Галина Александровна Степанова
Игры для развития сенсорики младший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов называют сенсорным развитием ребенка.
Публикация «Игры для развития сенсорики младший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2015
Наличие органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи и т. д.) является только предпосылкой для восприятия окружающего мира. Для полноценного развития ребенка требуется тренировка данных органов. Только тогда можно развить способность тонко реагировать на сенсорные раздражители самого разного характера и интенсивности.
Главная задача дидактических игр по развитию сенсорики в младшем дошкольном возрасте – это накопление разнообразного сенсорного опыта, систематизация накопленных знаний и возможность приобретения и использования новых в разнообразных ситуациях.
Представленные игры довольно гибкие, имеют несколько вариантов применения. Почти каждую игру можно проводить как индивидуально, так и с группой детей.
1. Игра «Цветные шарики»
Основные положения: значимые свойства объектов окружающего мира – цвет и величина. Чистые цвета – красный, желтый и синий.
Цель: Развитие зрительных ощущений, осязания; закрепление знаний о величине.
Задачи: различение цвета по принципу: «такой – не такой», выбор цвета по образцу, подбор одинаковых по цвету шариков, знакомство с названиями цветов, сортировка шаров двух различающихся размеров, подведение к пониманию и использованию в речи понятий: «большой, маленький, такой же, одинаковый по величине», развитие внимания и памяти.
Материалы: шары из вспененной резины двух размеров: большие и маленькие, различные по цвету (красные, желтые, синие); одинаковые по цвету тарелки (коробки).
Ход игры:
1 вариант. Предложите ребенку разделить шарики по цвету: В первую тарелку все такие (красные, во вторую – все такие (синие, в третью – желтые. Помогаем обозначать результат словами «такой», «не такой», в последствии называем цвет: красный, синий, желтый.
2 вариант. Показывает тарелки, в которых лежит шарики одинакового цвета, но разные по величине. Раздаем детям по одному или по два шарика и просим положить в нужную тарелку.
Разложение по цвету
Разложение по величине
2. Цветные трубки
Основное положение: значимое свойство объектов окружающего мира – цвет; категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа – количество.
Цель: Развитие зрительных ощущений, обучение детей умению собирать геометрические фигуры из отдельных частей, различать количество предметов.
Процесс изготовления: берем картонную трубку (основа наматывания упаковочной пленки) длиной 50 см, цветной скотч (красный, желтый, синий, зеленый, ножницы.
Получаются вот такие красивые разноцветные трубки.
Из них можно выкладывать геометрические фигуры, н-р: составим треугольник, составим синий квадрат.
Изучение последовательности, создание узоров (ритмический рисунок): красный – желтый, красный -,
Конструируем: лесенки, гаражи, дороги, солнце, цветы и т. п. Знакомим с пространственными отношениями, выраженными словами: «внутри», «снаружи», «дальше», «близко»
А еще мы считаем! Играя, мы учим детей различать количество предметов: «Положи столько трубок, сколько видишь на карточке кружков»
Занятия проводятся с небольшими группами детей.
3. Тактильные кубики
При помощи рецепторов, расположенных на коже также осуществляется восприятие окружающего мира. Этот способ восприятия называется осязанием. И главным инструментом осязания выступают руки. Ощупывая предметы, дети и взрослые испытывают разного рода тактильные ощущения. Данные ощущения заключают в себе информацию о свойствах предметов.
Цель: развитие осязания.
Задачи: развитие хватания, чувствительности пальцев рук, обучение целенаправленному ощупыванию, знакомство с различными материалами.
Материалы: кубики, клей, ножницы, различные материалы: фетр, наждачная бумага, гофрированная бумага, бархатная бумага, пористый упаковочный материал, тонкий поролон и др.
Ход игры: комплект тактильных кубиков, две тарелки (коробки, шарфик для завязывания глаз.
Объясняем ребенку, что одинаковые кубики складываем в одну тарелку, а отличающийся от них в другую. Завязываем глаза, выкладываем перед ним 3 кубика, просим ощупать и разложить в тарелки по принципу: «такой – не такой»
Тактильные кубики используем для различения количества предметов: счет от 1 до 5