Екатерина Филатова
Рабочая учебная программа кружка по развитию речи «Повторяйка!» (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Программа «Повторяй-ка»
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Публикация «Рабочая учебная программа кружка по развитию речи „Повторяйка!“ (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
• Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 1.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».
• Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т. д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.
Новизна и Актуальность
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом.
Актуальность создания кружка «Повторяйка» доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели и задачи занятий:
Цель кружка – содействовать развитию речи детей, увеличению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, посредством игровых технологий, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая:
Формирование правильных артикуляционных навыков.
Формирование речевого и слухового внимания.
Развивающая :
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие силы голоса и выразительности речи.
Развитие речевого дыхания.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие чувства ритма, темпа, просодики.
Укрепление лицевых мышц.
Воспитательная:
Воспитывать осознания каждым ребенком своей индивидуальности и нужности.
Воспитывать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
Воспитывать любовь к родной речи.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы :
принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Формы работы :
Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
Дыхательные и фонопедические упражнения.
Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
Упражнения на расслабление (релаксация).
Структура занятия:
подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 8-10 минут, включает в себя подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:
на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
на развитие внимания;
регулирующие мышечный тонус;
на развитие чувства темпа и ритма;
на развитие координации движения;
на координацию речи с движением;
на развитие речевых и мимических движений.
На развитие мелкой моторики пальцев рук;
Заключительная часть занимает 2-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Упражнения, направленные на развитие чувства темпа, метра (размера, ритма.
Упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие творческой инициативы.
Игра.
Развитие мимической мускулатуры.
Коррекция звукопроизношения.
Релаксация.
Компонент МА ДОУ:
данная программа рассчитана на возрастные группы от 3 до 4 лет. Занятия с детьми проходят 1 раз в неделю в первой половине дня с учетом требований, предъявляемым к временным рамкам: 2-младшая группа – 15 мин. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам.
Национально-региональный компонент.
Особенностью кружка является включение в каждое занятие элементов национально-регионального компонента.
Задачи по национально-региональному компоненту:
расширять представления детей о родном крае, о городе Мытищи;
информировать родителей и поощрять посещение родителей с детьми выставок детских работ, детских спектаклей, проводимых в Мытищинской картинной галерее, театрах «Фэст» и «Огниво» и других культурных организациях нашего города.
Диагностический блок
В начале проведения занятий по программе и в конце проводится диагностика для проверки эффективности работы кружка. Для диагностики детей младшего дошкольного возраста больше подходит наблюдение
Объективные данные о поведении ребенка
АКТИВНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ высокая с интересом и желанием занимается
низкая бездеятелен, вял, пассивен
неустойчивая смешанная
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
со взрослыми, со сверстниками хорошие положительно относится к окружающим, контактен, внимателен
плохие замкнут, агрессивен
неустойчивые смешанные
РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ высокая охотно отвечает на вопросы взрослого, с удовольствием вступает в контакт
низкая молчит, замкнут
неустойчивая смешанная
Мелкая моторика хорошая ребенок справился с заданием.
плохая ребенок не справился с заданием.
слабая
ребенок справился с помощью взрослого.
Артикуляционный аппарат Тонус
Активность
Объем движений
Точность выполнения Норма повышен понижен,
Достаточная, недостаточная, тремор, отклонение в сторону (вправо-влево).
Полный, неполный
Словарный запас. Высокий уровень
Низкий уровень
Наличие активной речи, фразовая речь.
Понимание речевой инструкции, достаточный объем понимаемых слов, обозначающих предметы быта, одежды, игрушек, транспорта;
Уровень развития оценивается не только в соответствии с возрастными нормами, но и прослеживается в динамике для каждого ребенка по сравнению с уровнем в начале занятий.