Раиса Федотова
Работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание деятельности детского сада направлено на:
-знакомство детей с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте.
-приобщение детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц; становление духовно-нравственной основы личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
Публикация «Работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
-понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни, развитие высших чувств: любви, благоговения, благодарности, восхищения;
- воспитание чувства целостности сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу.
Важным является
-воспитание стремления подражать идеалам, высоким образам евангельских сюжетов и положительным героям сказок, стремление к доброте, правдивости, добродетели, потребности жить по совести, желанию следовать принципам добра и созидания;
- введение детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего края и народа,
-формирование представления о православной церкви и православном храме, знакомство с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры и иконописи, облачении;
-расширение представлений детей о культурном наследии своего народа посредством введения их в изобразительную, литературную и музыкальную культуру;
-расширение представления детей о духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость и т. д., о правилах этикета.
-содействие развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени, коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;
- развитие навыков миролюбивого общения, умения улаживать ссоры;
содействие развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции, способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств;
-воспитание уважения, милосердия и внимательного отношения к ближним, чувства почтения и любви, послушания и благодарности по отношению к родителям и педагогам, доброжелательности и добросердечности, трудолюбия, уважение к людям труда и бережного отношения к результатам труда;
В православной традиции смысл понятия «воспитание» открывается как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, расположенных в определенной иерархической зависимости.
Содержание воспитания определяется необходимостью создания условий для пробуждения и развития духовной жизни, сохранения внутреннего мира ребенка от власти страстей и греха, развития всех разумных сил души (ума, воли и чувства, познания себя и мира как Божественного творения, осознания своего особого призвания в этом мире и ответственности за свою жизнь. Знакомство ребенка с Православием не сводиться к запретам, а показывается его красота.
При построении православной воспитательной системы руководствуемся идеей суверенности детской личности. Дитя - это существо, почтенное Богом даром свободы. Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божьем, святых и подвижниках Православия, педагоги стремятся увязать воедино духовное и материальное, нравственно - умозрительное и практическое.
В процессе повседневной жизни для решения поставленных задач используются произведения литературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир духовно-нравственных образов, располагающих к воспитанию возвышенных чувств.
В поведении ребенка 3–4-х и даже 5- летнего возраста произвольный элемент еще слаб. Логические составляющие весьма просты. Поэтому содержание деятельности детей в освоении православной культуры сориентировано на активное проживание. Введение ребенка в координаты высших нравственных ценностей, определение алгоритма нравственного поведения, происходит в процессе нравственных бесед, а также в организации такого поведения детей, когда они в максимальной степени ориентируются на других людей, учитывая их интересы и позицию. Ознакомление с эпизодами из Евангельских повествований опираемся на краткие составляющие - одна - две мысли, которые преподносятся в яркой образной форме. Просто и доступно для детского восприятия формулируются эти мысли, с использованием понятных и знакомых ребенку слов. Особенности психики детей этого возраста таковы, что занятие проходит продуктивно 15–20 минут. В течение этого времени дети включены в те или иные запланированные виды деятельности, которые позволяют усвоить главную мысль темы занятия. Дети разучивают стихи и песни, рисуют то, что они видели и слышали. Некоторые ситуации проигрываются в ролевых играх, играх-драматизациях.
Особая благодатность детства заключается, прежде всего, в реальности и простоте детской веры. Дети лишены раздвоенности, присущей взрослым. Бог, небеса, ангелы для них существуют точно так же, как игрушка, приятель, кошка. Ребенок, находясь в храме, чувствует себя так же, как и играя в песочнице (что иногда очень смущает взрослых). У детей свежее восприятие : краски никогда не меркнут, запахи всегда остры.
Ориентиром в организации духовно-нравственного воспитания служат слова старца Сампсония: «Не надо отнимать у ребенка детства, т. е. живости, иногда и шаловливости. Путь православного воспитания - узкий путь, необходимо защитить ребенка, прежде всего от внутренней жестокости, но не создавать ему искусственной тепличной атмосферы. Воспитывает любовь, а она приходит в простоте и не осуждении, в том числе и не осуждении людей мира сего. Ребенка надо закалять физически, к домашней работе надо приучать, дать детство, и также именно детской веселости, не пестовать в нем "молитвенника", "философа", "всезнающее "я. "
Беседы должны быть просты по содержанию, ясны и картинны по изложению, выводы же, делаемые из них, равно как и все наставления в истинах веры и обязанностях, преподаваемые детям младшего возраста, должны отличаться краткостью, ибо нежные умы, говорит св. Златоуст, не могут усвоить пространного учения. Старинная, установившаяся у нас форма обращения к детскому религиозному чувству «грех». «Это грешно, за это Бог накажет» говорят родители-христиане ребенку, когда он делает что-либо дурное, и этим способствуют развитию в нем сознания долга, приучают его бояться греха, полагают начало той чуткости его совести, той стыдливости, которая препятствует ему решиться на дурной поступок.