Валентина Янина
Работа с календарем природы как форма познавательно-исследовательской деятельности при формировании целостной картины мира
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются календари природы.
Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе : рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.
Публикация «Работа с календарем природы как форма познавательно-исследовательской деятельности при формировании целостной картины мира» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Календарь погоды и природы
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
В повседневной деятельности и на занятиях дети накапливают представления о явлениях живой и неживой природы, их взаимосвязи, учатся видеть, сравнивать. Наблюдение за природой на участке детского сада, в ближайшем его окружении, в групповом помещении остается ведущим методом ее познания.
Дополнительные возможности в ознакомлении детей с природой и окружающей действительностью появляется при использовании «календаря природы». Это ценное пособие дает возможность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, активность, пытливость. Для развития этих качеств надо использовать такие дидактические приемы, которые заставляли бы ребенка анализировать и синтезировать факты, полученные в ходе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира, идти в своих суждениях от частного к общему и от общего к частному.
Потребность к активной поисково-познавательной деятельности вызывает прием сравнения, при помощи которого дети выделяют черты, сходства и отличия в предметах и явлениях, их главные признаки. Это можно видеть в рисунках детей в календаре природы : зарисовка осенних листьев, снежинок, эпизодов.
При этом следует отбирать те рисунки, в которых наиболее точно образно представлено увиденное.
Ведение календаря природы является одним из видов систематизации, так как там идет описание погоды по определенному плану: облачность, температура, осадки и другие явления.
Большую роль в организации поисково-познавательной деятельности в работе с календарем природы оказывает работа по обобщению материала и формированию умения делать выводы. Этот прием позволяет выделить главное, существенное на основе ряда известных фактов.
Мы с детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах мы помогаем детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают куклу, так же как сами были одеты, "выпускают" ее погулять.
В разгар зимней подкормки мы используем календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Важная совместная познавательно-исследовательская деятельность – это заполнение календаря, в процессе которого мы обучаем детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые мы наблюдали, обучаем детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы : рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Следует так организовать ведение календаря природы, чтобы коллективно проводимые наблюдения дети фиксировали по очереди. При этом целесообразно применять единые условные знаки, что также развивает умение классифицировать и систематизировать, используя знаки (солнце, дождь, ветер и т. д.).
В младшем дошкольном возрасте календарь природы должен быть несложным по представленному материалу, ярким, красочным. Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.
Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умение наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, летом, осенью, зимой.
Настоящие рекомендации не претендуют на исчерпывающее решение вопроса, так как в старшем дошкольном возрасте работа с календарем природы продолжает обогащаться.
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, мы осуществляем познавательное общение с дошкольниками, - показываем, где и что надо изобразить, поясняем, поправляем, - в общем, доброжелательно помогаем им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.