Анна Жилинская
Работа кружка «Почемучки» как особая форма исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста - это эксперименты. Например: На улице ребенок запускает в лужи кораблики из бумаги и из щепок. Или выкопал рядом с лужей яму и прокопал между ними канал – вода из лужи перетечёт в яму. Это тоже является экспериментом, не особо заметным для нас. Ребенок сам придумал это занятие и ответил на свой вопрос «Положу щепку то что будет?» или «Что будет если прокопать яму?» Дети любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Публикация «Работа кружка „Почемучки“ как особая форма исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
Восприятие мира ребенком на третьем и четвертом году жизни идет через чувства и ощущения. Эксперимент позволяет удовлетворить детскую
любознательность и активным; ребенок становится эмоционально отзывчивым; овладевшим способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способным решать интеллектуальные и личностные задачи; способным управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевшим первичными представлениями о себе, мире и природе;
Нами создан исследовательский кружок «Почемучки». В данный кружок ходят дети со второй младшей и средней групп. Работа с детьми осуществляется через: наблюдения, эвристические беседы, исследования, комплексные прогулки с элементами экспериментирования, организованные по желанию детей занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера, самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В нашей группе создан уголок экспериментирования, который постоянно пополняется материалами и оборудованием в соответствии с возрастом детей. Основным оборудованием является: Приборы-«помощники» : лабораторная посуда, емкости для игрс водой разных объемов и форм; природный материал: камешки, глина,песок, ракушки, птичьи перья, кора и листья деревьев, мох, семена и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; красители: гуашь, акварельные краски, медицинские материалы: пипетки,колбы, мерные ложки, резиновые груши,шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, сито,свечи, модели животных. Мы используем элементарные опыты при знакомстве детей с объектами неживой природы (вода, песок, глина, воздух, камни, опыты с воздухом (невиден, не имеет запаха, с помощью его люди дыщат, водой (форма, текучесть, цвет, запах,снижение прозрачности) при изучении собственного организма (зачем нужен нос, рот, уши, язык). Прежде всего мы стараемся знакомить ребят с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в их поле зрения в быту, в повседневной деятельности (свойство воды разливаться, растворять сахар, в различных научных областях (химия, физика, биология, математика). Эксперименты проходят в увлекательной для детей форме : работа в «уголке экспериментирования», встреча с Васей, реальные и виртуальные путешествия (по карте); использование художественного слова (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов, демонстрационного материала (иллюстрации, схемы, карточки действий, мнемотаблицы) и различных «научных штучек» (лупа, пробирки, магниты и др.).Эксперимент должен начинаться энергично. Нашей «изюминкой» при начале каждого эксперимента является «вымышленный» друг Вася из волшебного Цветочного города. Он «участвует» в экспериментах, приносит интересные вещи юным исследователям, после чего дети выбирают самостоятельно с чем сегодня будем проводить опыт. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: "Как я это делаю", "Почему я это делаю именно так, а не иначе", " Зачем я это делаю, что хочу узнать, что вышло в результате"?.
В ходе любого эксперимента нужно заинтересовать ребенка так, чтобы он от начала до конца был занят делом. В своей работе мы используем карточки с изображением методов исследование
1. «подумать самостоятельно».подумав, приходим к выводу:
2.«Спросить у другого человека»
3.«Узнать из книг».
4.«Наблюдение и эксперимент».
5. Обобщение полученных данных. Чтение эксп, мнемотаблицы
В ходе экспериментирования детки второй младшей группы начинают задавать вопросы, на которые очень активно отвечаю дети со средней группы, тем самым формируется у всех детей сплоченность, дети младшего возраста не боятся спросить у ребят, то что боятся или стесняются спросить у взрослого – а это говорит о том, что они доверяют друг другу. Дети 4-х лет еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе со взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Мы пришли к выводу, что дети второй младшей группы активно проявляют желание что-то сделать. Начинают запоминать последствия некоторых действий. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явлений или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется – ломается; мягкий – твердый – теплый).Дети средней группы часто задают вопросы, пытаются искать на них ответы сами, привлекаю деток помладше. Делают первые попытки сформулировать задачу опыта при непосредственной помощи взрослого. В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, кроме того дети знакомятся с происхождением слов (снегопад, листопад и др.). Мы своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить разницу.
Снова обращаясь к китайской пословице «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» хочется сказать, что очень прочно и надолго ребенком усваивается, то что он услышал, увидел и сделал сам в уголке экспериментирования, а потом еще и поделился полученными знаниями родителям. Ведя ребенка в мир экспериментирования, мы предоставляем ему возможность проявлять свой живой интерес к исследовательской деятельности, почувствовать себя творцом.