Галина Пупченкова
«Путешествие по планете «Семья». Конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений о семье, развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики.
Материалы:
• Большая карта "планеты Семья" с различными "континентами"
• Цветные фишки-"космические корабли" для каждого ребенка
• Тактильные карточки с изображениями членов семьи и предметов быта
• Мягкие игрушки или подушки разных размеров
• Музыкальное сопровождение "космических" звуков
Ход занятия
1. Вводная часть "Пристегните ремни"
– Дети сидят на "космических креслах" (обычные стулья).
– Педагог объявляет: "Сегодня мы отправляемся в путешествие по планете Семья!"
– Дети изображают, как пристегивают ремни и готовятся к полету.
2. Игра "Приземление на континент Любви"
– На полу разложены мягкие игрушки или подушки разных размеров - "члены семьи".
– Звучит космическая музыка, дети "летают" по комнате.
– Когда музыка останавливается, педагог называет члена семьи.
– Дети должны "приземлиться" на соответствующую игрушку и обнять ее.
3. Исследование "Континент Заботы"
– На столе разложены тактильные карточки с изображениями предметов быта.
– Дети по очереди выбирают карточку, ощупывают ее и угадывают предмет.
– Затем объясняют, как этот предмет помогает заботиться о семье.
4. Пальчиковая гимнастика "Семейный космический корабль"
"Папа-капитан за штурвалом, (вращаем руками "штурвал") Мама-навигатор путь проложит. (рисуем в воздухе волнистую линию) Брат-механик двигатель починит, (стучим кулачком о кулачок) Сестра-повар обед приготовит. (изображаем, как мешаем ложкой) Бабушка и дедушка - мудрые советники, (прикладываем палец к виску) А я - отважный космонавт, готовый к приключениям!" (отдаем честь)
5. Творческое задание "Создаем континент Традиций"
– Каждый ребенок получает часть большой карты.
– Задача - нарисовать или наклеить изображения, символизирующие семейные традиции.
– Затем все части соединяются в общую карту "континента Традиций".
6. Игра на ориентировку "Космическая навигация"
– На полу обозначены "континенты" планеты Семья.
– Педагог называет ситуацию (например, "Семейный ужин", "Воскресная прогулка").
– Дети должны переместить свои фишки-"корабли" на соответствующий континент.
7. Заключительное упражнение "Возвращение домой"
– Дети встают в круг, держась за руки.
– Каждый рассказывает, какой "континент" планеты Семья ему понравился больше всего и почему.
– В конце все вместе говорят: "Наша семья - самая лучшая планета во Вселенной!"
Рекомендации по проведению занятия:
• Использовать контрастные цвета и четкие контуры в наглядных материалах.
• Обеспечить хорошее освещение рабочего пространства.
• Давать четкие и краткие инструкции, при необходимости повторять их.
• Предоставлять детям достаточно времени для изучения тактильных материалов.
• Учитывать индивидуальные особенности зрения каждого ребенка.
• Чередовать задания, требующие зрительной нагрузки, с двигательными упражнениями.
• Поощрять детей за активность и творческий подход.
Это занятие поможет детям расширить представление о семье через увлекательное "космическое путешествие", одновременно развивая зрительное восприятие, ориентировку в пространстве и мелкую моторику.