Лилия Ландышева
Рабочая учебная программа по разделу «Экология» для детей 12–15 лет «Легенды о деревьях»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического образования в современном мире, проблема поиска эффективных путей воспитания экологической культуры человека, является особо актуальной. Следствием всё более усиливающегося экологического кризиса является обострение проблемы взаимодействия человека, общества и природы. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин возникновения кризиса является низкий уровень культуры людей, в том числе и экологической. Человечество постепенно осознает, что воспитание экологической культуры человека выступает средством сохранения природы и цивилизации.
Публикация «Рабочая учебная программа по разделу „Экология“ для детей 12–15 лет „Легенды о деревьях“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Проблема воспитания экологической культуры школьников востребована потребностями практики в связи с процессами регионализации и экологизации образования. Воспитывая экологическую культуру у детей, педагоги сталкиваются с целым рядом трудностей и проблем: поверхностные знания по экологии у многих учащихся, отсутствие стремления заниматься экологической созидательной деятельностью, отношение к проблеме экологии часто не становится для школьников значимым и не является частью нравственных убеждений.
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников
Возраст подростков выбран для исследования в силу нескольких причин: в нём чаще, чем в других наблюдаются случаи варварского отношения к природе. В то же время этот возраст благоприятен для усвоения нравственных норм, осмысления своего места в мире людей и природы, становления самосознания личности. У детей активно развиваются потребности в общении, самоутверждении среди сверстников, в коллективном труде и положительных эмоциях. Зачастую школа не создаёт условий для приобретения социального опыта подростков. Их самовыражения и самореализации в социально значимой деятельности. Например, в созидательной экологической, в результате чего желание действовать на благо природы резко падает в юношеском возрасте.
Цель программы : разработать эффективные пути и средства воспитания экологической культуры подростков.
Задачи программы :
- изучить и систематизировать существующие в философии, психологии, педагогической теории и практике подходы к пониманию сущности экологической культуры человека и её воспитания; разработать теоретические основы воспитания экологической культуры подростков;
- определить критерии и уровни развития экологической культуры подростков;
- выявить и обосновать совокупность педагогически значимых путей и средств, эффективно влияющих на воспитание экологической культуры подростков;
- проверить в опытно-экспериментальной работе достоверность выявленных путей и средств воспитания экологической культуры подростков в педагогическом процессе.
Срок реализации программы
Программа «Легенды о деревьях» рассчитана на пять лет.
Основные принципы построения работы
Процесс воспитания экологической культуры подростков будет осуществляться успешно, если:
- социоприродное окружение санатория будет выступать источником содержания и местом реализации экологического воспитания подростков;
- ценностно-смысловой и эмоционально-эстетический компоненты экологической культуры будут развиваться с помощью методов диалогического освоения мира подростками;
- созидательная экологическая деятельность подростков станет системообразующей в педагогическом процессе;
- воспитание экологической культуры подростков станет органичной частью системы непрерывного экологического образования.
Ожидаемые результаты
Заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью;
Воспитанники учатся самостоятельности при выполнении исследований;
Гармоничному развитию личности;
Занятости детей в свободное время;
Роль растений в природе и в жизни человека.
Календарно – тематический план «Легенды нашего санатория»
Тема Цели и задачи Форма работы Знания и умения
Легенда о шиповнике. Обучение детей на примере конкретных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Экскурсия к лугу;
игровые приемы. Установление причинно-следственных связей в природе, открытие необыкновенного в обычном и знакомом; прогнозирование изменений в природной среде, вызванные вмешательством человека.
Легенда «Дерево любви» Развитие интереса к познанию природы, открытию ее тайн, формирование представления о целостности и единстве природы, бережного отношения к ней.
мультимедийная презентация;
блицопрос. Подвести к выводу, что мы – люди являемся частью природы, что для роста и развития нужна любовь и бережное отношение к окружающим.
Легенда «Подземный городок» Учить детей воспитывать дружеские отношения, формировать умение видеть, где нужна помощь.
практическая работа и поисковая деятельность;
Умение оценивать роль растений в жизни человека и животных, желание постоянно проявлять заботу о растениях. Охранять и бережно относиться к природе.
Легенда «Метеоритная яма» Углубить и обобщить знания детей о сезонных явлениях в природе, причинно-следственных связях; развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе
проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.
Легенда «Дерево – желания» Формировать наблюдательность и навыки исследовательской деятельности, воспитывать чувство восхищения красотой природы.
тренинг Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения.
Легенда «Волчья топа» Формировать убеждение в необходимости природоохранного поведения в быту, бережное отношение к предметам.
Поддержать у учащихся интерес к миру животных, воспитывать чувство восхищения, удивления способностями животных.
Экскурсия в деревню «Лозым»;
Урок - доброты Умение оценивать факты взаимодействия человека и природы. Культурное поведение в природе.
Знание сезонных изменений в жизни растений и животных; взаимосвязи между животными и растениями.
Легенда о кедре.
Формирование нравственного, экологически ориентированного отношения к растениям как живым существам.
Познакомить учащихся с правилами поведения в природе, многообразием растений родного края Экологическая сказка. Установление нарушений в природе, вызванные человеком; распознание растений их различие и особенности строения.
Легенда «Дерево – ворюга» Развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе; формировать убеждение в необходимости природоохранного поведения, бережное отношение к природе.
Экскурсия к реке
Игровые приемы Установление нарушений в природе, вызванные человеком; культурное поведение в природе; умение оценивать факты взаимодействия человека и природы.
Содержание программы
Основные направления деятельности
В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие положения.
Экологическая культура является частью общей культуры человека и рассматривается нами как важнейшее качество личности, которое выступает внутренним регулятором в отношениях человека с природой, с людьми и самим собой как частью природы, способствует их гармонизации и взаимной адаптации, проявляется в природе - и человекосберегающей деятельности. Становление экологической культуры личности наиболее эффективно, если начинается с детства: подростковый возраст особенно значим для воспитания экологической культуры как период активного социального развития.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить подростков разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Этапы планирования
1 этап – организация занятия;
2 этап – теоретическая часть;
3 этап – практическая часть;
Организация занятия:
-приветствие;
-создание в группе положительной обстановки.
Теоретическая часть занятия: Рассказ легенды.
Практическая часть:
- задание на дом (сбор информации по растению или животном, подготовить выставку, создание новой легенды).
Формы, средства и способы реализации программы
Я в своей работе использовала такой метод как легенды. Так как эффективным методом расширения знаний по экологии, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, легенд, преданий, загадок на экологическую тематику, т. к. они ум обогащают, и волнуют душу: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не поднимай природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
Список литературы
1. Андреева, Е. К. Союз с природой / Е. К. Андреева. – М. : Изд-во Знание, 1985.
2. Гагарин, А. В. Воспитание природой: из цикла «Страница психолога». / А. В. Гагарин // Биология в школе. – 2003. - №3.
3. Дополнительное образование детей : коллектив. Монография / [Е. Б. Евладова и др. ]. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2002.
4. Книга природы. Дмитриев Ю. М: «Детская литература». 1990.
5. Пробуждение души Халфин Ю. А. М: Знание 1985.
6. Охрана природы. Константинов В. М. М: ACADEMA 2000.
7. Экология, окружающая среда и человек. Новиков Ю. В. М: 2002.
8. Основы экологии. Учебное пособие Валова В. Д. Москва 2005.
9. Нестандартные формы уроков Биологии и экологии в школе М : изд. ГНОМ и Д 2001.
10. Ботаника Анцышкина А. М. М: МИА 2006.
11. Использование природных ресурсов и охрана природы Галай Е. И. Минск: «Амалфея» 2008.
12. Разнообразие почв и биоразнообразие в лесных экосистемах средней тайги М: наука 2006.
13. Региональные программы по Экологии Х-Мансийск 2005.
14. Всё о цветах лесов, полей и рек С-П: СЗКЭО «КРИСТАЛ» М: «ОНИКС»2008.
15. Данилова М. З. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2010. - № 5. - С. 25-33.
16. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков : Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 64 с.
17. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Джуринский. - М. : Владос, 2012. - 240 с.
18. Деребко С. Д., Ягвин В. А. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябко, В. А. Ягвин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 313 с.
19. Экологические сказки : Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л. П. Молодова. - Мн. : Асар, 2007. - 160 с.
20. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград : Учитель, 2011. - 57 с.
Приложение 1
«ЛЕГЕНДЫ О ДЕРЕВЬЯХ»
Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью. Погодные явления окружают лес еще большим ореолом загадочности: вспомните рощу, окутанную туманом, листья деревьев, блистающие на солнце после дождя. А какие чувства вы испытывали, когда небо неожиданно затягивалось тучами и все вокруг погружалось в тишину и сумрак? Возможно, под влиянием подобных впечатлений люди слагали легенды и предписывали деревьям сверхъестественные свойства.
В древнерусских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников «рощениям» и «древесам», о молениях под ними («рощением… жряху»). О существовании у славян в древности священных рощ упоминают хронисты. Судя по всему это, были, как правило, обнесенные оградой участки леса. В этих местах почитание деревьев сочеталось порой с элементами христианского культа. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня – дерево, часовня, крест и др. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. В дни престольных праздников там совершались крестные ходы.
K категории почитаемых и священных деревьев относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников.
K этим деревьям приходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Они приносили дары и жертвы (вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты, молились, прикасались к деревьям. Через дупла и расщелины таких деревьев пролезали больные, как бы оставляя за пределами этого отверстия свои болезни.
Для мифопоэтического сознания славян характерно последовательное сближение храма и дерева как священных мест, где совершались обряды. Об этом свидетельствуют многочисленные предания, легенды и апокрифические сказания, о постройке церквей вблизи почитаемых деревьев, а также о деревьях, посаженных на месте бывшей церкви.
Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. У южных славян практиковался обычай «венчать» молодых вокруг дерева (или предварять этим действом обряд венчания). У сербов, болгар и македонцев многие обряды и торжества проходили у дуба – священного дерева (плодового дерева). В праздник устраивали праздничные трапезы, закалывали жертвенных животных, жгли костры на Масленицу; вблизи дерева освящали воду, давали клятвы, устраивали суды и др.
В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами. Подземным, земным и верхним-небесным и соединяет их. Согласно поверьям, дерево – это тот путь, по которому осенью змеи уходят в мифическую страну вырей.
Дерево, связующее земной и подземный миры, фигурирует и в западнославянских мифологических рассказах о подмененных демонами детях. Чтобы вернуть себе сына, женщина относит подменыша под какое-нибудь дерево, а позже забирает оттуда своего ребенка.
На дерево забрасывали (или относили к нему) вещи, от которых нужно было избавиться – отправить на тот свет (предметы, бывшие в соприкосновении с покойником, старые свадебные атрибуты и пр.) Были кроме того и обычаи сжигать, закапывать и пускать по воде эти предметы.
Дерево как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира – общий мотив славянских поверий и обрядов, связанных со смертью.
Характерны представления о посмертном переходе души человека в дерево. Так, белорусы полагали, что в каждом скрипучем дереве томится душа умершего, которая просит прохожих помолиться за нее; если после такой молитвы человек заснет под деревом, ему приснится душа, которая расскажет, как давно и за какие грехи она заточена в это дерево. Сербы считали, что душа человека находит успокоение в дереве, растущем на его могиле; посему нельзя рвать с кладбищенских деревьев плоды и ломать ветви. С кругом этих поверий связаны славянские баллады о заклятых в деревья людях. Подобные фольклорные сюжеты, обычно относятся к людям, умершим преждевременной смертью, раньше отведенного им срока; их прерванная жизнь как бы стремится к продолжению в иных формах.
Дерево, как и растение вообще, соотносится с человеком по внешним признакам: ствол – туловище, корни – ноги, ветки – руки, соки – кровь и т. п. Есть «мужские» и «женские» деревья (береза – березун, дубица – дуб, отличающиеся и по форме: у березы ветки распускаются в стороны, у березуна – вверх.
При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти так же, как и развивается это дерево. Вместе с тем, в некоторых поверьях, рост такого дерева вызывает истощение человека и приводит его к гибели. Посему старались не сажать крупных деревьев около дома. Южные славяне не сажали орешник, веря, что когда его ствол сравняется с шеей человека его посадившего, то он умрет.
Дерево тесно связано с областью демонологии. Это место обитания разных мифологических существ. Русалки живут на березах, черт сидит в корнях бузины, в дуплистой вербе, вилы и самодивы на раскидистых больших деревьях, ветвями которых играются. Часто демоны живут в колючих кустарниках (боярышник – это дерево вилы).
Приложение 2
Легенда о шиповнике.
Это было давным-давно. В деревне жил старик. У него была прекрасная дочь. Красота ее была неописуема. Приезжали многие сваты, просили у старика руки дочери. Но старик ждал самого богатого жениха. Он был очень жаден, счастье видел только в деньгах, богатстве.
Дочь его полюбила бедного пастуха. Но он был так беден, что не мог заплатить огромный калым за невесту. Парень и девушка встречались тайно.
Вот однажды пришел сватать девушку самый богатый купец. Он был стар, жаден, но отец девушки согласился отдать свою дочь за него замуж. Очень уж ему хотелось получить богатое приданое. Девушка узнала о решении отца и решила убежать из дома. Однако отец девушки был хитер, он предвидел это и стал следить за каждым ее шагом. И вот ночью она вышла тайком из дома, оглянулась и побежала. Отец обнаружил, что дочери нет, и отправился в погоню. Хоть и был он старый, но так боялся потерять приданое, что бежал как молодой. Догнал дочь, поймал за руку… В этот миг девушка превратилась в прекрасный алый цветок. Отец остановился в недоумении. Однако решил он погубить и цветок. Отец протянул руку, чтобы сорвать цветок и истоптать его. Вдруг цветок выпустил свои иглы. Девушка и тут не сдавалась, она боролась, защищалась.
Так и не смог отец сорвать шиповник. Растет шиповник. У него нежный прекрасный цветок, а сорвать его трудно — иголочки защищают его.
Приложение 3
Легенда о кедре.
Легенда о кедре следующая : однажды в глухой кедровой тайге уставший охотник расположился на ночлег под развесистым кедром. Под кроной кедра было тепло, ветром не продувало. Кедр был очень стар, весь покрыт извилистыми кривыми ветвями, а па земле под кроной, опавшая за всю жизнь, хвоя лежала мягким слоем. Крепко заснул охотник на мягкой хвойной постели. Перед утром он проснулся от того, что до него донесся чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под кроной которого спал охотник, с молодым, стоявшим рядом.
Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел он и не может больше стоять. Молодой кедр удивленно заметил:
– Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера?
– Да, – ответил старый кедр, – я упал бы еще вчера, но подо мной лег спать уставший человек.
Пожалел охотник старый кедр, услышав его слова, поднялся и обнял старый кедр, который много раз выручал охотника в беде, погладил могучий ствол и отошел в сторону.
Закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю. Как видите, кедр, даже умирая, жалеет человека за то, что человек бережно и с любовью относился к нему.
Приложение 4
Легенда «Метеоритная яма»
Это было давно, на возвышенности берега реки Сысолы стоял замок. Замок был необычайно прозрачен и сделан из стекла. Окна в нем всегда были открыты, и из них доносилась музыка. А в окнах вместо штор были живые гирлянды цветов. Замок этот охраняли звери, т. к. люди там еще не проживали. Для зверей замок был священным местом и поэтому когда одни уходили на охоту, их заменяли другие, любуясь замком.
Кроме лесных жителей любоваться на замок приходил и леший. У него правая рука была в два раза длинней левой, и поэтому он был очень завистлив, никого не любил и ничем не восхищался. Звери любовались замком, оберегали его, а у лешего были только одни мысли «Это мой замок! Он должен принадлежать только мне!»
И однажды в лесу произошел пожар, и звери побежали спасать родной лес. Впервые за все время замок остался без охраны. Вот тут леший и решил, что пришел его час. Он подошел к замку и протянул свою уродливую руку, но едва он коснулся, замок исчез. Страх охватил лешего, он понимал, что когда звери вернуться они его разорвут на части. И он со всех ног бросился прочь от замка.
Леший бежал неразбирая дороги, и ему казалось, что за ним погоня. Бежал он три дня и три ночи, а на четвертый упал. Проспал он сутки, проснулся рано утром и подумал на каком он свете. С ели упала шишка, а ему показалось, что это белки стреляют в него, чтобы убить. Затрещал сук, он подумал, что это медведь идет с ним расправляться. Прополз уж, а он подумал, что земля подним проваливается.
Лежал он так, в страхе боясь вздохнуть, и пошевелиться, но любопытство и зависть взяли свое. Очень уж ему захотелось увидеть, как рыдают и страдают звери по исчезнувшему замку. На пятые сутки добрел он до того места где стоял замок и какого же было его удивление, когда увидел, что замок стоит на месте. Музыка все так же продолжала литься, а звери с восхищением и обожанием продолжают охранять замок.
Леший сел рядом только не восторг, а зависть и злоба обуяли его. Он сидел, и возмущался, и злая энергетика наполняла его тело и душу. И когда негативу некуда было деваться, она вырвалась с его тела и взмыла в небо и, прорвав стратосферу, устремилась в космос. Образовалась огромная дыра, и в дыру влетел огненный метеорит, который с огромной силой рухнул на замок. От высокой температуры замок расплавился и ушел под землю. Звери в оцепенении смотрели на это, леший в страхе вытянул свою правую руку, и горячий поток лавы утянул его вместе с замком. На месте замка образовалась гигантская яма.
Приложение 5
Легенда «Дерево – желаний»
На слиянии реки Сысола и озера Сысольского, росло дерево – сосна. Очень любили это дерево два волшебника, которые жили в этом лесу. Приходили они под это дерево и размышляли.
В это время в лесу вместе с волшебниками проживали только дикие животные. Людей на десятки километров близко не было. Пришли на рассвете волшебники к своему дереву, один говорит: «Всегда на этом месте будет заповедник, и жить здесь будут только звери. Люди покой не нарушат, и ударил рукой по дереву». Второй волшебник с ним не соглашается и говорит: «Место здесь чистое, легко дышится, как раз для детского здоровья – быть тут детской здравнице». И тоже ударил ладошкой по стволу дерева.
- Что ты, - воскликнул первый, - Не бывать этому, дети зверей перепугают, лес очернят. Все только испортят, быть здесь только заповеднику. Снова ударил ладонью по стволу.
Снова не согласился второй волшебник.
- Дети здесь будут добрые, все беречь и охранять будут. Здоровье свое поправлять. И тоже ладонью по дереву.
Стоят они спорят, а дерево слушает. Это дерево очень любило волшебников, добрые они были. И решило оно исполнить оба желания и разделилось на два ствола. Вот и получилось, что на берегу Сысолы появилась и здравница, и заповедник.
Дерево и посей день, исполняет наши желания. Только желания должны быть хорошими и заветными.
Приложение 6
Легенда «Дерево – ворюга»
Давно это было.
Единственный торговый путь шел только по реке Сысола. Маленькие суденышки везли товар в Коми край, обменивая их на шкуры и съестное.
Путь был далекий и не легкий, купцам требовался отдых в пути. И приглянулся им холм на берегу Сысолы в сосновом бору. Сходят они с корабля на берег, берут свои сундуки. А холм этот необычен был, деревья на нем росли по кругу. Наступает ночь, и сосны начинают качать ветками и петь убаюкивающую песню.
Полюбилось это место купцам, а особенно самое высокое и многоветвистое дерево, которое росло в центре этого заколдованного круга. И стали устраиваться под ним на ночлег. Но спустя какое-то время стали происходить странные вещи – стал пропадать товар. Проснуться купцы и недощитаются двух сундуков, и следов никаких нет. Решили они найти другое место для ночлега, да не тут-то было. Как только торговый корабль проплывал мимо этого холма, то весла ломаются, то лодка течь дает. Вот и вынуждены они пришвартовываться и останавливаться на ночь на этом холме. Товар пропадал – убытки несли купцы.
И тогда кинули они, кличь по округе: «Кто вора найдет, тому сундук золота в награду. Вызвался помочь купцам местный охотник, он был следопытом и хорошо знал эти места. Остался он один на ночлег с товаром, а купцы на корабле – утра дожидаются. Чтобы не заснуть развел охотник костер, а с другой стороны насыпал сосновых иголок и сел ближе к огню. Только начинают деревья петь сонную песню, он засыпает. Ногу костер обжигает – просыпается, ложится на иголки, а они начинают колоться не дают заснуть охотнику. Под самое утро деревья еще слаще запели, и сморил охотника сон. Спит и видит он как-будто самое высокое, и ветвистое дерево наклонилось и пять веток, как пять пальцев подхватили сундук и унесли ввысь. Проснулся охотник и думает присниться же такое. Осмотрелся, а сундука то и нет. Тут понял он, что не сон это был вовсе, а явь. Испугался, как же он купцам этот сон расскажет, ведь не поверят и за пропавший сундук не пощадят.
А купцы с корабля уже на холм сходят, и подниматься собираются. И решил охотник отрубить топором ветки самого большого дерева и убежать, куда глаза глядят. Как задумал, так и сделал. Поднялись купцы на холм, ни охотника – ни сундука нет, только дерево с отрубленными ветками стоит.
После того случая называется это дерево – ворюгой.