Наталья Ракутина
Отчёт по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание сказкой»
Ракутина Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ Д/с «Светлячок»; Южакова Светлана Петровна, воспитатель МБДОУ Д/с «Светлячок».
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Темочки:
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
По результатам наблюдений и проведённого мониторинга выявили, что дети не владеют конструктивными способами взаимодействия друг с другом, нередко бывают вспышки агрессии. Дети мало сопереживают и проявляют навыки сочувствия. В природе дети ломают ветки, рвут цветы с клумб, собирают насекомых, хотя они понимают, что делать этого нельзя. Дети не проявляют эмпатии к положительным поступкам героев, не умеют увидеть положительных качеств героев сказок.
По результатам анкетирования родителей нами была выявлена низкая читаемость, в том числе сказок детям. На вопрос «Анализируют ли поступки героев прочитанных сказок?» Большинство родителей ответили отрицательно. Родители объясняют это загруженностью на работе и дома, усталостью.
В связи с этим нами разработан проект по развитию духовно-нравственных качеств и экологических отношений через ознакомление со сказкой.
М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали.
Именно поэтому формировать экологическую культуру детей легче через сказку. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям (почему лисий хвост помогает заметать следы, почему орла называют «царём пернатых и т. д.).
Говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления (сказка «Курочка Ряба» яйцо-цыплёнок- курица). Важно изучить путь от конечного результата к началу. Для нас это кажется ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё находится в развитии. Понимание взаимосвязей в природе, желательно перенести в сказки, помогая героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зелёный, тогда он не будет виден на траве).
Сложные, проблемные вопросы решаются в совместной деятельности со взрослыми. Природа, как и всё вокруг нас противоречива. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в старшем дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
В рамках проекта составлен план мероприятий, разработана система работы по нравственно- экологическому воспитанию, созданы условия. Без тесного сотрудничества с семьями воспитанников проводимая работа не была бы успешной.
Формы работы над проектом разнообразны, что позволяет поддерживать интерес детей.
В рамках реализации проекта и Года Литературы проведено родительское собрание в форме вопрос-ответ «Роль сказки в жизни ребёнка». Родители посмотрели театрализацию сказки «Репка», исполненную детьми, приняли активное участие в обсуждении и поиске путей взаимосвязи сказки и экологии.
В группе организована постоянно действующая выставка книг, которые родители могут взять домой для чтения и выложены мнемотаблицы, которые помогают пересказать детям предложенную сказку.
В рамках РМО воспитателей старшего возраста провели открытый показ совместной деятельности «Осенняя сказка».
Прошла встреча в районной библиотеке, на которой дети познакомились с работой сотрудников, побывали на выставке работ учеников ДШИ, а также ответили на вопросы презентационной викторины «Мои любимые сказки». Сотрудники библиотеки пригласили детей вместе с родителями посещать библиотеку и чаще читать.
Была адаптирована диагностика форсированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста по Р. М. Калининой, которая направлена на понимание межличностных отношений.
Адаптирована так же диагностика экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста по Николаевой, вместо словесных заданий подобран иллюстративный инструментарий.
Работая над проектом «Воспитание сказкой» надеемся, что родители чаще будут читать детям, дети научатся оценивать свои поступки и поступки товарищей, будут соблюдать правила поведения в природе.