Татьяна Иванова
Работа с педагогами по приобщению дошкольников к межнациональной истории и культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Целью федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребенком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребенка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Эта идея легла в основу работы по гармонизации межнациональных отношений у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей нашей республики.
Публикация «Работа с педагогами по приобщению дошкольников к межнациональной истории и культуре родного края» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
На сегодняшний день образовательные учреждения характеризуются богатым национально-языковым колоритом. Многонациональное окружение входит в жизнь ребенка посредством иноязычной речи, разнообразием имен, многообразием национальных культур и различием внешних данных.
В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении многих лет ведётся работа по приобщению дошкольников к межнациональной истории и культуре родного края.
Целью работы было : создание условий по приобщению дошкольников к межнациональной истории и культуре родного края
Задачи:
1. Расширить социализацию детей дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
2. Выстраивать познавательный процесс в увлекательной и интересной форме, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов республики Марий Эл.
3. Способствовать воспитанию любви и уважения к своей малой Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
4. Формировать у педагогов умений знания о взаимодействия и навыков создания межнациональной среды в детском саду.
5. Организовать партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу межнациональной истории и культуры воспитания детей дошкольного возраста.
Работа в данном направлении началась с обучения воспитателей. Для педагогов прошла консультация по теме «Воспитание любви к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей»
Мастер-классы по темам:
Свято чтим традиции наших предков
Марийская национальная музыка
Путешествие по земли Марий Эл
Марийские национальные подвижные игры
Была проведена деловая игра «Национальная история и культура родного края», которая позволила глубже познакомиться с национальной культурой родного края, её обычаями и традициями.
Был проведён смотр-конкурс педагогических проектов по теме «Народы Марий Эл», участниками которых были педагоги, родители, дети ДОУ.
Педагогические проекты были разработаны педагогами для всех возрастных групп.
«Я, ты, он, она – вместе целая страна» по формированию у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей. (подготовительная к школе группа)
«Катя и Айвика – лучшие друзья!» по формированию этнокультурной компетентности и толерантных отношений у детей дошкольного возраста. (средняя группа)
Кто живёт на марийской земле? формирование у дошкольников чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. (подготовительная к школе группа)
Для обогащения предметно-развивающей среды прошёл смотр-конкурс «Центров национальной истории и культуры родного края».
В центрах имеется материал: о Родном крае — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «История возникновения города», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», подбор стихов о крае, карта края, символика края (флаг, герб).
В группах появилась Карта республики Марий Эл, созданная руками родителей и педагогов. На которой дети отмечали места от куда родом их родители, родственники. Обновился методический материал, рассказывающий о городах Марий Эл (столица, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности);, народах, населяющие республику, промышленности и сельского хозяйства; символика (герб, флаг, гимн, портрет главы республики Марий Эл).
Также имеются материалы по приобщению к истокам русской и марийской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского и марийского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские и марийские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. Многообразие художественной литературы по фольклору (сказки, былины, предания, а также художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию и республику Марий Эл
Была оформлена фотовыставка «Наш край родной, прекрасней нет тебя» по достопримечательностям города Йошкар-Олы.
Педагогами разработаны тематические занятия по приобщение дошкольников к национальной истории и культуре родного края для каждой возрастной группы, проводятся развлечения, художественно-эстетическая деятельность, а также познавательное развитие, викторины и конкурсы. Прошла встреча с артисткой Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана Егошиной А. Н. В группах дети совместно с родителями подготовили проекты по темам «Мои родные места и национальность», «Русский народ», «Моя национальность – русский», «Татары», «Путешествие по Белоруссии».
Ежегодно педагогами детского сада, совместно с музыкальным руководителем проходят тематические недели «Моя малая Родина - республика Марий Эл» (в ноябре месяце, «Моя Родина-Россия. Мой город Йошкар-Ола» в летний оздоровительный период к празднованию дня г. Йошкар-Олы. Во время тематических недель проводятся музыкальные праздники «Я живу в Марий Эл!», «День народного единства». Традиционными праздниками также являются «Масленица», «Колядки», «Никольщина». Осенние развлечения также проводятся в русском народном стиле.
Педагоги активно работали с родителями воспитанников по приобщению дошкольников к межнациональной истории и культуре родного края.
Для родителей всех групп были подготовлены консультации, прошли родительские собрания по «Приобщению дошкольников к национальной истории и культуре родного края» на которых рассматривались итоги реализации проекта «Народы Марий Эл». Родители группы Колобок вместе с воспитанниками и воспитателем группы посетили «Музей марийской сказки». Родители воспитанников активные участники семейных праздников «Никольщина», «Ярмарка», Фестиваля «Хоровод дружбы».
Немного подробнее остановлюсь на этих праздниках. Никольщина – отмечается 19 декабря в православный праздник Дня Святого Николая
Цель праздника: Содействовать развитию детско-родительских отношений, приобщать взрослых и детей к русским народным традициям, познакомить с православным праздником Днём Святого Николая, познакомиться с родословными семьи.
Задачи:
1. Познакомить детей с бытом русского народа.
2. Дать понятие родословная, семейная реликвия, мирская свеча.
3. Создание праздничной атмосферы через участие в русских народных хороводах, играх, песнях.
Ярмарка проводилась в детском саду, задачами было привлечение родителей к русским традициям, создание праздничной атмосферы. На ярмарке были представлены детские творческие работы, а также продукция собственного изготовления: соленья, варенья, выпечка, овощи с огорода. На ярмарке развлекали детей и родителей скоморохи, а дети подготовили совестно с музыкальным руководителем русские народные хороводы, и ансамбль народных инструментов.
Еще одно яркое событие Фестиваль «Хоровод дружбы». Цель – познакомить воспитанников с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного отношения к представителям разных национальностей, формирование национального самосознания в рамках гражданско-патриотического воспитания.
Для участия в Фестивале семьям необходимо было подготовить:
- национальный костюм (мужской, женский, один или оба, можно детский);
- приветствие на своем языке;
- национальную игру;
- национальное блюдо;
- презентацию или рассказ о своей национальной традиции.
В фестивали приняли участие 4 семьи. Семьи представили национальные костюмы историю семьи и семейные традиции: Участники фестиваля подготовили национальные блюда, рассказали о том, как их готовят, сыграли с детьми в национальные игры. Фестиваль прошёл в тёплой дружественной атмосфере. Участники фестиваля узнали много нового и интересного об обычаях, традициях народов.
Семьи, не принимающие участие в праздничном фестивале, приняли участие в конкурсе презентаций «В дружбе народов – единство России!» (отражающие особенности, традиции своей национальности, праздники, обряды).
Все участники фестиваля были награждены грамотами за участие и памятными подарками. В конце выступления покажу видео фрагменты с фестиваля.
Педагоги подготовили воспитанников для участия в национальных конкурсах: городском «Пеледыш тукем» 3 место, Национальном конкурсе чтецов «Я люблю свой родной край», всероссийском конкурсе детского художественного творчества «Оранжевое небо» с национальной песней на марийском языке.
- Также дети детского сада принимали участие в межрегиональном заочном конкурсе художественного слова «Живое слово» с музыкально-театральной постановкой русской народная сказкой «Заюшкина избушка» в номинации «Литературные и литературно-музыкальные композиции», где им присудили диплом 1 степени.
- В прошлом году дети принимали участие в конкурсе рисунков «Счастье марийской семьи», один рисунок получил приз зрительских симпатий.
- Педагоги и сами принимали участие в межрегиональном конкурсе сценариев «Все краски детства» представив сценарии национальных праздников «Никольщина», «Колядки», «Я живу в Марий Эл». Все сценарии были высоко оценены и получены дипломы за 1, 2, 3 место.
По итогам работы были получены следующие результаты:
1. У детей сформировался интерес, симпатия и уважительное отношение к людям других национальностей.
2. Познавательный процесс проходил для воспитанников в увлекательной и интересной форме, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов республики Марий Эл.
3. Воспитывалось любовь и уважения к своей малой Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
4. У педагогов сформировались знания о создания межнациональной среды в детском саду.
5. Завязались партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу межнациональной истории и культуры воспитания детей дошкольного возраста.