Елена Гутникова
Рабочая учебная программа по обучению грамоте «Абвгдйка»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая учебная программа по обучению грамоте
Актуальность.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Публикация «Рабочая учебная программа по обучению грамоте „Абвгдйка“» размещена в разделах
Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Совершенствуя речевой аппарат, в занятия кружка включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др. В программу занятий включено множество загадок, которые сопровождаются иллюстративным или игровым материалом: муляжами, картинками и игрушками. Процесс отгадывания загадок очень важен, потому что он развивает воображение, формируют быструю реакцию на слово.
Как известно, дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Кружок «АБВГДйка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Пояснительная записка
Программа «В школу с радостью!», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе : научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу; при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни.
Задачи:
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. Развитие воображения;
6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
7. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;
8. С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.
9. Воспитывать любовь и интерес к чтению и родному языку.
В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по проблеме подготовки в школьному обучению, при составлении программы «В школу с радостью!» я опиралась на работы отечественных психологов Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М. Битянова, Л. Ф. Тихомирова, Н. Пятибратова, В. Г. Безладная.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
7. пространственных представлений;
8. способности адекватно оценивать свою работу.
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву») ;
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т. д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
Принципы построения образовательно - воспитательного процесса в кружке.
Каждое занятие и курс в целом строятся по :
1. принципу продвижения от простого к сложному;
2. принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
3. принципу психологической комфортности;
4. принципу развития творческой личности.
Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения :
1. Наглядный;
2. Словесный;
3. Практический
На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Развитие проводится по основным направлениям:
1. развитие сенсорных и моторных функций;
2. развитие мимической мускулатуры;
3. развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
4. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
5. формирование черт гармонической личности.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Учебный план по дополнительному образованию детей 5-6 лет рассчитан на 1 год. Основной формой работы является занятия 2 раза в неделю по 30 минут с группой детей (6 человек).
Основные требования к уровню подготовки детей.
К концу года воспитанники должен уметь:
1. хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их название (алфавит);
2. различать гласные и согласные звуки;
3. правильно ставить ударение в знакомых словах;
4. свободно и осознанно читать трёхбуквенные слова;
5. правильно, составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
6. уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(.)
Список используемой литературы:
1. «Тропинка в школу» В. Г. Безладная
2. «Большая энциклопедия дошкольника» Л. Горенкова и др;
3. «Учимся говорить красиво» Н. Пятибратова;
Список оборудования и материалов:
1. Азбука в картинках;
2. Рабочие тетради дошкольника «Учимся писать и рисовать с дядей Фёдором»;
3. Магнитная азбука;
4. Разрезные азбуки;
6. Магнитная доска;
7. Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.
Расписание занятий по ПДОУ «АБВГДйка» (старший дошкольный возраст)
Четверг-пятница в 1630
Руководитель кружка: воспитатель МДОУ
«Детский сад №16 «Солнышко»
Гутникова Елена Ивановна
Период проведения: с 01.10.2016 г. по 26.05.2017 г.
Перспективный план занятий по ПДОУ «АБВГДйка»
(1 год обучения)
Месяц Тема занятия Дата проведения
ОКТЯБРЬ 1. Знакомство с буквой А
2. Знакомство с звуком а
3. Знакомство с буквой М
4. Знакомство с звуком м
5. Звук и буква Р
6. Звук и буква О
7. Звук и букваШ
8. Звук и букваЫ
НОЯБРЬ 1. Звук и буква И
2. Звук и буква У
3. Звук и буква Н
4. Звук и буква С
5. Звук и букваК
6. Звук и буква Т
7. Звук и буква Л
ДЕКАБРЬ 1. Звук и буква В
2. Звук и букваЕ
3. Звук и буква Б
4. Звук и букваП
5. Звук и букваЗ
6. Звук и буква Д
7. Звук и буква Г
8. Звук и буква Я
ЯНВАРЬ 1. Звук и буква Ч
2. Буква Ь
3. Звук и буква Ж
4. Звук и буква Ё
5. Звук и буква Й
6. Звук и буква Х
ФЕВРАЛЬ 1. Звук и букваЦ
2. Звук и букваЮ
3. Звук и буква Э
4. Звук и букваЩ
5. Звук и буква Ф
6. Буква Ъ
7. Звучащее слово
8. Звук
МАРТ 1. Находим звук
2. Находим звук
3. Находим звук
4. Находим звук
5. Звуковой состав слова
6. Звуковой состав слова
7. Звуковой состав слова
8. Звуковой состав слова
9. Звуковой состав слова
10. Звуковой состав слова
АПРЕЛЬ 1. Звуковой состав слова
2. Звуки гласные и согласные
3. Звуковой состав слова
4. Звуковой состав слова
5. Звуковой состав слова
6. Звуковой состав слова
7. Звуковой состав слова
8. Звуковой состав слова
МАЙ 1. Звуковой состав слова
2. Развитие навыков слогового чтения
3. Развитие навыков слогового чтения
4. Развитие навыков слогового чтения
5. Итоговое
6. Итоговое
7. Итоговое
8. Итоговое