Ольга Николаевна Аухатшина
Рабочая учебная программа по опытно-экспериментальной деятельности «Мы — исследователи» для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Мы — исследователи
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…1
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников….… …2
Цель и задачи программы….4
Срок реализации…. 5
Основные принципы построения работы….5
Ожидаемые результаты….7
Календарно – тематический план…7
Содержание программы…11
Основные направления деятельности…. 12
Этапы планирования….13
Формы, средства и способы реализации программы….14
Список литературы….17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая учебная программа по опытно-экспериментальной деятельности „Мы — исследователи“ для младших школьников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…»
Основы этих качеств закладываются и развиваются в младшем школьном возрасте.
В детях есть врожденное стремление к постижению предметов, явлений окружающего мира и их исследованию. Задача педагога – не погасить, а наоборот, развить эту искру живого интереса. Для этого у нас в группе создана творческая атмосфера, где поощряется умение детей нестандартно мыслить, задавать вопросы и самостоятельно решать проблемные ситуации.
Новые знания усваиваются хорошо и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. В экспериментировании младший школьник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
В своей работе по организации опытно-экспериментальной деятельности я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером образовательных задач. Опыты – как будто фокусы, а для детей – это чудо. Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?», «что?», «зачем?» и «откуда?».
Я использую деятельностный подход к детям, так как он включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и УМК «Школа России».
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644).
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 (ред. от 10.07.2013) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 № 26755).
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в школьном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В век компьютеризации дети все больше зависимы от современных гаджетов и зачастую отсутствует познавательная активность, не сформирован навык самостоятельного принятия решений. То есть отсутствует причинно – следственное мышление и как следствие:
- у детей качественно снижены показатели логического мышления,
- дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления,
- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, - недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации,
- испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.
Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в нашей программе.
Цель и задачи программы
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• Развитие познавательного интереса и активности детей в процессе экспериментирования;
• Создание условий для формирования основного целостного мировидения детей средствами физического эксперимента;
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
• Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий;
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;
• Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
• Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Срок реализации
Программа предназначена для проведения во внеурочное время. Как на улице, так в помещении. Возраст детей 8-10 лет. Рассчитана программа на пять лет.
Основные принципы построения работы
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике школьного образования.
2. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения на адекватных возрасту формах работы с детьми, то есть обучение происходит в игровой форме;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, их самостоятельной деятельности;
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
- предполагает повторяемость и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов и детей.
6. Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у детей способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, и что получить в результате.
Ожидаемые результаты.
В начале проведения работы нами были выделены ожидаемые результаты:
• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
• Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
• Пополнить научно – методологическую базу.
Календарно – тематический план по организации опытной деятельности
Направления экспериментальной деятельности Тема Задачи
«Волшебница Вода» Вода прозрачная Познакомить детей со свойствами воды (вода бывает прозрачной, мутной, менять цвет в зависимости от того, чем подкрашена). Дать представления о том, что чистая вода не имеет
цвета.
У воды нет вкуса Продолжать знакомить со свойствами воды.
Дать представления о том, что чистая вода не
имеет вкуса.
У воды нет запаха Продолжать знакомить со свойствами воды.
Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.
Что нужно сделать с водой, чтобы она имела
запах.
Лед – твердая вода Познакомить детей со свойствами воды - лед.
Объяснить, как может вода превратиться в лед.
Снег – тоже вода Уточнить знания детей о свойствах снега.
В тепле тает, а на морозе остается в первоначальном виде.
Пар – это тоже вода Дать детям понятие о том, что пар это тоже вода.
Вода при кипении превращается в пар.
Вода жидкая – может течь Уточнить представления об использовании воды, познакомить со свойствами воды: течет, разливается, впитывается.
В воде одни вещества растворяются, другие - нет Продолжать знакомить со свойствами воды - вода растворяет некоторые вещества.
Вода не имеет формы Продолжать знакомить со свойствами воды - вода не имеет формы.
Вода необходима всем Закрепить с детьми свойства воды, ее значение в жизни людей.
Воспитывать любознательность и интерес к опытам.
Как выйти сухим из воды? Продолжать знакомить со свойствами воды.
Звенящая вода Показать детям, что количество воды влияет на издаваемый звук.
Замерзшая вода двигает камни Выявить, что лед - твердое вещество, состоит из воды.
«Тайны вещества» Мир бумаги Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.
Мир ткани Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Песок – путешественник в пустыне Выделять свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.
Опыт с металлом и пластмассой Сравнивать способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.
«Воздух» Этот удивительный воздух Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Ветер, движение, воздух Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.
Парусные гонки Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
Вдох - выдох Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Пузырьки воздуха Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
«Жизнь растений» Растения пьют воду Дать детям понятие о том, что растения не могут обходиться без воды.
Воспитывать заботливое отношение к растениям.
Посев семян Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему отношение к растениям.
Воспитывать бережное и заботливое.
Посадка лука Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т. е., посадить в воду, поставить в теплое и светлое место.
Почему цветы осенью вянут? Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
«Человек» Проверим слух Показать, как человек слышит звук.
Большой - маленький Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.
Дыхание Показать важность дыхания.
Определение пищи на вкус Развивать способность определять пищу на вкус (не глядя на нее).
«Магнетизм» Как действуют магниты на предметы Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Битва магнитов Показать, что одноименные полюса магнита отталкиваются, а разноименные – притягиваются.
Компас Показать принцип действия предмета.
«Свет» Разные отражения Помочь понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете.
Водяная лупа Показать какую роль играют вода и выпуклая форма стакана.
«Электричество» Заряженная соломинка Показать действие статического электричества.
Да будет свет Показать в действии простую электрическую цепь.
«Космос» Солнечная система Наглядно показать, как движутся планеты вокруг солнца.
Вселенная Экспериментальное моделирование.
«Невидимый мир» Микроскоп Показать как можно увидеть невидимые объекты: волосы, пыль, мох, семена, кристаллы соли и т. д.
Содержание программы
Для того чтобы в детях развивался исследовательский дух, педагог и сам должен быть ищущей, творческой личностью. Должен уметь видеть мир детскими глазами, полными изумления и жажды познания. Разглядеть проблемную ситуацию там, где другого человека все обыденно и привычно. Уметь прислушиваться к детским вопросам, порой забавным, и не делать вид, что нам, взрослым, давным-давно все ясно в этом мире. «Отчего дует ветер? Сверкает молния? Что такое огонь? Из чего сделана зубная паста? А кирпичи? Почему не падают самолеты? Как светит лампочка?»
Вот с таких детских вопросов и началась наша исследовательская деятельность. Темы исследований были объединены нами в следующие образовательные модули:
«Волшебница Вода»,
«Тайны вещества»,
«Воздух»,
«Жизнь растений»,
«Человек»,
«Магнетизм»,
«Свет»,
«Электричество»,
«Космос»,
«Невидимый мир».
Основные направления деятельности
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
I. специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме;
II. совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
III. свободная самостоятельная деятельность детей.
При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее представления.
Этапы планирования
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
Постановка проблемы;
Поиск путей решения проблемы;
Проверка гипотез, предположений;
Обсуждение увиденных полученных результатов;
Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент (почему так, ситуация выбора.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.
Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети
самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Формы, средства и способы реализации программы
Помимо демонстрационных опытов в рамках каждого модуля использовались следующие методы и приемы:
• Наблюдения за физическими явлениями.
• Эвристические беседы.
• Знакомство с глобусом, картами, компасом, микроскопом.
• Создание моделей исследуемого явления.
• Рассказы о великих изобретателях и ученых.
• Просмотр видеофильмов.
• Чтение познавательной литературы.
• Создание творческих продуктов.
• Самостоятельное экспериментирование.
Планируемая нами исследовательская работа тесно связана с разработанной А. А. Плешаковым программой по Окружающему миру для первых классов («Школа России»). Проводимые на занятиях кружка опыты соответствуют календарным темам учебника.
Оборудование для исследовательской деятельности :
1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного
размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,
термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для
самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию :
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный
уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские
шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, медный и железный купорос, сода, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,
мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки
орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,
кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Правила безопасности жизнедеятельности учащихся :
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Показатели сформированности исследовательской деятельности :
• Умение видеть проблему;
• Умение формулировать и задавать вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение делать выводы и умозаключения;
• Умение доказывать и защищать свои идеи;
• Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Список литературы
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция
развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2012.
2. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., , Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М. : Юнити, 2014.
3. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. - М. : Аркти, 2006.
4. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М. : Юнити, 2000.
5. Введение в психодиагностику. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Юнити, 1999.
6. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А., Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе : особенности, возможности, методические подходы / Н. Ф. Виноградова, О. А Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №20.
7. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника : Методическое пособие по преподаванию. – М. : Литература, 2006.
8. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт. -сост. : И. В. Хромова, М. С. Коган. – Новосибирск, 2003.
9. Добротина И. Г. Проектная деятельность в школе : учимся работ. индив. – М. : Интеллект-Центр, 2014.
10. Джужук И. И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Р. н. Д. : Феникс, 2005.
11. Каратаева Е. И. Типы учебной активности : педагогическая тактика и стратегия //Директор школы. – 2000. – №9.
12. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2002.
13. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. Л. Сластенина: в 2 ч. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Ч. 1.
14. Орлова Л. В. Уроки и исследования // Начальная школа. – 2009. - №14.
15. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М. : Аркти, 2013.
16. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М. : Юнити, 2005.
17. Пахомова Н. Ю. Учебный проект : его возможности. // Учитель. – 2000. - - № 4.
18. Полат Е. С., ИОСО РАО Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М. : МИПКРО, 2001 г.
19. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. – М. : Просвещение, 2011.
20. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2008.
21. Савенков А. И. Программа исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., исправл. и дополн. / А. И. Савенков. - Самара: «Учебная литература», 2006.
22. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. – 2009. – №2.
23. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М. : Высшее образование, 2005.
24. Стрельцова, О. Использование проектной деятельности в учебно-методическом комплекте «Планета знаний» / О. Стрельцова // Начальная школа. – 2009. - №12.
25. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб. : Питер, 2002.
26. Тимофеева В. П. Исследовательская работа в начальной школе // Начальная школа. – 2008. – №2.
27. Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2008. – №2.