Ирина Сорокина
Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей «Мы живём в Прибайкалье»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 144 г. Иркутска
«МЫ ЖИВЕМ В ПРИБАЙКАЛЬЕ»
Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей.
Составила: Сорокина Ирина Ивановна - музыкальный руководитель
1. Актуальность проекта
История распорядилась так, что на протяжении уже нескольких
Публикация «Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей „Мы живём в Прибайкалье“» размещена в разделах
- Прибайкалье
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
веков Россия является многонациональной страной. Более 100 национальностей и народностей проживают на огромной территории. При таком этническом многообразии актуален вопрос воспитания у граждан взаимной любви, уважения, взаимопомощи, возрастает необходимость формирования этнокультурной терпимости в общегосударственном масштабе. В условиях монокультурного и поликонфессионального российского общества этнокультурное образование и воспитание способствует пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также становится основой для межнационального и межэтнического общества граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за её пределами. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей деформирует национальное сознание личности и неизбежно приводит в дальнейшем к возникновению в подростковой среде межэтнической и межнациональной напряженности.
Поликультурное воспитание – первостепенная потребность любого многонационального сообщества, члены которого стремятся к достойному будущему. Дошкольный возраст – это возраст формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительности и любознательности, это возраст, когда идет интенсивное вхождение в социальный мир. Потому педагоги должны дать удовлетворение детскому любопытству и познания о жизни, традициях народов живущих рядом.
2. Цель проекта : формирование толерантности и уважения к культурному наследию народов Прибайкалья.
3. Задачи проекта :
- Дать элементарные знания детям об особенностях национальной культуры народов Прибайкалья посредством организации совместной досуговой деятельности взрослых и детей.
- Формировать чувства сопричастности к происходящим событиям и профилактики межэтнической и межнациональной напряженности в среде дошкольников.
- Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ и его культурное наследие.
4. Сроки реализации проекта : с 10 октября по 10 ноября 2016 года
5. Инициативная группа:
музыкальный руководитель – Сорокина Ирина Ивановна;
инструктор по физической культуре – Федотова Наталья Владимировна;
логопед – Черневская Елена Анатольевна;
заместитель заведующей по УВР – Мерко Анна Юрьевна
6. Участники реализации проекта :
дети старшего дошкольного возраста;
воспитатели;
родители;
узкие специалисты.
7. План реализации проекта
- Знакомство с культурой русского и бурятского народов - досуг «Широка страна моя родная» (музыкальный зал); Консультация на информационном стенде «Знакомство с музыкальной культурой народов проживающих в Прибайкалье, как средство поликультурного воспитания»; Мастер –класс «Дети разных цветов» :
1. Консультация «Знакомство с песнями и танцами разных народов в домашних условиях».
2. Практическая часть: разучивание песен и танцев народов Прибайкалья. Изготовление элементов костюмов, орнаментов;
3. Оформление выставки предметов быта, выставки кукол в национальных костюмах.
4. Оформление картотеки игр народов Прибайкалья.
- Знакомство с культурой азербайджанского, армянского и таджикского народов Досуг «Мы разные – мы вместе» (музыкальный зал)
- Знакомство с культурой узбекского и татарского народов Интегрированное занятие «Народов много – страна одна» (музыкальный зал)
- Знакомство с культурой эвенкийского и тофаларского народов.
Подведение итогов Интегрированное занятие «На просторах тундры»
Праздничный досуг «Путешествие Сибирячка и его друзей» (Приложение 1) (музыкальный зал)
8. Подведение итогов по реализации проекта.
Работа над проектом «Мы живем в Прибайкалье» завершена. Творческая группа педагогов проделала большую работу и испытывает от этого большое удовольствие. Реализация этого проекта способствовала расширению знаний детей в процессе ознакомления с культурой и бытом народов, проживающих на территории Прибайкалья, дети душой «прошли» по всем истокам, вышли на широкий простор осмысления своих взглядов, убеждений и чувств к осознанию своего места в мире, места своих родных, своих друзей и просто всех людей, независимо от их национальной принадлежности. Полученные представления послужат важным связующим этапом на пути усвоения ребёнком соответствующих социальных установок, способов мышления, накопления духовных ценностей и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих этапах развития.
Список литературы:
1. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в
школе. Москва, Линка-Пресс, 2000 г. 225 с.
2. Макаев В. В. Малькова З. А. Поликультурное образование –
актуальная проблема современной школы // Педагогика 1999г.
№ 4, с. 3-10
3. Панкеев И. А. Русские народные игры. Москва, 1998 г., с. 7-34
4. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР.
Москва. ,1988 г. с. 73-196
5. Даниленко Н. Г., Маркина Ю. Д., Баринкова Ю. С. Материалы к
лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 1.-
Иркутск: ИИПКРО, 2012. – 108 с.
6. Даниленко Н. Г., Маркина Ю. Д., Баринкова Ю. С. Материалы
к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 2-
Иркутск: ИИПКРО, 2012.-79 с.
7. Чистякова Л. А., Даниленко Н. Г. Реализация федеральных
Государственных требований в дошкольном образовании.
Учебно-методическое пособие. Часть 1, 2-е изд., переработанное
и дополненное. / Л. А. Чистякова, Н. Г. Даниленко. –Иркутск ИИПКРО, 2012.-108 с
Этапы работы Участники проекта
Деятельность
детей Деятельность
воспитателей Деятельность
логопеда Деятельность музыкального руководителя Деятельность инструктора по физической культуре Деятельность родителей Деятельность старшего воспитателя
1 этап
Моделирование проблемы. Выявление проблемы 1 Вхождение в проблему:
- Узнают о культуре, быте, традициях народов Прибайкалья.
2. Принятие задачи:
- Познакомиться со сказками, играми, музыкальными инструментами, праздниками народов Прибайкалья;
- Написать письмо Сибирячку и его друзьям (отразить в нем желание узнать о народах проживающих в Прибайкалье). 1. Предварительная работа:
- Беседа о ценностях традиционного уклада жизни народов Прибайкалья;
- Рассматривание фотоальбома «Этнографический музей народов Прибайкалья» (Бурятский комплекс, Эвенкийский комплекс, Тофаларский комплекс) и других народов, проживающих в Прибайкалье.
2. Вводят детей в игровую ситуацию :
- Рисуют орнаменты народов Прибайкалья
- Оформляют письмо для Сибирячка;
- Изготавливают дидактическую игру «Собери узор»
3. Формулируют проблему:
- Проводят беседу («Народов много – страна одна», «Мы разные, мы вместе»);
- Оформляют посылку и письмо для Сибирячка. 1. Знакомит детей со сказками и поэзией народов Прибайкалья;.
2. Проводит беседу «К то поможет Сибирячку в его путешествии» и участвует в создании сказки «Путешествие Сибирячка и его друзей» 1. Предварительная работа в рамках проекта : (знакомит детей с песнями, танцами, музыкой народов Прибайкалья») 1. Знакомит детей с играми народов Прибайкалья. 2. Координирует свою работу с другими членами проекта. 1. Предварительная работа по изготовлению элементов костюмов для праздника.
2. Оказывают помощь в подборе иллюстративного материала. 1. Вхождение в проблему: организует работу по сбору видеоматериала, слайдов для проведения праздника.
2 этап
Организация работы над проектом 1Ищут решение задачи:
Как помочь Сибирячку и его друзьям собрать интересный материал по поставленной перед ними задаче.
2. Систематизируют информацию.
3. Планируют совместную деятельность (что нужно узнать, к каким книгам обратиться, какие продукты деятельности создать) 1. Уточняют решение задач.
2. Дают необходимые рекомендации.
3. Помогают спланировать деятельность.
4. Решают задачу организации деятельности.
1. Оказывает помощь в разработке плана движения к цели.
2. Планирует речевую работу. 1. Принимает участие в планировании работы над проектом
2. Подбирает музыкальный материал для сопровождения тематических занятий и совместной деятельности в рамках проекта. 1. Составляет картотеку игр народов Прибайкалья
2. Подбирает необходимые атрибуты для проведения игровой деятельности в рамках проекта. 1. Организуют беседы
2. Оказывают помощь в сборе национальных предметов быта, одежды Организуют пошив национальной одежды. 1. Оказывает помощь в разработке проекта.
2. Дает необходимые рекомендации.
3. Привлекает специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
3 этап
Практическая деятельность по решению проблемы 1. Обращаются к иллюстративно-справочной литературе (уточняют и систематизируют знания о культуре, традициях народов, проживающих в Прибайкалья. 2. Посещают этнографический музей
3. Изготавливают детали,макеты для дидактических игр. Отбирают необходимые материалы.
4. Коллективная работа (плакат)«Народов много – страна одна!»
5. Коллективно сочиняют сказку «Путешествие Сибирячка по Прибайкалью»
6. Принимают участие в оформлении группы для проведения развлечения «Я живу в Прибайкалье». 1. Организуют работу над проектом : направляют на поиск решений, дают необходимую информацию (занятия, игры, беседы, моделирование).
2. Помогают сочинить коллективную творческую сказку о приключениях Сибирячка.
3. Помогают воплотить найденное решение в продукты деятельности (иллюстрации, макеты, детали узоров).
4. Оказывают практическую помощь в изготовлении продуктов деятельности.
5. Помогают в оформлении групповой комнаты для проведения развлечения.
6. Приходят на помощь в случае затруднений. Дают необходимые рекомендации. 1. Организует речевую деятельность детей в рамках работы над проектом.
2. Проводит занятия по развитию речи в соответствии с темой проекта.
3. Участвует в разработке сценария развлечения «Я живу в Прибайкалье». 1. Разрабатывает сценарий развлечения придуманной детьми сказки «Путешествие Сибирячка по дорогам Прибайкалья»
2. Подготавливает музыкальное сопровождение праздника.
3. Оказывает помощь в изготовлении костюмов, атрибутов.
4. Разучивает вместе с детьми песни, танцы, игры для праздника. 1. Организует игровую деятельность детей в рамках работы над проектом.
2. Принимает участие в разработке сценария праздника «Приключения Сибирячка по дорогам Прибайкалья».
3. Разрабатывает игровой материал используемый на празднике. 1. Принимают участие в посещении с детьми этнографического музея.
2. Оказывают помощь детям в изготовлении продуктов деятельности к придуманной детьми сказке. Помогают записать придуманный конец сказки.
3. Оказывают практическую помощь в оформлении группы и музыкального зала к развлечению. 1Приходит на помощь в случае затруднения, дает необходимые рекомендации. 2. Помогает организовать выезд в музеи.
4 этап.
Презентация продукта деятельности. 1 Выставка детских работ к придуманной сказке о приключениях Сибирячка.
2. Участвуют в празднике «Мы живем в Прибайкалье»
4. Делают вывод о решении проблемы.
1Помогают в оформлении выставок.
2. Помогают в подготовке праздника (разучивание стихов, песен, помощь в изготовлении костюмов).
3. Участвуют в проведении праздника.
4. Подводят детей к формулировке вывода о решении проблемы. 1. Помогает готовить детский праздник.
2. Разучивает с детьми стихи, загадки из сценария. Проводит работу над четкостью дикции, выразительностью речи. Следит за правильностью звукопроизношения.
3. Участвует в проведении детского праздника. 1. Проводит детский праздник. 1. Помогает готовить детский праздник. Разучивает игры, эстафеты из сценария праздника. Оказывает помощь в изготовлении атрибутов.
1Оказывают помощь в изготовлении костюмов, оформлении группы, музыкального зала и атрибутов к празднику.
2. Готовят сюрприз для детей и гостей праздника. 1. Координирует деятельность всех участников проекта.
Письмо Сибирячку
Здравствуй, дорогой Сибирячок!
Пишут тебе дети из детского сада № 144. Мы любим свой
детский сад, любим свою группу «Колокольчик» и конечно же
нашего воспитателя Веру Владимировну. У нашей группы есть
девиз – «Давайте жить дружно». Вера Владимировна всегда
учит нас доброте, пониманию и любви друг к другу. Она
объясняет нам, что в нашей стране и в нашем родном крае
Прибайкалье живут люди разных национальностей. В нашей
группе есть мальчик-таджик – это Бикмухаметов Рустам,
девочка-киргизка – Кадырмаматова Лита. Другие группы
также посещают дети – азербайджанцы, туркмены, буряты,
татары, узбеки. Всем нам очень хорошо и весело живется вместе.
И задумали мы устроить праздник «Мы живем в Прибайкалье»,
но для этого нам необходимо знать о культуре народов,
проживающих в Сибири. Очень просим тебя, Сибирячок,
отправиться в путешествие и узнать обо всем для нас.
А чтобы тебе в пути было веселее, возьми с собой своего друга
лешего Кешу и кинокамеру, которую мы посылаем тебе.
С нетерпением ждем вас в нашем детском саду. /ДЕТИ гр. №4/
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
к проекту «Мы живем в Прибайкалье»
Зал украшен народными орнаментами (имеются в виду народы,
проживающие в Прибайкалье). Организована выставка национальных костюмов «Сила нашей страны в богатстве национальностей».
Наличие интерактивного экрана для презентации видеоматериала
и слайдов.
Дети входят в зал, читают стихи о дружбе.
1 ребенок Дружба крепкая не сломается
Не расклеится от дождей и вьюг
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит
Вот что значит настоящий верный друг!
2 ребенок Друг поддержит и спасет,
С другом – даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
3 ребенок Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу,
Ведь дружба – это ценный дар!
ПЕСНЯ «Шире круг»
Ведущий Хочу вас обрадовать, ребята, сегодня к нам в гости придет
Сибирячок и расскажет нам о своем путешествии.
(Звучит музыка, в зал входит Сибирячок с лешим Кешей)
Сибирячок Здравствуйте, ребята!
Кеша Привет, друзья!
Ведущая Дорогой Сибирячок, ты получил наше письмо? Расскажи скорее смог ли ты выполнить просьбу ребят?
Сибирячок Конечно, конечно! Ваше письмо со мной и я хочу еще раз
прочитать его (достает письмо, читает). А еще мне в путешествии очень помогла видеокамера, которую вы мне прислали в посылке.
В общем, вооружившись всем необходимым и взяв с собой друга Кешу,
мы отправились в путь. Я не буду рассказывать где нам с Кешей
пришлось побывать, с какими народами познакомиться. Мы это
вам лучше покажем. Но друг Кеша у меня хитрющий, он предложил
зашифровать отснятый материал в кроссворде (располагает на доске)
А з е р б а й Д ж а н ц ы
Т а т а Р ы
У з б е к и
Т а д Ж и к и
Б у р я т ы
Т о ф А л а р ы
Перед тем, как отгадать слово, Ведущая показывает на орнаменты, соответствующие очередности строк. Дети
называют, Сибирячок и Кеша предупреждают неправильные ответы и вписывают нужный ответ. После каждого
правильного – Сибирячок демонстрирует и рассказывает
об этих народах (весь материал собран во время проведения
тематической недели «Мы живем в Прибайкалье», куда
приглашались родители и гости. Представители народов,
живущих в Прибайкалье, выступали с рассказами о своей
стране, национальной культуре, праздниках, традициях). После каждого просмотра материала о той или иной национальности педагог по физической культуре предлагает детям принять участие в играх. Азербайджанские игры: «Дети и петух» (Утаглар ве хоруз, «День и ночь» (Геджа ве гюндуз); Узбекские игры: «Пастух и козы» (Эчкилар ва чупонлар, «Медведи и пчелы» (Айнклар ва асаларилар); Таджикские игры: «Тетка-наседка» (Хола-хола, «Игра в лошадки» (Аспакбози, «Горный козёл» (Нахчирбози); Татарские народные игры: «Серый волк» (Сары буре, «Займи место» (Буш урын, «Мяч по круг; Бурятские игры: «Иголка, нитка и узелок» (Зун, утахн, зангилаа, «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьга
д); Тофаларские игры: «Льдинки, ветер и мороз», «Белый шаман», «Борьба на палке»; Русские народные игры: «Коршун», «День и ночь», «Горелки»
В конце праздника Ведущая и дети благодарят Сибирячка
и Кешу и все встают в общий хоровод «Я, ты, он, она» (исполнение С. Ротару)