Светлана Игошева
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Артикуляционная гимнастика на звук [З]. Развитие речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
Тема:«Артикуляционная гимнастика на звук (З). Развитие речевого дыхания. Упражнение (рассказываем вместе).
Цель: учить произносить фразу из двух-трех слов с коротким вдохом и длительным выдохом.
Ход занятия:
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуком [З].
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Артикуляционная гимнастика на звук [З], Развитие речевого дыхания“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Введение в тему занятия.
Весна-красна
Приходи скорей!
Мы ждем тебя!
Очень много дней!
Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.
читаем текст, на звук «З» - звенит в колокольчик, на звук «С» издаётся глухой звук погремушкой. Дети выполняют движения по тексту.
- Какое сейчас время года? Были вы ребятками, стали медвежатками. (На начало стихотворения ребята на ковре изображают медвежат в берлоге).
«Медведь»
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый, (садятся на ковре)
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошарил лапой (движения руками)
И вскочил - кругом вода! (встают на ноги)
Заспешил медведь наружу:
Заливает — не до сна! (показывают косолапую походку)
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег… Пришла весна. (поднимают руки вверх)
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня на нашем занятии мы будем учиться различать на слух звуки [З] и [С]. Почему это важно для нас?
Работа со словами-паронимами
Ребята, послушайте внимательно
СА-са-са
Ой летит оса
Сы-сы-сы
Не боимся мы осы
Се се се
Скажем улетай осе
Су су су
Видит кто из нас осу?
СА СА СА отгадайте где оса?
Попробуйте превратить глухой звук в звонкий :
Суп – зуб, роса – роза, лиса – Лиза.
Значит надо уметь различать звуки на слух, чтобы хорошо понимать смысл услышанного и не допускать ошибки при письме.
4. Сравнение звуков по артикуляции
Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды 7-8).
– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий : складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочерёдно эти звуки).
5. Характеристика звуков. Игра «Цифровой ряд»
– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой, бывает мягким и твёрдым, на письме обозначается буквой С).
– На что похожа буква С? (На половину овала, луну).
- Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой З).
– На что похожа буква З? (На змею, половину восьмёрки
– Чем они похожи? (Согласные, могут быть твёрдым или мягким.)
– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)
Как доказать звонкость звука? (два способа)
1. Чтобы почувствовать звонкость согласного звука З, руку положим на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
2. Ладошками закрыть ушки и произнести звук. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
4. Развитие фонематического восприятия.
а) Игра «Подвижные ладоши».
Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т. к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил
П, Т, К, С, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Т, З, Г, П, С
6. Дифференциация в слогах.
Игра «Назови лишний слог».
– Ребята, вы сейчас должны за мной чётко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:
Са-са-са-са-за (лишний слог ЗА)
Со-со-со-со-зо (лишний слог ЗО)
Су-су-су-су-зу (лишний слог ЗУ)
Зы-зы-зы-зы-сы (лишний слог СЫ)
Зи-зи-зи-зи-си (лишний слог СИ)
Зу-зу-зу-зу-су (лишний слог СУ)
7. Дифференциация в словах.
а) Упражнение «Звуковой домик»
– Перед вами лист с заданием. По выбору ребёнок называет слово, определяем какой звук слышится («З» или «С») – показываем «секретик» - индивидуальные карточки с наушником и колокольчиком, таким образом характеризуя его (звонкий или глухой) и называет место выбранного звука в слове (в начале, середине или в конце). Соответствующим образом логопед располагает предметную картинку в звуковом домике.
Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки : сова, бусы, самолёт, собака, сом, солнце, сито, автобус, слон. На слово со звуком З – называют картинки : роза, замок, забор, зонт, корзина, зебра.
Если ребёнок выбирает картинки «зонт» и «сито», тогда делаем на схеме звуковой анализ слова, делим на слоги, ставим ударение. (звуковую схему логопед выкладывает на доске с помощью цветных символов.)
Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать.
8. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика :
На двери висит замок (руки в замок, движения пальц.)
Кто его открыть бы смог.
Мы сначала постучали, (стучим ладошками,
Повертели, потянули, (вертим, тянем)
И теперь его открыли. (разжимаем пальчики)
9. Упражнение «Найди лишнее слово». (Проверяем навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах).
– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.
– санки, забор, сова, сок;
– роза, коза, ваза, нос;
– самолёт, сумка, стрекоза, суп.
– В каком слове встречаются оба звука?
Логопед выставляет картинки на наборное полотно.
Дифференциация в предложениях.
а) Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).
Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.
Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме.
в) Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].
– Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
- Зое снится страшный сон – с Зоей рядом серый слон.
• Вот и научились слышать звук в словах, предложениях, чистоговорках.
• Итог занятия.
– Лешавам понравилось занятие?
– Какие звуки мы сегодня сравнивали Полина?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
Значит надо уметь различать звуки на слух, чтобы хорошо понимать смысл услышанного и не допускать ошибки при письме.
•
- Что было самым трудным?