Любовь Ерохина
Работа по профориентации в ДОО через музыкально-творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: музыкальные руководители Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В, инструктор по физической культуре Катунина Г. А.
"Без творчества немыслимо познание человеком
своих сил, способностей, наклонностей… "
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. И одной из главных задач дошкольных образовательных организаций, независимо от их профиля, является формирование личности, способной к творчеству, самоопределению и саморазвитию.
Публикация «Работа по профориентации в ДОО через музыкально-творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Работа музыкального руководителя
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе, становление человека, немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Поэтому, я полагаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как в этот период у ребёнка закладываются основы развития личностных качеств.
Детский сад – это первая ступень в формировании базовых знаний о профессии. Ознакомление с трудом взрослых, окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми, а также из средств массовой информации узнают о разных профессиях.
Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Основные знания и умения о профессиях ребёнок получает на специально-организованных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе.
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно - развивающая среда. Вот поэтому совместно с педагогами, мы внимательно относимся к проектированию и организации развивающей среды в группах, стремимся сделать её интересной, насыщенной и доступной.
Очень важно, чтобы ребёнок пробовал себя в самых различных видах музыкальной деятельности, поэтому ставим основные цели и задачи.
Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на ознакомление детей с разнообразием мира профессий через песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
• дать представление о роли людей разных профессий в ходе музыкальной деятельности через разучивание песен, танцев и игр.
• формировать у ребенка представление о профессиях родителей.
• формировать позитивное, уважительное отношение к труду людей различных профессий.
• познакомить детей с инфраструктурой родного города, его предприятиями.
• развивать творческие способности детей в продуктивной, игровой, музыкальной деятельности.
Критерии творчества:
• оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни.
• быстрота – способность ребёнка быстро адаптироваться в сложной ситуации.
• вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной игровой ситуации.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, репертуар и методы обучения, использующиеся на занятиях, подбираются самые разнообразные и познавательные, дающие детям проявить творчество.
Методы:
• наглядные;
• игровые в сочетании с речевым и песенным репертуаром;
• беседа, обращение;
• вопросы к детям и игровые задания;
• объяснение, указания, напоминания;
• оценка детской деятельности;
• использование ИКТ (презентация).
Раздел «Слушание- восприятие»
Всю работу в этом направлении можно разделить на два раздела:
• знакомство детей с произведениями современных композиторов, в которых прославляются разные профессии;
• музыкальный фольклор, в котором ярко прославляется труд людей в сельской местности;
Невозможно переоценить роль музыки в социальном развитии подрастающего поколения. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к полюбившейся профессии, ребенку помогает обстановка созданная мною, во время прослушивания музыкального произведения.
В игровой форме знакомлю детей с разными профессиями. Слушая песенку Е. М. Александровой «Я капитан», дети смотрят вдаль в бинокли, фантазируют на тему: «Что мы видим в дали?», тут же рассуждают, какие черты характера нужно воспитывать в себе, чтобы стать капитаном.
Знакомя ребят с профессией водитель, слушаем песни: «Будущий шофёр» П. А Старченко, «По дороге еду я» Е. П. Быстровой. Песня «Регулировщик» Ю. Михайленко знакомит детей с профессией полицейского, а во время знакомства с профессией почтальона и с работой почты, слушаем произведение В. Шубина «Родная почта» и тут же дети выполняют самое любимое творческое задание «Письмо Деду Морозу».
Обсудив с детьми интонации музыкального произведения, с помощью которых изображается характер героя, приступаем к тому, как изобразить героя в игре. Задаю вопросы детям в игровой форме.
- Машинист поезда, как он должен относиться к своей профессии?
«Машинист серьёзный, крепко держит руль».
- На крутом повороте, он должен быть каким?
«Машинист должен быть внимательным, так как он везёт пассажиров».
- Какое движение можно использовать, чтобы изобразить вагончики, в которых сидят пассажиры?
- Летчик смелый и отважный, крылья (руки) у самолёта прямые, крепкие, колёса должны быть проверены (ритмичные постукивания по коленям) т. д.
База, танцевально – игровых движений, у детей к старшему возрасту довольно объемная, дети легко могут изображать героев игры, могут творчески придумать своё движение, так при разучивании танцевальной композиции «Весёлые поварята», дети самостоятельно придумали движения с ложками. В результате, танец, дети очень быстро запомнили, т. к. проявили своё творчество.
Работа по ранней профориентации старших дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми, а также через самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную и игровую деятельность. Каждый раз в конце игры, после исполнения, очень важно похвалить каждого ребёнка, выслушать мнение ребят, обсудить, какое движение можно ещё добавить в разучиваемую игру, чтобы игра стала интересней
Огромные возможности для знакомства детей с профессиями, таят в себе русские народные песенки - игры. На базе детского сада создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, которая позволяет удовлетворить детскую потребность в познании окружающего мира, где ненавязчиво, в веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями и бытом русского народа, с их трудом. В репертуаре старшего дошкольного возраста игры - хороводы : «Жнец и кузнец», «Травушка муравушка», «За околицу пойдём». При разучивании, очень важно привлечь внимание детей к игровым музыкально - поэтическим образам, которые заложены в смысл игры или хоровода. Они могут стать для ребенка естественным побудителем к творческим действиям, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать и делать выводы. Я, как педагог, в этот момент полностью включаю своё внимание в действие: внимательно слежу глазами, улыбкой и мимикой подбадриваю ребёнка, жестом, краткой подсказкой помогаю ему в его самостоятельной творческой работе. Задача педагога – помочь ребенку прикоснуться к корням своего прошлого, узнать какие профессии самые древние и очень важные, а так же какие профессии сохранились до наших дней.
На музыкальных занятиях совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, врач, повар, водитель, лётчик, космонавт).
Чтобы расширить знания о профессиях, предлагаю детям дидактические игры: «К какой профессии относится предмет?» В игровой форме дети более детально узнают о профессиях. Далее, при разучивании танца или игры, они легко могут войти в образ и обыграть его. В этот момент дети учатся понимать, какое движение нужно использовать, чтобы было понятно зрителю, что ты изображаешь врача или летчика, водителя или продавца.
Главный показатель, правильности системы в работе по профориентации с дошкольниками, это когда ребёнок точно передаёт характер игрового персонажа, движения его становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. При этом основными показателями творческой личности ребёнка является доминирование эмоций радости, интерес и увлечённость к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать своё «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.
В игре дети воспроизводят не только трудовые действия взрослых, главное они учатся понимать отношение людей к своей работе : «Смелый космонавт», «Культурный продавец», «Семейный врач», «Весёлый дворник», дети слышат название игр, и стараются четко выполнять правила игры, чтобы быть лучшим пилотом, культурным продавцом, дети знают, что семейный врач лечит всю семью и взрослых и детей, а весёлый дворник, никогда не унывает и дарит людям чистые дворы.
Заметила, что приобретённые навыки в игре, дети быстро переносят в быт: следят за чистотой в группе, ухаживают за цветами, убирают игрушки, дежурят по столовой, а после игры «Веселый дворник», дети стали помогать нашим дворникам, убирать осеннюю листву.
Наблюдая за детьми, в ходе совместной и непосредственно образовательной деятельности, я обратила внимание на то, что у детей очень скудные знания о своей семье. Не все дети знают, где и кем работают их родители. На вопрос: «Где работает твой папа или мама?» отвечают: «На работе».
Чтобы изменить такое положение, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей, т. к. сила примера родителей играет большую роль в трудовом воспитании детей. Появилась идея создать в старшей группе проект «Профессия моих родителей», подобрать песенный репертуар о профессиях, оформить фотоальбомы: «Папины профессии», «Мамины профессии» для восполнения знаний детей о профессиях родителей. Для ребенка необходимо знать, как важен и нужен труд его родителей.
Очень важное место в профориентационной работе с дошкольниками старшего возраста занимают музыкально-познавательные досуги, которые проводятся в детском саду: сказка «Приключение Колобка в большом городе», «В гостях у светофора», «Профессии детского сада», «Профессии военных», с активным участием родителей, где взрослые могут ответить на детские вопросы: «Для чего все люди трудятся? Без какой профессии нельзя обойтись? Какая профессия самая важная?»
В ДОО организована работа «Клуба встреч с интересными людьми».
Встреча с талантливым человеком Калашниковым Виталием Никитовичем, по профессии – гончар, была очень интересной и занимательной, дети, под русские народные песни, лепили из глины разные забавные игрушки-свистульки, а разрисовывая их, узнали о еще одной прекрасной профессии - художник. Очень любят наши ребята встречи с музыкантами из «Школы Искусств». На этих встречах, дети поют вместе с взрослыми песни, слушают музыку в исполнении оркестра, а увлекательные рассказы музыкантов о своих профессиях, не оставляют детей равнодушными. После встречи дети наперебой говорят, о том, что мечтают стать музыкантами. Обзорные экскурсии и целевые прогулки по городу: музей, Дворец Культуры, школа, больница, магазины, ледовый дворец, позволяют детям больше узнать: «Где же работают их родители?»
Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен, что процветание нашего государства зависит от творчества и созидания каждого! Я думаю что да!
Наши дети должны услышать от нас, что профессия может быть не только нужной, но и интересной, любимой, дарить человеку чудо созидания, способствовать самореализации и личностному успеху, раскрывать природные задатки и способности каждого человека, наконец, быть смыслом и делом всей жизни человека!