Наталья Егорчева
Рабочая учебная программа дополнительного образования «Лего-гимнастика для ума»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одним из самых значительных явлений последнего десятилетия в образовании России стало распространение идей развивающего обучения, т. е. системы образовательных технологий нового поколения, приоритетной целью которых является психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения. Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний и способов действий, отвечающая деятельной, любознательной природе ребенка, создает основу для формирования самостоятельной и инициативной личности, способной жить и принимать решения в изменяющемся мире. На занятиях царит обстановка увлеченного интеллектуального поиска, отмечается высокая познавательная активность детей, доброжелательное отношение друг к другу.
Публикация «Рабочая учебная программа дополнительного образования „Лего-гимнастика для ума“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Конструктор Лего предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.
Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям творческой деятельностью, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку.
На начальном этапе проводится беседа, направленная на выявление у дошкольников уже имеющихся знаний по данной теме. Затем в ходе обсуждения плана работы перед детьми ставится проблемная задача, пути решения которой должны предложить они сами, рассчитывая на свои, уже имеющиеся способности и знания. Если ребята с легкостью справляются с поставленной задачей, ее можно усложнить.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, группой или коллективно. Часто дети этого возраста испытывают некоторые трудности из-за недостаточных навыков и умения работать в коллективе. Поэтому такой организации работы необходимо уделить более пристальное внимание. При распределении работы в группе учитывать наклонности, способности и желание каждого ребенка. Тогда внутри каждой группы происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Роль руководителя заключается в том, чтобы, создавая интригующую среду для развития творческих способностей, учитывать возрастные и психологические возможности детей, необходимые для их реализации. Для того чтобы ребята понимали целесообразность выполняемых заданий, необходимо эти задания четко мотивировать.
Предлагаемые задания главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Подводя итог каждого занятия, каждый ребенок, участвовавший в работе по выполнению предложенного задания, должен высказать свое отношение к выполненной работе, рассказать о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Цель :
Формирование конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
- развитие индивидуальных способностей дошкольника;
- развитие творческой активности;
- развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества;
- воспитание чувства ответственности перед коллективом;
- расширение кругозора и развитие культуры;
- развитие способностей к рефлексии, анализу, планированию деятельности;
- развитие речи дошкольников;
Организация занятий кружка:
Программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей группе 15 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
В программе используются различные методы и приемы:
Метод обследования и наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий)
Словесный (беседа, указания, пояснения)
Практический (самостоятельное выполнение детьми заданий по картинкам и схемам)
Эвристический (развитие находчивости и активности)
Частично-поисковый; проблемно- мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
Метод «подмастерья»(взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе)
Сотворчество
Мотивационный (убеждение, поощрение)
Ожидаемый результат работы кружка :
Значительное повышение уровня развития творческих способностей детей
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщённые способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом
Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием)
Развитие креативности.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Перспективный план кружка
«Лего-гимнастика для ума»
месяц Тема занятия
Сентябрь 1. Знакомство с Лего- оборудованием. Цвет, форма, размер.
2. «Башня».
3. «Пирамидка».
Октябрь 1. «Домик окнами, дверями».
2. «Дорога».
3. «Светофор»
4. «Грузовик»
Ноябрь 1. «Цветок».
2. «Дерево».
3. «Бабочка»
4. «Птица»
Декабрь 1. «Лошадка».
2. «Слоник».
3. «Собака-такса»
4. «Жираф».
Январь 1. Мебель для дома «Стол».
2. Мебель для дома «Стул».
3. Мебель для дома «Диван».
Февраль 1. Мебель для дома «Кровать».
2. «Сказочный домик» (по замыслу)
3. Строим машины (по замыслу)
4. С/р игра «Шоферы».
Март 1. «Цветок для мамы».
2. «Узор из кирпичиков» (по замыслу)
3. «Кораблики».
4. «Самолет».
Апрель 1. С/р игра «Улица».
2. «Ракета».
3. «Робот».
4. «Беседка».
Май 1. С/р игра «Семья».
2. Выставка построек «Что умеем собирать?»
3. Занятие –праздник «Мы любим Лего» (итоговая выставка построек)