МААМ-картинки

Работа по профориентации в ДОО через музыкально-творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Любовь Ерохина
Работа по профориентации в ДОО через музыкально-творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Подготовили: музыкальные руководители Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В, инструктор по физической культуре Катунина Г. А.

"Без творчества немыслимо познание человеком

своих сил, способностей, наклонностей… "

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. И одной из главных задач дошкольных образовательных организаций, независимо от их профиля, является формирование личности, способной к творчеству, самоопределению и саморазвитию.

Публикация «Работа по профориентации в ДОО через музыкально-творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе, становление человека, немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Поэтому, я полагаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как в этот период у ребёнка закладываются основы развития личностных качеств.

Детский сад – это первая ступень в формировании базовых знаний о профессии. Ознакомление с трудом взрослых, окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми, а также из средств массовой информации узнают о разных профессиях.

Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Основные знания и умения о профессиях ребёнок получает на специально-организованных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе.

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно - развивающая среда. Вот поэтому совместно с педагогами, мы внимательно относимся к проектированию и организации развивающей среды в группах, стремимся сделать её интересной, насыщенной и доступной.

Очень важно, чтобы ребёнок пробовал себя в самых различных видах музыкальной деятельности, поэтому ставим основные цели и задачи.

Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на ознакомление детей с разнообразием мира профессий через песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:

• дать представление о роли людей разных профессий в ходе музыкальной деятельности через разучивание песен, танцев и игр.

• формировать у ребенка представление о профессиях родителей.

• формировать позитивное, уважительное отношение к труду людей различных профессий.

• познакомить детей с инфраструктурой родного города, его предприятиями.

• развивать творческие способности детей в продуктивной, игровой, музыкальной деятельности.

Критерии творчества:

• оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни.

• быстрота – способность ребёнка быстро адаптироваться в сложной ситуации.

• вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной игровой ситуации.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, репертуар и методы обучения, использующиеся на занятиях, подбираются самые разнообразные и познавательные, дающие детям проявить творчество.

Методы:

• наглядные;

• игровые в сочетании с речевым и песенным репертуаром;

• беседа, обращение;

• вопросы к детям и игровые задания;

• объяснение, указания, напоминания;

• оценка детской деятельности;

• использование ИКТ (презентация).

Раздел «Слушание- восприятие»

Всю работу в этом направлении можно разделить на два раздела:

• знакомство детей с произведениями современных композиторов, в которых прославляются разные профессии;

музыкальный фольклор, в котором ярко прославляется труд людей в сельской местности;

Невозможно переоценить роль музыки в социальном развитии подрастающего поколения. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к полюбившейся профессии, ребенку помогает обстановка созданная мною, во время прослушивания музыкального произведения.

В игровой форме знакомлю детей с разными профессиями. Слушая песенку Е. М. Александровой «Я капитан», дети смотрят вдаль в бинокли, фантазируют на тему: «Что мы видим в дали?», тут же рассуждают, какие черты характера нужно воспитывать в себе, чтобы стать капитаном.

Знакомя ребят с профессией водитель, слушаем песни: «Будущий шофёр» П. А Старченко, «По дороге еду я» Е. П. Быстровой. Песня «Регулировщик» Ю. Михайленко знакомит детей с профессией полицейского, а во время знакомства с профессией почтальона и с работой почты, слушаем произведение В. Шубина «Родная почта» и тут же дети выполняют самое любимое творческое задание «Письмо Деду Морозу».

Обсудив с детьми интонации музыкального произведения, с помощью которых изображается характер героя, приступаем к тому, как изобразить героя в игре. Задаю вопросы детям в игровой форме.

- Машинист поезда, как он должен относиться к своей профессии?

«Машинист серьёзный, крепко держит руль».

- На крутом повороте, он должен быть каким?

«Машинист должен быть внимательным, так как он везёт пассажиров».

- Какое движение можно использовать, чтобы изобразить вагончики, в которых сидят пассажиры?

- Летчик смелый и отважный, крылья (руки) у самолёта прямые, крепкие, колёса должны быть проверены (ритмичные постукивания по коленям) т. д.

База, танцевально – игровых движений, у детей к старшему возрасту довольно объемная, дети легко могут изображать героев игры, могут творчески придумать своё движение, так при разучивании танцевальной композиции «Весёлые поварята», дети самостоятельно придумали движения с ложками. В результате, танец, дети очень быстро запомнили, т. к. проявили своё творчество.

Работа по ранней профориентации старших дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми, а также через самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную и игровую деятельность. Каждый раз в конце игры, после исполнения, очень важно похвалить каждого ребёнка, выслушать мнение ребят, обсудить, какое движение можно ещё добавить в разучиваемую игру, чтобы игра стала интересней

Огромные возможности для знакомства детей с профессиями, таят в себе русские народные песенки - игры. На базе детского сада создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, которая позволяет удовлетворить детскую потребность в познании окружающего мира, где ненавязчиво, в веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями и бытом русского народа, с их трудом. В репертуаре старшего дошкольного возраста игры - хороводы : «Жнец и кузнец», «Травушка муравушка», «За околицу пойдём». При разучивании, очень важно привлечь внимание детей к игровым музыкально - поэтическим образам, которые заложены в смысл игры или хоровода. Они могут стать для ребенка естественным побудителем к творческим действиям, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать и делать выводы. Я, как педагог, в этот момент полностью включаю своё внимание в действие: внимательно слежу глазами, улыбкой и мимикой подбадриваю ребёнка, жестом, краткой подсказкой помогаю ему в его самостоятельной творческой работе. Задача педагога – помочь ребенку прикоснуться к корням своего прошлого, узнать какие профессии самые древние и очень важные, а так же какие профессии сохранились до наших дней.

На музыкальных занятиях совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, врач, повар, водитель, лётчик, космонавт).

Чтобы расширить знания о профессиях, предлагаю детям дидактические игры: «К какой профессии относится предмет В игровой форме дети более детально узнают о профессиях. Далее, при разучивании танца или игры, они легко могут войти в образ и обыграть его. В этот момент дети учатся понимать, какое движение нужно использовать, чтобы было понятно зрителю, что ты изображаешь врача или летчика, водителя или продавца.

Главный показатель, правильности системы в работе по профориентации с дошкольниками, это когда ребёнок точно передаёт характер игрового персонажа, движения его становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. При этом основными показателями творческой личности ребёнка является доминирование эмоций радости, интерес и увлечённость к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать своё «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.

В игре дети воспроизводят не только трудовые действия взрослых, главное они учатся понимать отношение людей к своей работе : «Смелый космонавт», «Культурный продавец», «Семейный врач», «Весёлый дворник», дети слышат название игр, и стараются четко выполнять правила игры, чтобы быть лучшим пилотом, культурным продавцом, дети знают, что семейный врач лечит всю семью и взрослых и детей, а весёлый дворник, никогда не унывает и дарит людям чистые дворы.

Заметила, что приобретённые навыки в игре, дети быстро переносят в быт: следят за чистотой в группе, ухаживают за цветами, убирают игрушки, дежурят по столовой, а после игры «Веселый дворник», дети стали помогать нашим дворникам, убирать осеннюю листву.

Наблюдая за детьми, в ходе совместной и непосредственно образовательной деятельности, я обратила внимание на то, что у детей очень скудные знания о своей семье. Не все дети знают, где и кем работают их родители. На вопрос: «Где работает твой папа или мама отвечают: «На работе».

Чтобы изменить такое положение, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей, т. к. сила примера родителей играет большую роль в трудовом воспитании детей. Появилась идея создать в старшей группе проект «Профессия моих родителей», подобрать песенный репертуар о профессиях, оформить фотоальбомы: «Папины профессии», «Мамины профессии» для восполнения знаний детей о профессиях родителей. Для ребенка необходимо знать, как важен и нужен труд его родителей.

Очень важное место в профориентационной работе с дошкольниками старшего возраста занимают музыкально-познавательные досуги, которые проводятся в детском саду: сказка «Приключение Колобка в большом городе», «В гостях у светофора», «Профессии детского сада», «Профессии военных», с активным участием родителей, где взрослые могут ответить на детские вопросы: «Для чего все люди трудятся? Без какой профессии нельзя обойтись? Какая профессия самая важная

В ДОО организована работа «Клуба встреч с интересными людьми».

Встреча с талантливым человеком Калашниковым Виталием Никитовичем, по профессии – гончар, была очень интересной и занимательной, дети, под русские народные песни, лепили из глины разные забавные игрушки-свистульки, а разрисовывая их, узнали о еще одной прекрасной профессии - художник. Очень любят наши ребята встречи с музыкантами из «Школы Искусств». На этих встречах, дети поют вместе с взрослыми песни, слушают музыку в исполнении оркестра, а увлекательные рассказы музыкантов о своих профессиях, не оставляют детей равнодушными. После встречи дети наперебой говорят, о том, что мечтают стать музыкантами. Обзорные экскурсии и целевые прогулки по городу: музей, Дворец Культуры, школа, больница, магазины, ледовый дворец, позволяют детям больше узнать: «Где же работают их родители

Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен, что процветание нашего государства зависит от творчества и созидания каждого! Я думаю что да!

Наши дети должны услышать от нас, что профессия может быть не только нужной, но и интересной, любимой, дарить человеку чудо созидания, способствовать самореализации и личностному успеху, раскрывать природные задатки и способности каждого человека, наконец, быть смыслом и делом всей жизни человека!

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Работа по пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста Почему - то существует мнение, что пожары чаще всего возникают по вине детей. В этом году на территории нашего поселения не успевали тушить.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха»Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха» Возраст детей – 5- 6 лет Форма проведения ОД: Познавательно-игровая Приоритетные ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля» Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по профориентации в ДОО через музыкально-творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июля 2023 в 20:08
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа по профориентации в ДОО через музыкально-творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Ерохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД