Наталья Архипцева
Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности в первой младшей группе
Содержание
- «Живая природа»
- «Неживая природа»
- «Физические явления»
- «Человек»
- «Рукотворный мир»
Форма организации работы с детьми по программе «Маленькие почемучки» ведётся через занятия, игры, индивидуальную работу, рассматривание иллюстраций, художественное слово.
Срок реализации:
Программа ведется 1 год (с сентября по сентябрь)
Цель программы:
Публикация «Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности „Маленькие почемучки“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Создание условий для формирования поисково- исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развить у детей ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг.
- Расширять и проявлять интерес к предметам, познанию их назначения, действия к предметам.
- Развивать перспективу поисково-познавательной деятельности путем включения детей в умение наблюдать, описывать преобразующие действия.
Пояснительная записка.
Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей младшего возраста. Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов младших дошкольников важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения у детей двух летнего возраста.
Разработанная программа «Маленькие почемучки» для детей 1-ой младшей группы детского сада предлагает:
- Становление и укрепление общей познавательной мотивации;
- формирование умения у детей ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;
- обучение навыкам экспериментирования, привычным навыкам работы с информацией;
- развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
- развитие речи как средства передачи информации, развитие восприятия.
Ожидаемый результат.
Готовность по поисково-исследовательской деятельности навыки умения детей трех летнего возраста определяются показателями:
У детей сформированы: интерес к красоте объектов, дети умеют удивляться, радоваться, замечать яркие признаки, свойства, показывают и называют объекты, отдельные их части, признаки и свойства, выполняют отдельные обследовательские действия, принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями. Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание.
У детей развиты исследовательские способности как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Тематическое планирование «Маленькие почемучки» с детьми 1-ой младшей группы.
Живая природа
Растения и животные как живые организмы: Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов: сравнение живого объекта (рыбка) и неживого (игрушка) Дать представление о живом и неживом объекте. Курочка, кролик. Вода, песок, земля. «Кто мои помощники?» (кормление рыбки, рассматривание иллюстрация.
«Птички» игра.
Строение функций и значение частей растения: Способствовать установлению связи между уходом за растениями и их ростом Знать комнатные растения (бальзамин, одуванчик). Посадка лука, уход за комнатными растениями. Знакомство с одуванчиком, с корнеплодами репы.
Многообразие живых организмов их приспособление к окружающему миру: Растения, часто встречающиеся в ближайшем окружении (комнатные, сада, огорода). Кусты, травы. Общие представления: отличительные признаки- цвет, размер. Животные: иметь представление о строении отдельных частях тела, их признаках. Знать некоторые особенности образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают. Знакомство с конкретными видами животных и птиц (воробей, голубь, кошка, собака).
Иметь общие представления о отдельных частях тела животного. «Петушок и его семья», «Кошка с котятами. Рассматривание иллюстраций «Собака со щенятами», игра «Кто как кричит?».
Ознакомление с обитателями леса «Заяц и лиса», «Медведь».
Характерные особенности сезонов: Способствовать выделению характерных особенностей сезонов в неживой природе, мире, растений, животных. Бережное отношение к природе. «Айболит проверяет здоровье растений» (осмотр комнатных растений). «Познакомьтесь с одуванчиком», «Путешествие в комнату природы».
Характерные особенности экологических систем и природных климатических зон: Дать представление об основных средах обитания: воде, почве. «Кто живет в аквариуме?»
«Где спит медведь?»
«Веселые воробьи»
«Кого мы встретили в лесу?»
Физические явления
свет: Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, электрическая лампочка) излучают свет. Знакомьтесь, «Солнце». Знакомство детей с электрической лампочкой. Игра «Солнышко». Чтение потешки «Солнышко»
Вес, притяжение: Дать представление о том, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые «Разные по названию и разные по весу», «Что за форма»
Тепло, температура: Дать представление о том, что предметы, вода могут быть холодными, тёплыми, горячими, что они могут нагреваться и остывать. «Подбери лист», «Тонет –не тонет», «Расскажи мартышке про снег»
время: Дать представление о дне и ночи, временах года. «День и ночь» (игра) «Мороз и солнце –день чудесный», «Листопад», «Солнышко пригревает», «Лето красное пришло».
Человек
Человек – живой организм: Познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова, лицо, глаза, рот, нос, уши). Развивать сенсорную чувствительность разных органов (чувств, восприятия, цвета) «Какой я? Я и мы», «Наша дружная семья», игра «Кто быстрее себя найдет», «Где мой пальчик?»
Рукотворный мир
Предмет, как таковой: Побуждать к выявлению и названию характерных предметов (цвет, форму, размер, особенности поверхности. Относительную температуру, вес). «Мишкины подарки» (веточки, шишки, шарики). «Собери целое»
Предмет- результат деятельности человека: Способствовать формированию представления о предметах ближайшего окружения, игрушках. «Кукла заболела», «Что мы купили в магазине», «Кукла ждет подарки»
Неживая природа
Свойства и признаки веществ
(вода): Создать условия для выявления свойств и качеств воды: вода тёплая (холодная, разливается. В воде предметы плавают. Познакомить с процессом превращения воды в лёд. Общие представления о свойствах снега: белый, холодный, пушистый, рассыпается, лепится. Со снегом играют, лепят снежки. Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты. Игры – эксперименты с водой. «Чистая вода нужна всем и всегда». Опыт «Тонут, плавают». «Белый снег пушистый». Подвижная игра «Снежинка в гостях у ребят». «Про маленькую капельку» (эколог. Сказка) «Как снег становится водой».
Песок, камни, земля, глина: Научить узнавать и называть песок. Глину. Камень: песок сухой (мокрый, сыплется, формируется. Камни большие (маленькие, тяжелые. Земля сухая (влажная). Знакомство с песком и приготовление куличей «Лепка печения для кукол (глина, сравнение глины и камня, «Сыплем лепим». «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»