Валентина Шафрова
Работа по развитию речевого дыхания у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательного процесса должно охватывать различные виды деятельности и направления развития и образования детей.
В числе этих направлений, именуемых областями, обозначено речевое развитие.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Публикация «Работа по развитию речевого дыхания у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы, затрудняют обучение в школе.
Ни для кого не секрет, что значимое место в процессе развития речи, формирования чёткого произношения отводится воспитанию правильного дыхания.
Правильное дыхание – это медленное глубокое диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних.
Глубина дыхания соответствует потребности организма в кислороде и состоит из 4 этапов: вдох – пауза – выдох – пауза.
Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Ведущая роль в этой системе принадлежит диафрагме. По доле ее участия различают 3 типа дыхания :
1. ГРУДНОЙ (верхнереберный)
Участие диафрагмы слабое. Вдох напряженный, плечи подняты. Выдох короткий и неровный. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса.
2. БРЮШНОЙ (диафрагмальный)
Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона этого типа дыхания – легкость и быстрота вдоха. Но пассивное участие грудной клетки сказывается на качестве звука – ухудшает его.
3. ГРУДОБРЮШНОЙ (диафрагмально-реберный)
Участвует в работе вся дыхательная мускулатура. Этот тип дыхания соответствует всем требованиям образования звука и в норме формируется у детей по мере их физического развития.
При обследовании детей, зачисленных в логопедические группы мы встречаемся с различными особенностями их дыхания, чаще всего это:
• поверхностное дыхание, которое легко нарушается при эмоциональной и физической нагрузке;
• укороченный, ускоренный, нерационально использованный выдох;
• слабая, короткая, рассеянная воздушная струя;
• произнесение слов в разные фазы дыхания – как на выдохе, так и на вдохе;
• назальный выдох, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. При этом изменяется тембр голоса и искажается произношение звуков;
• иногда отмечается скандированное (прерывистое) дыхание, которое характеризуется прерывистым коротким вдохом, реже выдохом.
Эти особенности говорят о том, что важнейшими составляющими в работе по коррекции речевых нарушений будут :
формирование грудобрюшного типа дыхания;
выработка плавной длительной направленной воздушной струи.
Занятия мы начинаем в самом начале учебного года и продолжаем в течение всего срока коррекционной работы над звукопроизношением. Дыхательные упражнения сочетаем с артикуляционной гимнастикой, логопедическим массажем и изотоническими упражнениями.
Формирование грудобрюшного дыхания предполагает решение нескольких задач:
1. Развитие у ребенка ощущения движений диафрагмы и передней стенки живота. С этого мы начинаем.
Упр. «Качели»
Упражнение выполняется сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, можно класть одну его руку на грудь, другую на живот. Упражнение выполняется 3-5 раз, индивидуально или подгруппой из 3-4 человек. Необходимо следить за состоянием ребенка во избежание гипервентиляции легких и головокружения.
2. Следующая задача – формирование и закрепление плавного длительного направленного выдоха.
Фундаментом для решения этой проблемы служат упражнения и игры с гласными звуками.
Пропевание гласных звуков с движениями активизирует диафрагму, увеличивает объем легких, вырабатывает плавный длительный выдох.
Все гласные пропеваем на выдохе, включаем в занятия параллельно со знакомством с гласными звуками и буквами.
На этом этапе проводится зарядка с гласными звуками.
Дети произносят различные сочетания гласных с движениями. Количество звуков на одном выдохе можно доводить до 4-х.
«Цветок распускается» [а]
«Рубим дрова» [у]
«Пускаем облачко» [о]
«Маятник» [ы]
«Поймай лучик» [и]
В работе над развитием речевого дыхания мы используем игры и упражнения с предметами, шариками, мелкими игрушками.
Сначала учим детей :
вдыхать и выдыхать через нос;
вдыхать и выдыхать через рот;
делать вдох через нос с последующим плавным выдохом через рот, не надувая щек.
Упр. «Листья», «Птицы улетают»
«Веселые пузырьки», «Модные Султанши»
«Парящий шарик», «Газировка»
«Забавные вертушки», «Желобок»
«Кто быстрее», «Чудо мельница»
«Забавные медузы»
Следующий этап работы – формирование центральной воздушной струи, идущей по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Здесь мы готовим базу для коррекции всех нарушенных звуков, кроме [л], [ль].
Можно использовать практически все вышеуказанные упражнения, только с язычком, лежащем на нижней губе.
И последний этап работы – это развитие фонационного (озвученного) выдоха. Отработка и закрепление произношения поставленных звуков.
Упр. «Весло», «Звуковые дорожки»
Часть пособий для дыхательных игр мы делаем сами, иногда с помощью родителей, часть приобретаем в магазинах. Стараемся разнообразить их, чтобы ребенку было интересно.
В работе по формированию речевого дыхания принимают участие воспитатели и родители. Многие упражнения включаются в физкультурные и музыкальные занятия.
Тем самым осуществляется комплексный подход в решении этой проблемы.