Лучший педагог года

Программа наставничества в ДОУ

Людмила Назаренко
Программа наставничества в ДОУ

Работа с молодыми специалистами,

начинающими педагогами

Разрешите представить вашему вниманию программу наставничества, над которой мы работаем, и которую мы осуществляем в нашем детском саду № 145 с начинающими педагогами.

Когда мы говорим о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-наставника.

В нашем понимании наставник - руководитель, опытный педагог, знающий специалист, содействующий овладению профессиональными знаниями молодого или начинающего специалиста, а также росту его общественной активности, и помогающий ему адаптироваться к коллективу детского сада, к детям и родителям.

Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:

• повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;

• развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ;

• предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;

• снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет своей педагогической деятельности.

В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. К каждому молодому специалисту прикреплен наставник из числа опытных педагогов.

Цель программы: оказание методической помощи молодым специалистам, создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.

- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

- Совместно с молодым педагогом планировать работу.

Содержание программы

Наставничество в нашем педагогическом коллективе состоит из трёх этапов:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно - оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

1-й этападаптационный.

На данном этапе педагогам предлагается диагностическая карта возможностей и затруднений:

(В виде таблицы)

№ - Раздел программы, вид деятельности - Имею опыт, могу поделиться - Имею недостаточный опыт, хочу научиться - Не имею опыта, хочу научиться

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строю с учётом следующих факторов:

• уровень базового образования, насколько хорошо теоретически подготовлены;

• - индивидуальных особенностей.

• - уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)

• - имеют ли практический опыт с детьми;

Проблемы

• Разный образовательный уровень.

• Трудно было собрать молодых воспитателей вместе на занятия «Школы молодого воспитателя», т. к. большинство из них обучалось в средних специальных и высших учебных заведениях.

• Высокое самомнение некоторых молодых специалистов о своих профессиональных способностях.

• Элементарная лень. Некачественная подготовка к занятиям, совместной деятельности.

Анкетирование

Анкета для молодых/начинающих воспитателей

1. Насколько Вы удовлетворены своей работой воспитателя?

2. Что больше всего Вы цените в профессии воспитателя?

3. С какими трудностями Вы встречаетесь во время работы?

4. В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

5. Хотели бы Вы, чтобы за Вами был закреплен педагог-наставник для оказания вам помощи. Кого бы Вы хотели видеть педагогом-наставником?

6. Как Вы оценивает свои взаимоотношения с коллегами?

7. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

8. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?

9. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

10 Если бы Вам представилась возможность вновь выбирать профессию, стали бы Вы воспитателем?

Анкета для молодых/начинающих воспитателей

1. При проведении каких видов занятий Вы испытываете затруднения?

2. Что по Вашему мнению обуславливает эти трудности?

- отсутствие хороших материальных условий;

- большое количество детей в группе;

- отсутствие единства требований к ребенку со стороны родителей и воспитателя;

- недостаточная методическая помощь;

- недостаток психолого-педагогической литературы;

- низкий уровень теоретической подготовленности;

- недостаток педагогического опыта;

- отсутствие необходимых профессиональных навыков и умений;

- отсутствие профессионального образования.

3. В какой методической помощи Вы нуждаетесь?

- В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам (укажите каким);

- В методических консультациях (каких);

- В просмотре открытых занятий (у кого, каких);

Индивидуальная карта молодого воспитателя

(В виде таблицы)

Критерии и параметры оценки Начало года Конец года

да нет да нет

Профессиональные и

личностные качества

и умения воспитателя:

1. Профессиональные качества воспитателя

- Владение педагогической техникой

- Владение специальными умениями

2. Организационно-методические умения

3. Личностные особенности и культура воспитателя

2-й этап – основной (проектировочный).

На данном этапе важным является приобщение молодых педагогов к корпоративной культуре учреждения, его традициям. (Под корпоративной культурой понимается устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие).

Мы составляем картотеку методических пособий, литературы по разделам программы, систематизируем материалы методического кабинета

Формы работы с начинающими воспитателями

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ – самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество

ГРУППОВЫЕ – Школа молодого воспитателя, консультации, взаимопосещения, семинары, педсоветы, практикумы

Конкурс «Лучший педагог-лидер ДОУ 2020» (фото)

Школа молодого воспитателя

План работы «Школы молодого воспитателя» на 2020 – 2021 учебный год (в виде таблицы)

Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; формировать и воспитывать потребность в непрерывном самообразовании.

Тема Формы работы Дата Ответственные

«Выявление знаний и затруднений у молодых педагогов в процессе воспитательно-образовательной деятельности» Анкетирование сентябрь Ст. воспитатель

«Планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах детского сада.

Основные аспекты» Беседа сентябрь Ст. воспитатель

«Создание предметно-развивающего пространства в разных возрастных группах. Основные программные требования, выполнение санитарных норм и техники безопасности в режиме дня» Консультации декабрь Ст. воспитатель

Старшая медсестра

Индивидуальные темы Самообразование В течение года Воспитатели

Занятия по плану воспитателя Мастер - класс февраль Педагоги-наставники

«Организация летней оздоровительной работы с детьми в ДОУ»

«Особенности предметно-пространственной среды в летний период» Консультация апрель Воспитатели

«Выявление знаний и умений, полученных в течение учебного года» Анкетирование Апрель Ст. воспитатель

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ 2020-2021 учебный год (В виде таблицы)

Тема: 1. Содержание и структура сюжетно-ролевой игры

Цель: 1. Систематизировать теоретические знания воспитателей, упражнять в придумывании содержания игр по заданной структуре сюжета, в определении структуры сюжетов игр, их содержания.

Содержание:

1. Подвести воспитателей к пониманию необходимости в игре сюжета и содержания

2. Уточнить, что такое содержание игры и чем оно отличается от сюжета

3. Решение педагогических задач

Форма проведения: Консультация –практикум

Дата: Октябрь

Ответственные: Воспитатель (фио)

Тема: Определение примерного уровня развития игры

Цель: Упражнять воспитателей в наблюдении за самостоятельными играми детей, проводить анализ игры, определяя уровень ее развития.

Содержание: 1. Знакомство с содержательной характеристикой уровня развития игр детей дошкольного возраста

2. Наблюдение за с/р играми детей.

3. Анализ наблюдений.

Форма проведения: Практикум

Дата: Декабрь

Ответственные: Старший воспитатель (фио)

Тема: Особенности взаимодействия в игре

Цель: Упражнять воспитателей в умении делать самоанализ работы, анализировать совместную деятельность детей.

Содержание: 1. Просмотр игровой деятельности в группах, где работают молодые педагоги.

Форма проведения: Взаимопосещения

Дата: Февраль

Ответственные: Старший воспитатель (фио)

Воспитатель-наставник (фио)

Тема: Планирование сюжетно-ролевых игр

Цель: Упражнять воспитателей в планировании с/р игры

Содержание: 1. Составление примерных технологических карт по формированию и активизации игры детей.

Форма проведения: Практикум

Дата: Апрель

Ответственные: воспитатель-наставник (фио)

3-й этап – контрольно - оценочный[/i]

План-график предупредительного контроля работы молодых воспитателей. 2020/2021 учебный год (в виде таблицы)

№ 1

Фамилия имя, отчество воспитателя

Группа

Дата

Готов-ность к рабочему дню

Готов-ность к занятию

Владение методикой

Анализ методов и приёмов

Формы организации детей

Анализ плана на текущий день

Примечания

Школа наставника

«Школа наставника» является координатором деятельности педагогов по проблемам наставничества. Ее задача создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с наставником, обучать наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении плана работы с молодыми специалистами, изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества.

Результативность

Методическая работа с начинающими воспитателями способствует тому, чтобы из молодого специалиста за три года «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.

Результативность (В виде схемы)

Количество молодых педагогов Аттестация молодых педагогов

От 22 до 28 лет

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Концертная программа «Нам нужен мир»Концертная программа «Нам нужен мир» В предверии знаменательного праздника Дня Победы в нашем детском саду мы провели в музыкальном зале концертную программу "Нам нужен мир".

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа наставничества в ДОУ
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 11:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа наставничества в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Назаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД