Юлия Беляцкая
Игры для развития физиологического и речевого дыхания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития физиологического и речевого дыхания
1. «Ветерок».
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метелочки).
Ход игры : Перед началом игры необходимо подготовить метелочки. Педагог предлагает поиграть с метелочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
Публикация «Игры для развития физиологического и речевого дыхания у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться индивидуально и в группе детей.
2. «Осенние листья».
Цель: Обучение плавному свободному выдоху.
Оборудование: осенние кленовые листья и ваза.
Ход игры : Перед игрой соберите с ребенком букет осенних листьев и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
– Красивые листья мы с тобой собрали. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослые вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
3. «Одуванчик».
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры : Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
– Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно – чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз, побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
4. «Летите птички».
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры : ребенок сидит за столом. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
– Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
5. «Звуки вокруг нас».
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание но одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры : Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.
– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А»! А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О»! Самолет в небе гудит: «У-У-У»! А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной. Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
6. «Сдуй шарик».
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры : Предложите малышам поиграть в игру: стоя на ковре, расставьте руки в стороны – получился шар, затем произнесите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
–Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: «Ф-Ф-Ф!» Сдулся шарик!
7. «Змейка».
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры : Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время произнесения Ш добирать воздух нельзя.