Оксана Солодская
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Комплексна система работы с детьми 4-7 лет по формированию духовно-нравственных качеств на основе православной культуры».
2015 год
Паспорт проекта
Наименование проекта :
Создание комплексной системы работы с детьми 4-7 лет и родителями по формированию духовно-нравственных качеств на основе православной культуры.
Разработчики проекта :
Коллектив МДБДОУ №7
1. М. А. Трескина, заведующий МБДОУ
2. О. С. Солодская, старший воспитатель
3. Н. И. Удодова,музыкальный руководитель
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
4. Г. В. Малеева, воспитатель
5. Н. А. Непомнящих, воспитатель
6. С. А. Кононова, воспитатель
7. А. В. Даниелян, воспитатель
Руководители проекта :
Оксана Сергеевна Солодская, старший воспитатель МБДОУ №7
Срок реализации
Проект рассчитан на реализацию в течение 3-х лет (2015-2018 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.
Актуальность
Актуальность выбора данной темы обусловлена проблемой сохранения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- разрушении личности.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Именно в дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни, представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.
Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Особенность данного проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.
Цель проекта
Создание единого социально-педагогического пространства в ДОУ для развития духовно-нравственных чувств у детей 4-7 лет через формирование комплексной системы работы на основе православной культуры.
Проблема
В настоящее время остро стоит проблема духовно-нравственного возрождения общества. Интерес к ее социо-культурному и духовно-нравственному развитию вызван тем, что вместе с позитивными результатами современных преобразований появились и многие деструктивные явления, среди которых заметно ухудшение
нравственного и духовного состояния подрастающего поколения.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, жестокость, и как следствие рост преступности, обострение национального вопроса, терроризм.
Создание педагогических условий для духовно – нравственного развития личности ребенка на современном этапе развития образования.
Задачи
• Создание предметно-развивающей среды в ДОУ, способствующей воспитанию ребенка, как развитой личности с преобладанием лучших духовно-нрвственных качеств.
• Внедрение и активное использование инновационных педагогических образовательных технологий в ДОУ.
• Подобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы по данному направлению.
• Разработка комплексной системы работы с родителями по формированию у дошкольников духовно-нравственных чувств. Повысить педагогический потенциал родителей.
• Разработка новой воспитательно-образовательной модели, направленной на формирование представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность и др.);
• Интеграция духовно-нравственного содержания во все виды детской деятельности.
• Создание условий для активного взаимодействия дошкольного учреждения с социумом (храмом «Успения Пресвятой Богородицы», воскресной школой, МБОУ СОШ №19 имени В. П. Стрельникова).
Новизна
• Приобщение к традициям родной православной культуры. Изменение подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.
• Создание условий для духовно-нравственного обучения в рамках государственной системы образования.
• Развитие сотрудничества с Православной церковью.
• Разработка авторской программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Предмет и объект исследования
• Процесс социализации личности ребёнка. Эффективность приёмов и методов в развитии духовно-нравственных качеств дошкольников.
Гипотеза
Реализация инновационного проекта обеспечит :
• Создание оптимальных условий для развития индивидуальных траекторий ребенка.
• Формирование общей и коммуникативной культуры личности ребенка.
• Положительное отношение к духовно-православным ценностям всех участников образовательного процесса.
• Желание детей поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка.
• Укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.
• Освоение педагогами современных технологий, способствующих личностному росту выпускника.
Участники проекта
• Воспитанники от 4 до 7 лет.
• Родители
• Педагоги
• Социум (храмом «Успения Пресвятой Богородицы», воскресной школой, МБОУ СОШ №19 имени В. П. Стрельникова).
Направления работы
• Создание единого образовательного и воспитательного пространства для развития духовно-нравственного сознания и культуры детей дошкольного возраста, родителей и педагогов
• Духовно-образовательное – образовательные ситуации, беседы, устные поучения, рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам.
• Воспитательно-образовательное - праздники, игры подвижные и назидательные, сюжетно-ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы.
• Культурно-познавательное - встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр презентаций, видео.
• Проведение обучающих семинаров, деловых игр, тренингов для участников проекта.
• Взаимодействие в социумом (храм «Успения Пресвятой Богородицы», воскресная школа, МБОУ СОШ №19 имени В. П. Стрельникова»).
Методы исследования
• Анализ существующей ситуации, определение точек роста, критериев оценивания и возможных рисков при реализации проекта (создание анализа).
• Методы системного моделирования.
• Проектировочные игры.
• Анкетирование родителей, детей, педагогов.
Аннотация
Данный проект предполагает создание комплексной системы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в рамках ФГОС ДО. В нём обозначены цели, задачи, описана модель работы по духовно-нравственному воспитанию детей 4-7 лет, ожидаемые результаты, этапы и план реализации проекта.
Реализуя, разработанную нами модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста мы надеемся:
- сформировать единое образовательное пространство для социального, духовно-нравственного развития детей, родителей и педагогов.
Деятельность в рамках проекта ставит своей целью совершенствование работы всей системы дошкольного образовательного учреждения: системы управления ДОУ, системы воспитательно-образовательной работы, системы взаимодействия с родителями и социумом.
Новая модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста видится нам в сочетании следующих основных позиций: дети, родители, педагоги и социум.
Ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает работа с участниками проекта.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания и всестороннего развития ребенка, совместные с родителями обучающие и развлекательные мероприятия, включение родителей, как активных участников в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Педагоги выступают как основное связующее звено между детьми и родителями. Предполагается постоянное совершенствование педагогического мастерства воспитателей ДОУ, вооружение их теоретическими знаниями в области духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, внедрение в практику работы с детьми и родителями вариативных форм образования и инновационных педагогических технологий.
.
Этапы и сроки реализации инновационного проекта
Первый этап – подготовительный (сентябрь 2015г - декабрь 2015г)
Цель: Определение основных направлений работы.
Задачи первого этапа:
• Изучение мнения родителей и педагогов;
• Разработка проекта;
• Разработка мини-проектов в деятельности ДОУ;
• Планирование работы на учебный год.
Прогнозируемые результаты:
• Разработка проекта.
Второй этап проекта – формирующий (январь 2016г-май 2018г)
Цель: Создание условий и осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.
Задачи второго этапа:
• Обеспечить программно-методическое сопровождение.
• Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
• Разработка комплексно -тематического плана, мини-проектов, дидактических игр, пособий, методического материала.
• Разработка, реализация и сопровождение индивидуального образовательного маршрута и индивидуальных программ развития ребенка.
• Внедрение метода проектов в работу ДОУ, инновационных технологий.
• Внедрение технологий личностно-ориентированного воспитания.
• Создание мини-музея православной культуры русского народа.
Прогнозируемые результаты:
• Сформирован пакет нормативно-правовых документов, методических рекомендаций.
• Разработан комплексно-тематический план, мини-проекты, дидактические игры, пособия, методический материал.
• Создан и функционирует мини-музей православной культуры русского народа.
• Мониторинг эффективности внедрённых методов, технологий реализуемых в рамках инновационного проекта.
Третий этап – итоговый (май 2018 г.)
Цель: Подведение итогов инновационной работы.
Задачи третьего этапа:
• Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию. Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.
• Оформление и описание хода реализации и результатов проекта.
Прогнозируемые результаты:
• Отчёт о реализации проекта.
• Публикация научных статей по теме исследования.