один из путей личностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, что наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию и доброжелательности, дает возможность действительно реализовать основные принципы личностно ориентированного обучения, сохранить здоровье ребенка.
Результативность работы скажется, если дети [2] :
• умеют наблюдать, анализировать, использовать полученную информацию в различных ситуациях;
• владеют элементарными приемами запоминания;
• с большим желанием выполняют творческие работы: сочиняют лингвистические сказки, создают схемы к правилам, ведут «тетради-подсказки» и др. ;
• владеют приемом «перевоплощение».
3. Советы учителю в организации личностного подхода в воспитании младших школьников
При осуществлении личностно-ориентированного подхода необходимо :
• Помочь ученику в становлении его личности, в развитии его познавательных возможностей
• Соблюдать один из основных принципов обучения – принцип индивидуального подхода Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям.
• Учет индивидуальных особенностей – это повышение эффективности обучения и воспитания.
• Учителю необходимо, «определять характер необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечивать» – так справедливо говорил английский психолог М. Дональдсон.
• Осуществление новой психологической установки для учащегося «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного», вместо прежней психологической установки учителя «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель».
• Обучаемого сделать центром педагогического процесса и источником собственного обучения.
• Соблюдать принцип природосообразности.
Нами также были разработаны советы учителю при организации личностного подхода :
1. Устанавливайте с вашими учениками доброжелательные взаимоотношения.
2. Старайтесь, чтобы ваш класс был организованным и сплоченным.
3. Поддерживайте в классе благоприятную среду: чистый воздух, помещение, отрегулированная температура.
4. Будьте собранными. Придерживайтесь расписания, порядка в использовании дидактических материалов, перехода от одного вида деятельности к другому.
5. Внедряйте эталоны поведения для стандартных ситуаций: как входить в класс, сидеть на уроке, отвечать на вопросы, следить за рабочим местом.
6. Поощряйте учащихся, которые выполняют правила, отмечая конкретные позитивные достижения.
7. Готовьтесь к уроку таким образом, чтобы ученики были достаточно нагружены в течение всего занятия.
8. Ставьте цели перед вашими учениками, которые бы открывали перед ними ближние и дальнейшие перспективы.
9. Старайтесь сделать изложение учебного материала интересным, понятным, используйте разнообразные методы и средства. Не привыкайте к однообразию. Помните, что большое разнообразие наглядности на одном уроке не приносит пользы, поскольку не дает возможности сосредоточиться и приводит к хаосу.
10. Избегайте скуки, которую порождает чрезмерные нагрузки и частые повторения.
11. Предоставьте учащимся возможность выбора среди различных задач и видов деятельности.
12. Стимулируйте мыслительную деятельность учащихся. Приучайте их анализировать оценивать и применять учебный материал на практике.
13. Создавайте условия, чтобы неуспевающие ученики имели возможность почувствовать себя лидерами.
14. Старайтесь установить обратную связь с учителями, чтобы они чувствовали соответствие вашим попыткам.
15. Акцентируйте внимание учеников на их продвижение вперед. Поощряйте их к дальнейшим успехам.
16. Стройте отношения с учениками на позитиве. Вдохновляйте и ободряйте их. Проявляйте вежливость и уважение.
17. Прощайте своих учеников за их ошибки, не напоминайте о них. Предоставляйте возможность в деле личностного становления все начать с начала.
18. Будьте последовательны и справедливы.
19. Будьте осторожны, чтобы ваши ученики и их родители не растолковали неправильно вашу привычку быть с учениками на равных, похлопывание хорошо и обнимание.
20. Остерегайтесь возможности невзлюбить кого-то из учеников через его поступки.
21. Сдерживайте свой гнев. Не давайте возможности вашим чувствам выйти из-под контроля.
22. Не унижайте учеников.
23. Не реагируйте на события бурно, чтобы незначительный поступок не перерос в великое противостояние.
24. Не угрожайте мерами, которые вы не можете или не собираетесь применить.
25. Не идите на уступки и компромиссы, поступаясь своими нормами и принципами, чтобы обрести популярность и авторитет.
26. Не ставьте учеников в такую ситуацию, чтобы они сплетничали друг о друга.
27. Не стесняйтесь проявить чувство юмора. Смеяться над любой ситуацией нормально, но никогда не следует смеяться над любым лицом.
28. Имейте смелость признать свои ошибки и извиниться как перед отдельным учеником, а в случае необходимости – перед классом.
29. С помощью учеников создавайте историю класса: фотографии, образцы работ, газетные вырезки, спортивные и трудовые достижения.
30. Поддерживайте контакт с учениками за пределами класса.
31. Будьте рядом с учеником, у которого возникли трудности.
32. Научитесь замечать незначительные достижения в обучении и поведении и поощряйте их.
33. Рассматривайте родителей учеников как ваших сообщников, но не перекладывайте свои обязанности на их плечи.
34. Смотрите с оптимизмом в будущее.
35. Свои положительные эмоции можно начать с обращения «Я чувствую».
Заключение
Исходя из результатов нашего исследования, можем заметить, что личностный подход олицетворяет важную роль в процессе воспитания современной лиги учащейся молодежи. Мы убеждены, что благодаря внедрению личностно го подхода к организации воспитательного процесса в учебном заведении педагоги и воспитатели решают ряд важных, жизненно важных проблем по формированию молодого поколения, его социализации и самоутверждении как личности в современном обществе.
Личностный подход дает возможность формировать личность ребенка, который в жизни, общении способен правильно воспринять информацию, переосмыслить ее, повлиять на мысли, чувства, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнениям других.
Такая организация учебно-воспитательного процесса не только обеспечит основу личностной системы знаний, умений, убеждений, но и станет фундаментом для дальнейшего обучения, воспитания, развития и самовыражения, в значительной мере обусловит практическую деятельность в будущем.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие воспитанника как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
В ходе нашего исследования, мы определили, что Результативность работы скажется, если дети:
• умеют наблюдать, анализировать, использовать полученную информацию в различных ситуациях;
• владеют элементарными приемами запоминания;
• с большим желанием выполняют творческие работы: сочиняют лингвистические сказки, создают схемы к правилам, ведут «тетради-подсказки» и др. ;
• владеют приемом «перевоплощение».