Ирина Иванчук
Работа по выявлению и развитию творческих способностей детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по выявлению и развитию творческих способностей детей.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия.
Публикация «Работа по выявлению и развитию творческих способностей детей,» размещена в разделах
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Ребенка необходимо привлекать во все многообразие художественной деятельности: петь, лепить, танцевать, рисовать и т. д.
В своей работе по развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности я прибегаю к помощи нетрадиционных техник выполнения работ, так как они интересны детям, развивают мышление и дают волю воображению.
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям. Я предпочитаю не только не мешать индивидуальному творчеству ребенка, но и поощрять его. Так, например, можно организовать личную выставку работ ребенка, предложить участие в конкурсе, проведение мастер-класса для других детей группы. А также необходимо поддерживать желание ребенка заниматься изодеятельностью в свободное время и инициативу в выборе материалов.
Предлагаю примерные темы изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, которые я использую в своей работе.
Тема занятия Программное содержание Название техники
Рисование
Ветка рябины (с натуры). Учить изображать ветку рябины с помощью нетрадиционной техники рисования. Развивать интерес к выполнению работ с помощью нетрадиционных техник. Воспитывать аккуратность в работе. Монотипия. Рисование пальцами.
Новый год в лесу (по замыслу). Закрепить умение задумывать сюжет изображаемого и осуществлять задуманное. Закрепить умение рисовать животных и деревья. Закрепить умение использовать в работе нетрадиционные техники рисования. Воспитывать любовь к природе и искусству. Тычок жесткой кистью.
Морозные узоры. Познакомить с техникой нетрадиционного рисования – рисование свечой, отметить особенности выполнения работы. Закрепить умение рисовать декоративные элементы. Развивать интерес к рисованию с помощью нетрадиционных техник, желание творить. Рисование свечой.
Северное сияние. Учить создавать фон рисунка. Учить применять соль для изображения необычных узоров. Закрепить умение рисовать животных. Развивать интерес к изучению окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе. Рисование с использованием соли.
Чудесная мозаика. Познакомить детей с новой оформительской техникой - мозаика. Учить составлять гармоничную, многоцветную композицию с использованием цветового круга. Совершенствовать изобразительную технику, вызвать интерес к новой технике рисования. Воспитывать эстетический вкус. Рисование свечой, восковыми мелками.
Нарисуй букет в подарок. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Учить мять бумагу, сворачивать её в определённую форму. Закрепить умение равномерно увлажнять бумагу. Развивать воображение детей, эстетические чувства (цвета, композиции). Работать над развитием мелкой моторики рук детей. Воспитывать уважение к женщинам, желание доставлять радость. Воспитывать инициативу, самостоятельность, аккуратность в работе. Рисование мятой бумагой.
Рисование на мокрой бумаге. Тычок жесткой кистью.
Звёздное небо.
Учить изображать звёздное небо при помощи нетрадиционной техники рисования. Закрепить умение набирать краску так, чтобы получился яркий, насыщенный цвет и нужная консистенция. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к выполнению работ в данной технике. Набрызг.
Праздничный салют. Учить детей изображать салют с помощью нетрадиционной техники рисования. Развивать интерес к изображению с помощью данной техники. Воспитывать любовь к Родине, чувство уважения и благодарности к ветеранам и труженикам тыла. Кляксография с трубочкой.
По замыслу. Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные. Развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать, используя нетрадиционные техники. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение. Различные техники.
Лепка
Раскрась рисунок пластилином. Закрепить умение рисовать пластилином, умение разогревать его. Развивать мелкую моторику рук детей, воспитывать аккуратность в работе. Пластилинография.
Дары осени (пайетки). Учить наносить пластилин равномерным слоем на картонную основу, аккуратно выкладывать пайетки на пластилин. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук детей. Прививать терпение, усидчивость. Воспитывать желание доделывать начатое до конца. Выкладывание пайеток.
Панно «Цветы для мамы». Совершенствовать технику лепки из пластилина (учить размазывать пластилин тонким слоем по поверхнос-ти, раскатывать пласт и вырезать из него деталь, скатывать жгут). Учить составлять красивую композицию с использованием природного материала. Поощрять инициативу. Воспитывать желание принести радость близким, любимым людям. Вырезывание деталей.
Декоративная пластина. Учить детей создавать декоративные пластины из глины: наносить глину ровным слоем на доску или картон; разглаживать, смачивая водой, затем стекой рисовать узор; накладывать глину в соответствии с рисунком. Воспитывать интерес к данному виду лепки. Рисование на глине.
Любимое животное. Учить изображать животное с помощью нетрадиционной техники лепки. Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи фактуры. Воспитывать любовь к животным, желание оберегать их. Скобление пластилина стекой.
Аппликация
Осеннее дерево. Учить работать в технике «обрывание». Упражнять в вырезывании предмета из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять умение работать ножницами. Развивать умение красиво подбирать цвета, чувство композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению. Обрывание.
Осенняя фантазия. Учить создавать изображение из природного материала. Напомнить правила пользования клеем. Развивать воображение. Воспитывать любовь к природе. Аппликация из высушенных листьев.
Чаша с белой пищей. Закрепить умение обводить шаблоны, аккуратно пользоваться кистью и клеем. Учить аккуратно насыпать бисер на клей, скатывать и наклеивать ватные шарики. Развивать моторику. Воспитывать усидчивость, желание доделывать работу до конца. Аппликация бисером.
Пограничник. Закрепить умение выполнять изображение с помощью крупы, раскрашивать работу. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать чувство гордости уважения к защитникам Родины. Аппликация крупой.
Рисование скорлупой. Учить создавать изображение из ячной скорлупы и раскрашивать его. Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение работать аккуратно. Аппликация из яичной скорлупы.
Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад будут работать в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей своего малыша.