Получи документы

Работа с родителями. Формы взаимодействия воспитателей в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников

Гредякина Татьяна Александровна
Работа с родителями. Формы взаимодействия воспитателей в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Основа художественно-эстетического развития ребенка закладывается в семье. Его родители – его первые учителя. Эмоциональная обстановка в семье, опыт общения со взрослыми, уровень культуры, охватывающий все сферы семейного взаимодействия, – все это усваивается ребенком с рождения и пагубно влияет на последующее становление и развитие.

Большинство родителей стараются приобщить своих детей к миру прекрасного с раннего возраста. Они стремятся ввести своих чад в безграничный мир искусства, мир художественных образов, нашедших свое воплощение в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, литературе, музыке. Родители ведут малышей в театры, концертные залы, филармонии, музеи. С энтузиазмом совершают экскурсии по городу, путешествуют вместе с детьми.

Публикация «Работа с родителями, Формы взаимодействия воспитателей в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников» размещена в разделах

Многих родителей всегда волновали и продолжают волновать такие вопросы как: «Каким должно быть содержание художественно-эстетического воспитания и развития ребенка в семье?», «Каким образом оно должно осуществляться?», «Правильно ли мы общаемся с ребенком по поводу его знакомства с произведениями искусства?», «Те ли это произведения, в которых нуждается наш малыш?». Круг этих вопросов позволяет конкретизировать задачи взаимодействия и сотворчества детского сада и семьи в контексте художественно-эстетического воспитания и развития ребенка.

Хотя современные родители в основном образованные люди, а доступность интернета, радио- и телепередач, специальной литературы по воспитанию детей разносторонне развитыми личностями помогают им ответить на многие вопросы. К сожалению, это самостоятельная работа не носит систематического характера. А их неумение применять свои знания на практике или следить за современными тенденциями моды затрудняет плодотворное общение с детьми, в результате чего у родителей возникают серьезные психологические и воспитательные проблемы.

Кроме того в основе детско-родительских отношений лежит эмоциональная сфера. Поэтому зачастую в своих действиях и поступках взрослые руководствуются эмоциями, а не рассудком. Задача педагогов в первую очередь состоит в том, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, научить их анализировать собственную воспитательную деятельность, методы которые они выбирают в общении с ребенком, помочь развить способность обнаруживать допущенные ошибки в воспитании и намечать пути их исправления.

Федеральные государственные стандарты ДОО называют одним из ведущих принципов дошкольного образования сотрудничество ДОО и семьи.

Ведь главная цель родителей и педагогов, это обеспечение полноценного и счастливого проживания ребенком периода дошкольного детства. А без кооперации реализовать ее в полной мере невозможно. И эта общая цель объединяет педагогов и родителей, несмотря на их различия. Благодаря совместным усилиям и взаимодополнению есть возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка. Системная работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников в дошкольных организациях невозможна для достижения полных результатов без участия родителей воспитанников.

Целенаправленная работа по всестороннему художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста начинается с условий взаимодействия и участия в семье и детском саду. В этом случае педагоги с семьями учащихся имеют ценную обратную связь для лучшего понимания уникальности и своеобразия каждого ребенка, особенностей его индивидуального развития и условий данного процесса семейного воспитания, учащихся и родителей. Характер взаимоотношений. В ситуациях взаимодействия становится очевидным истинное отношение родителя к ребенку, а стремление быть верным помощником, истинным воспитателем, приносить ребенку пользу, удовольствие, самопознание мира, приносит только удовольствие от познания и становится важным.

Но так ли просто организовать взаимодействие с родителями, ведь каждый требует особого внимания и особого подхода. Возможно, родителям сложно найти общий язык и достучаться до родных, потому что они не знают, что хотят найти в общении со своими педагогами. Родители хотят убедиться, что педагоги хорошо относятся к своим детям. От них ожидают таких личностных качеств, как: внимательность, доброта, уважение к детям, отзывчивость, высокая обучаемость, чувство юмора, высокая требовательность. Работая с родителями, воспитатели детского сада в первую очередь должны придерживаться следующих правил:

- Будьте уважительны и приложите все усилия, чтобы устранить родительское недоверие и первоначальные коммуникативные барьеры. Ведь у каждого родителя своя личность, свое видение и, в конечном счете, свой жизненный опыт. Доверие – основа человеческих отношений. И общение бесценно.

- Общайтесь с родителями на равных и полагайтесь на семейные ценности и партнерское общение как на лучший метод. Учитывайте личный опыт родителей. Взаимность требует подтверждения самооценки. Никогда не критикуйте собеседника. Конечно, мы далеки от принципа «правильной или неправильной» оценки. «Педагоги должны помнить, что родители являются партнерами, а не учениками, и являются объектом их образования».

- Чутко исследовать семью учащегося, знать потребности родителей, получать дополнительную информацию о том, с какими трудностями сталкивается семья в художественно-эстетическом воспитании. И, конечно же, должна быть личная заинтересованность родителей во взаимодействии.

- Использовать разнообразные формы общения для художественно-эстетического воспитания. Например: «Консультации по запросу», «Вы спросили – отвечу», «Вечер вопросов и ответов», «Круглый стол» и т. д. "

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам художественно-эстетического воспитания можно условно разделить на два блока: «информационный блок» и «практический блок». Так как целью «информационного блока» является просвещение родителей, то и данный блок предполагает ознакомление с задачами художественно-эстетического развития старших дошкольников. Для родителей раскрываются такие вопросы как:

- значение художественно-эстетического воспитания в развитии детей старшего возраста;

- создание необходимых условий в семье для решения задач художественно-эстетического развития.

Выявить отношение родителей к воспитанию в целом и художественно-эстетическому в частности; выявить положительный опыт и типичные трудности, с которыми сталкиваются в семьях воспитанников; выявить потребности в получении помощи по вопросам организации художественно-эстетического развития в семьях в приемлемой для родителей форме можно с помощью анкетирования.

Для просвещения родителей используются разные формы взаимодействия. Например, возможно оформление папок-передвижек :

«Что такое музыкальность», «Влияние музыки на психику детей», «Поем вместе с детьми», «Сочиняем сказки вместе с детьми», «Как научить ребенка рассказывать свою сказку», «Организация домашнего кукольного уголка». На родительских собраниях можно провести обзор новинок литературы. «Популяризация литературы педагогической тематики теперь входит в обязанности педагогов ДОО в каждой возрастной группе».

Для повышения педагогической грамотности в сфере художественно-эстетического развития детей можно внедрять такую форму работы с родителями, как «Клуб для родителей». Такая форма работы позволяет в непринужденной форме расширять мировоззрение родителей на основе художественно-эстетических произведений, обсуждать вопросы развития детского творчества, приобщения детей к миру живописи, музыки, театра; вести дискуссии, делится своим педагогическим опытом и повышать собственную самооценку. Большой интерес для родителей представляет проведение мастер-класса «Народные игрушки» в качестве упражнения. Им нравится участвовать в этой форме взаимодействия, им интересно работать с глиной. Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования и работы с цветной бумагой поможет родителям понять, как лучше организовать досуг дома с детьми.

Педагоги играют важную роль в построении позитивных отношений между родителями и детьми. Важно информировать родителей учащихся о методах, которые можно использовать в деле художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дети в этом возрасте очень чувствительны к взрослым оценкам их деятельности. В ходе беседы педагог должен напомнить родителям воспитаников, что они никогда не должны смеяться над рисунками и поделками своего ребенка. Если ребенок поет неправильную песню, песня не может быть снята. Тем более перед посторонними. Такое поведение родителей не идет на пользу, а только портит отношения с ребенком и снижает самооценку. «Ребенок, меньше терпящий оскорбления, вырастет более сознательным в своем достоинстве» (Ф. Энгельс).

Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к художественно-эстетической деятельности, необходимо поощрять даже самые тривиальные «открытия себя». Зверева О. Л. «Говорить во время рисования: "Как красиво ты нарисовала траву. Она такая яркая и зеленая!" или: «Клоунские туфли теперь реальны!» Важно донести до родителей, что создание атмосферы радости и понимания в семье – важное условие детско-родительских отношений. И то, как это будет сделано, зависит от воспитательных способностей родителей, их воображения и желания сотрудничать со своими детьми. Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. (Я. Корчак)

Большое значение для повышения педагогической грамотности родителей имеют показ открытых занятий, «День открытых дверей», «Утро радостных встреч», когда педагоги могут показать на практике методы и приемы, используемые в решении вопросов по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего возраста. Для родителей, которые по каким либо причинам не смогли посетить открытые мероприятия можно показать съемку такого занятия.

Целью «практического блока» является «организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей)». Можно отметить, что родители с энтузиазмом относятся к подобного рода мероприятиям и активно участвуют в таких как:

- досуг «Не страшны преграды, если мама рядом», целью которого является освоение детьми культурных традиций общества, формирование положительного отношения к образу мамы;

- семейный праздник «Новый год», в котором принимают участие педагоги, дети и родители;

- конкурс «Изготовление новогодних игрушек в семье для украшения ё лки в детском саду и дома: «Мой любимый киногерой» на который предоставляются поделки сделанные своими руками совместно родителей и детей, а также педагогов и детей;

- проведение праздника, посвященного Дню Защитника Отечества, целью которого является формирование уважения и любви к папам, традициям нашей страны;

- выставка художественного творчества «День Защитника Отечества»;

- фольклорный праздник «Масленица»;

- проект «Моя семья»;

- проект «День Победы»;

- участие в акции «И я помогаю!» и многое другое. Важное место в работе по взаимодействию дошкольных учреждений и родителей учащихся занимает также демонстрация достижений детей старшего возраста в различных видах художественно-эстетической деятельности. Следует отметить, что подобные мероприятия проводятся следующим образом.

- выставка живописи «Золотая осень»;

- проведение конкурсов для творческих мастерских, поощряющих инициативу и самостоятельность детей.

- выставка картин "Мама - мое солнышко";

- Фестиваль «Театральная неделя»;

- праздничный утренник, посвященный 8 марта;

- выставка детских работ «Дорога в космос», посвященная «Дню космонавтики».

- «Утро радостных встреч» - один день из жизни детского сада;

- досуг «День Победы»;

- выставка рисунков «Весна Красна» и многое другое.

Таким образом, организованная в ДОО работа по взаимодействию с родителями воспитанников способствует тому, что родители становятся «полноправными участниками образовательного процесса». Участвуя наравне с детьми и педагогами ДОО в выставках, проекта, конкурсах, утренниках, досугах, они начинают лучше понимать значение художественно-эстетического развития для своих детей. Совместная деятельность обогащает их семейный опыт, объединяет в совместных усилиях взрослых и детей, помогает увидеть своих чад в творческой деятельности и по-другому на них взглянуть. А самое главное – родители начинают осознавать, что в домашних условиях надо создавать условия для художественно-эстетического развития детей, так как процесс должен быть непрерывным. «Нет ничего более бесполезного и даже вредного, чем обучение. (В. Г. Белинский)

Дети не будут следовать нашим инструкциям, если они будут противоречить нашему поведению. Дети очень чувствительны ко лжи. Когда нас тянет к прекрасному и мир искусства для нас не пустые слова и не показные сюжеты, дети видят красоту вокруг себя и стремятся к творческому самовыражению. Со временем это перерастает в потребность мыслить творчески и жить творчески. не для суждения или одобрения, а просто для того, чтобы не знать, как жить иначе, чем раньше.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О. Зверева Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей // Дошкольное воспитание/2016 №5

2. Зверева О. Л., Алешина М. А. Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения/2014 №5 Стр. 41

3. Кротова Т. В., Выгонная Г. А. Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения/2016 №3 Стр. 34

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

5. Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 256 с.

6. Т. Н. Доронова Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002. – 120 с.

7. Тонкова Э. А. Планирование работы музыкального руководителя детского сада с воспитателями и родителями. -М. : Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010.- 32с.

Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки»Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки» Актуальность: Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро»Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями. Формы взаимодействия воспитателей в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников
Опубликовано: 6 апреля 2023 в 11:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с родителями. Формы взаимодействия воспитателей в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Гредякина Татьяна Александровна (УИ 3108445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД