ольга туркина
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Составила воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «ИВОЛГА» Туркина Ольга Владимировна
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Н. Н. Подьяков, 1995
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ :
1. Способствует формированию интегративных качеств:
Публикация «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
2. Обеспечивает интеграцию образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
3. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании, в ходе практической деятельности
Виды детского экспериментирования (по Н. Н. Поддьякову)
1. Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)
направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.
2. Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)
направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)
Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
Формирование способов познания путем сенсорного анализа
Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Классификация детского экспериментирования
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические
7. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.)
8. По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;
9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
10. По способу применения : демонстрационные, фронтальные;
11. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Особенности организации детского экспериментирования в ДОу
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).
В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
Необходимо также учитывать возрастные особенности детей
Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры науки)
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
-место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
-место для приборов;
-место для хранения материалов (природного, "бросового");
-место для проведения опытов;
-место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
-схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
-серии картин с изображением природных сообществ;
-книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;
-простейшие приборы;
-коллекции;
-мини-музей (тематика различна, например, «Часы»);
-материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ;
-природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
-бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, -деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др.
-сито, воронки
-половинки мыльниц, формы для льда
-увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа
-Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»
-Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта
-Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»
Пособия и приборы для определения:
веса: разнообразные весы, набор гирь
протяженности: метр, линейки, условные мерки
объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т. д.
времени: песочные часы, секундомер
количества: разнообразные счеты
направления: компас.
Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы
Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча
Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2. Уточнение плана исследования.
3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
5. Организация исследования.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Методы и приемы
1. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
2. Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?».
4. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
6. Экспериментальные игры.
7. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
8. Наблюдение природных явлений.
9. Использование энциклопедий.
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать :
* Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
*События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
*Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
*Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
*Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.