Таня Герасимова
Рабочая учебная программа для учащихся начальных классов c ФФН и ОНР (III и IV уровня) в условиях логопедического пункта
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа рассчитана для учащихся начального звена (дети 7-9 летнего возраста) c ФФН и ОНР(III и IV уровня, недостатки, речи которых препятствуют их успешному обучению.
Цель:
Публикация «Рабочая учебная программа для учащихся начальных классов c ФФН и ОНР (III и IV уровня) в условиях логопедического пункта» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Коррекция ФФН и ОНР и предупреждение неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями устной речи. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи.
Основные задачи
Занятия рассчитаны на один год при проведении их два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут. По результатам логопедического обследования для занятий укомплектовываются группы (4-5 человек) с однородными нарушениями речи.
Этап работы включает свои задачи.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении учащихся начального звена составляет современная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального 1 этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, определены задачи:
- сформировать полноценные фонематические процессы;
- сформировать представления о звуко - буквенном составе слова;
- сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.
I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР начинается с 16 сентября по 15 мая.
Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются специальный период (пропедевтический)- первые 10-15 занятий, основными задачами которых является развитие фонематических представлений; постановка и закрепление поставленных звуков; развитие логического мышления; формирование полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т. д.) к полноценной учебной деятельности. Важной задачей является формирование коммуникативных умений и навыков, что находит свое отражение во всех занятиях. С целью профилактики нарушений письменной речи большое внимание уделяется развитию детских способностей восприятия из образности (рисование образа букв, звуков, сенсорного восприятия (цвет, форма, сложная форма) упражнениям для развития чувства ритма с гармонизацией телесного пространства. Все это проходит стержневыми линиями через все этапы.
На II этап коррекционной работы занятия в зависимости от состава конкретной группы.
- Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Реализация содержания II коррекционного обучения осуществляется на групповых занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, то на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова, синонимии родного языка.
На логопедических занятиях II этапа обучения продолжается работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний по ходу учебной работы, по ее завершению, учебные диалоги, которые постепенно становятся все более развернутыми по сравнению с аналогичными высказываниями на 1 этапе. Особое внимание уделяется формированию у детей таких видов высказываний как доказательства и рассуждения.
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания. Эти цели реализуются в определенной последовательности.
Формирование полноценной речевой деятельности предполагает формирование у детей с ОНР коммуникативных умений и навыков. С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативные формы речи, т. е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто, что осуществляется практически на любом логопедическом занятии, а учить вести диалоги по любой, в то числе учебной теме :
- уметь самостоятельно формулировать и задавать вопросы,
- уметь сравнить, обобщить и сделать вывод, доказывать и рассуждать.
На III этапе задачи формирования коммуникативной деятельности у детей с ОНР усложняются. Здесь совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.
1 этап обучения
Раздел 1.
Формирование операций фонематического восприятия.
1. Осознание детьми фонемной структуры слова на слух;
2. Формирование представление о первом звуке в слове;
3. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза,
Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы
(Брать сохранные согласные)
- твердые и мягкие согласные
- звонкие - глухие согласные
- шипящие – свистящие
Раздел 2.
Формирование звуко-буквенного анализа.
1. Опознавание графем (букв) родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками; анализ, конструирование, переконструирование печатных и письменных букв;
2. Закрепление у детей умения записывать слово моделями, графическими знаками;
3. Развивать графомоторные функции у детей;
4. Практическое усвоение узловых правил правописания (в соответствии с программой по русскому языку) :
- правописание сочетаний
- обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов (ряд, воз);
- правописание безударных гласных в двухсложных словах (река, окно);
- правильное употребление большой буквы в именах, в фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных и т. д.
Раздел 3.
Формирование операций лексико-синтаксического анализа предложений
1. Формирование представление о том, что предложение является линейной последовательностью слов; о первом слове предложения; о «законах» предложения.
2. Формирование умений определять позицию слова в предложении по отношению к его началу и концу; количество слов в предложении.
2 этап обучения
Основной задачей является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание занятий направлено на активную работу по :
- формированию у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова, синонимии родного языка.
- уточнению значений имеющихся у детей слов, дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
Раздел 4
Уточнение значений имеющихся у детей слов, активизация словаря, дальнейшее пополнение, обогащение словарного запаса.
1. Формирование начальных представлений о слове, его номинативной функции (слово как называние предмета, действия, признака, служебные слова, различение слов.
2. Расширение словарного запаса по обобщающим лексическим темам (например, «Времена года. Осень», «Дикие и домашние животные», «Транспорт» и т. п.); уточнение слов в процессе работы с толковым словарем.
3. Воспитание навыков словообразования: практическое употребление слов с ласкательными и увеличительными оттенками, глаголов с оттенками значений, прилагательных со значениями соотнесенности продуктам питания, различающихся приставками и суффиксами (до введения соответствующих понятий).
Раздел 5.
Формирование операций морфемного анализа.
1. Развитие представлений о морфологическом составе слова (приставка, корень, суффикс);
2. Развитие умений словообразования: приставочным способом, суффиксальным, приставочно-суффиксальным:
- - понятие о родственных словах (в практическом плане различение формы одного и того же слова и родственных слов);
- понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок;
- практическое овладение навыком подбора антонимов; синонимов и способов их употребления;
- понятие о многозначности слов.
3. Формирование у детей навыков собственного морфемного анализа;
3 этап обучения
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
- программирование смысловой структуры высказывания;
- установление связности и последовательности высказывания;
- отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Раздел 6.
Формирование грамматического строя речи, умений и навыков связной речи.
1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания в процессе сравнения текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста).
овладение диалогом и монологом в практической деятельности.
2. Развитие художественной речи: перевертыши, рифмы, «волшебные» слова, магические слова, заговоры, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки, стихи, сказки; сочинение загадок, стихов, сказок; инсценировки – драматизации; сочинение и рисование мультфильмов.
3. Систематическое обогащение и активизация словаря учащихся в ходе работы над текстами и высказываниями.
Список использованной литературы
1. Ефименкова П. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва: Просвещение, 1999.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у детей с ОНР. - Санкт-Петербург: Союз, 2001.
3. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005.