Стрежнева Наталья
Комплексная учебная программа «Ладушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Тулуна «Детская музыкальная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗРВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МАЛЫШОК»
Комплексная учебная программа
«ЛАДУШКИ»
Cрок реализации - 2 года
Тулун, 2016 г.
«РАССМОТРЕНО»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ»
«___» ___20__г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБУДО «ДМШ»
Фисенко Е. Р.
«__»___20__г.
Публикация «Комплексная учебная программа „Ладушки“» размещена в разделах
Разработчик: Семёнова Н. В., преподаватель МБУДО города Тулуна «Детская музыкальная школа».
Рецензент: Волкова О. В., преподаватель высшей квалификационной категории МБУДО города Тулуна «Детская музыкальная школа».
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная учебная программа «Ладушки» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа разработана для группы раннего эстетического развития (дошкольный возраст) по предмету учебного плана группы «Ладушки». Содержание программы непосредственно связано с содержанием таких учебных предметов в группе «Ладушки» как «Народное творчество», Фольклорный ансамбль», «Ритмика». Программа даёт возможность получить знания, умения и навыки, развитие их эмоционально-чувственной сферы, коллективизм, речь.
В период между 5 и 6 годами жизни проходит особая открытость к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Развитие и воспитание ребёнка происходит через игру – важнейшему виду детской деятельности. Детский фольклор – органическая часть всей самобытной народной культуры и вместе с тем совершенно особая, самостоятельная область устного поэтического творчества, наиболее понятный и увлекательный для детей. Фольклорные игры помогают находить новые формы развития двигательных способностей у детей и, позволяя им проявить инициативу. Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Очень эффективной формой работы и важным средством нравственного воспитания является подвижная игра.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества;
- воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
- воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культур.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки Затраты учебного времени Всего часов
Предметы Детское народное творчество Фольклорный ансамбль Ритмика
Годы обучения 1 год 2 год 1 год 2 год 1 год 2 год
Количество недель 36 36 36 36 36 36 216
Аудиторные занятия 36 36 36 36 36 36 216
Условия реализации учебных предметов
Программа рассчитана на 2 года обучения, продолжительность учебных занятий составляет 36 недель в год (108 недель весь курс обучения, общая трудоемкость занятий составляет 216 часов. Рекомендуемый возраст детей приступающих к освоению программы 5 лет.
Академический час, согласно Уставу ДМШ равен 30 минутам. Перемены между занятиями не менее 10 минут. Распределяемая учебная нагрузка в часах :
• Детское народное творчество – 30 минут в неделю;
• Фольклорный ансамбль – 30 минут в неделю;
• Ритмика- 30 минут в неделю.
Форма проведения занятий – групповая (8-10 человек) для проведения занятий по фольклорному ансамблю, и мелкогрупповая (4-8 человек) для занятий детским народным творчеством.
Цель программы - формирование основ целостной эстетической культуры и развитие личности учащихся через приобщение к культуре, творчеству, традициям своего народа, развитие творческих способностей детей посредством обучения их в фольклорном ансамбле.
Задачи программы :
- воспитание художественного вкуса, духовной, нравственной, гармонично развитой творческой личности;
- способствование успешной самореализации посредством коллективной и коммуникативной деятельности ребенка;
- воспитание чувства принадлежности к культуре и истории своего
народа, его традициям и традициям родного края;
- развитие музыкальных способностей: голос, ритм, слух, память;
- развитие речи при помощи различных пальчиковых игр и речевых упражнений;
- формирование в игровой форме вокально-певческих навыков: правильное дыхание, звуковедение, дикция и. т. д. ;
- освоение подвижных игр как жанр народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных традициях и устоях;
- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
-обучение разнообразным видам игровой деятельности как воплощению синкретичного фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;
- овладение учащимися системой устных знаний и практических умений.
Данная программа может быть использована на занятиях народного хора, фольклорного ансамбля, народной хореографии, в подготовительных группах на уроках фольклора.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, слушание, движение, игра на детских шумовых инструментах);
-развивающий (игры, упражнения, творческие задания);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- создания на занятиях атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, независимо от их природных способностей, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- уважительное отношение к результатам детского творчества.
Программа «Ладушки» реализуется для детей дошкольного возраста, поэтому материально-техническое обеспечение реализации программы соответствует установленным санитарным правилам и нормам для детей дошкольного возраста.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Фольклорный ансамбль
В распределении материала на год учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет детям применить полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у детей умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с народной песней до самостоятельного анализа музыкального произведения (умение слушать песню и исполнять).
Ознакомление с фольклорными инструментами: баян, балалайка, трещотка, бубенцы, кугиклы, рубель, ложки.
В течение учебного года дети должны разучить 8-10 несложных песен, попевок. Из них 2-3 для исполнения на концертах, 5-6 в качестве ознакомления.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Полугодие № Занятия Тема урока Количество часов
I 1 Жанры фольклора развития. Пестушки. («Сорока-сорока», «Идет коза», «Ладушки». 1
2-4 Развитие музыкальных способностей.
Музыкальной памяти. Слушание, запоминание и
воспроизведение текста, ритма (прохлопывание в
ладоши, на шумовых инструментах). 2
5-6 Шумовые народные инструменты. Ознакомление
с ложками, трещетками, шаркуном,,
бубном, коробочкой.
Элементы бытовой хореографии. Основные
положения головы, корпуса, рук, ног. 2
9 Потешки. («Ключики», «Чики, чики, чикалочки»,
«Барашеньки – крутороженьки»)
10-12 Развитие музыкального слуха. Звук.
Звуковысотные характеристики (высокий,
средний, низкий)
13 Поклон. Виды поклонов: головной, поясной,
земной.
14-15 Мелодия. Звуковысотные отношения в мелодии
(движение вверх, вниз, поступенное
скачкообразное)
16 Пальчиковые игры («Раз, два, три…», «Ай татушки»)
II 17-19 Развитие музыкальной памяти. Слушание,
узнавание мелодии, напева и воспроизведение с
помощью голоса или ручного интонирования
20-23 Пение ансамблем: одновременное начало и окончание песни в целом и отдельных ее частей
(запевы, припевы, куплеты, фразы, слова
структура песни).
24-26 Развитие певческих навыков. Певческая
установки. Звукообразование: речевая фонация
(народная манера пения).
27-29 Овладение элементами театрализации: умение
вжиться в роль, соблюдать правила игры,
следовать сюжету игры.
30-32 Разводки ролевых сюжетных игр использование и
бытовой хореографии в разводке.
33-34 Освоение навыков разыгрывания игр.
Выполнение правил игры. Вхождение в роль
водящего.
35 Исполнительские навыки. Пение хором. Унисон.
36 Соединение пения, разводок, театрализации. Постановка номера.
Итоговое занятие.
Репертуарный список
Русские народные песни:
1. Веселые гуси
2. По деревне идет Ваня Пастушок
3. Кукушечка
4. Там тетёра шла
5. Воробушек
6. Не полёваны сады
7. Ай тари
8. Где ж было видано
9. Шёл козел дорогою
10. Дударь
11. Щедровочка
12. Где ты был?
13. Коляда
14. Сидит Яша
15. Сею вею
16. Зайка
17. Коровушка
18. Во лузьях
19. Патока с имбирем
20. Пойду ль я
21. Зеленая рощица
22. А мы просо сеяли
23. Мы сидели на канаве
24. Радуга
25. Тетера
Попевки:
1. Барашеньки
2. Ты заря ли
3. Зелены луга
4. Бей барабан
5. Дон-дон
Учебно-тематический план 2 года обучения
В течение учебного года дети должны разучить 10-12 несложных песен, попевок. Из них 3-4 для исполнения на концертах, 6-7 в качестве ознакомления.
Полугодие № занятия Тема урока Количество часов
1 1-2 Развитие музыкальных способностей.
Музыкальной памяти. Слушание, запоминание и
воспроизведение текста, ритма (прохлопывание в
ладоши, на шумовых инструментах) 1 ч.
3-4 Жанр. Жанры фольклора развития.
Скороговорки («Шесть мышат»,
«Как на горке на пригорке»)
5-8 Певческие навыки: «атака» звука (мягкая и твердая) звуковедение. Виды звуковедения (плавное, напевное). Работа с репертуаром
9 Дикция, артикуляционный аппарат. Произношение гласных и согласных
10-13 Исполнительские навыки. Интонационный ансамбль: единая манера звукообразования в песнях
14 Певческие навыки. Общее ансамблевое
вступление, окончание
15-16 Освоение жанров танца. Пляска. Виды. Общая пляска «Едет масленица»
II 17 Жанры фольклора развития: Скороговорки. Чистоговорки. («Шесть мышат», «Как на горке на пригорке»
18-21 Пение ансамблем: Темповый ансамбль. Четкость произношения при увеличении темпа. Работа со скороговорками
22-23 Исполнительские навыки. Пение хором. Унисон
24-26 Элементы бытовой хореографии. Притопы (на сильную слабую или долю)
27-28 Сюжетно-игровые песни. Разучивание «Заинька»
29 Пение ансамблем. Ритмический ансамбль – воспроизведение ритмического рисунка;
Интонационный ансамбль – интонационная «подстройка». Работа с репертуаром «Заинька»
30-31 Постановочная работа. Разводка сюжетно-игровой «Заинька». С использованием элементов бытового танца и пляски
32-34 Детский игровой фольклор. Разыгрывание игры «И шла коза по лесу», «Растяпа»
35-36 Детский игровой фольклор. Игра «Гори, гори ясно».
Развитие музыкальной памяти. Творческие задания – слушание, узнавание и воспроизведение мелодии (из изученного репертуара) голосом и ручным интонированием. Итоговое занятие
Репертуарный список
Русские народные песни:
1. Соловей мой маленький
2. Пора нам горох сеять
3. По горам, по долам
4. У кота –воркота
5. Ворон
6. Мы пойдем погулять
7. Уж ты, коваль-ковалек
8. Зеленая рощица
9. Посею лебеду
10. Как Аленка наша шла
11. Мы сидели на канаве
12. Калинка
13. Как у наших у ворот
14. Ай, чу-чу
15. Шел да пошел
16. Фома и Ерема
17. Кулик-весна
18. Коровушка
19. Коробейники
20. Каледа-малда
21. Заплетися плетень
22. Пряха
23. Соловушка
24. Ах вы, сени мои сени
25. Где ж ты был мой черный баран?
26. Рыба-окунек
27. Во сыром бору тропина
28. Как на тоненький ледок
29. Сады мои садочки
30. Дует ветер
Попевки:
1. Солнышко
2. Вейся капустка
3. Дроздок
4. Гори, гори ясно
5. Дождик
6. Зайка
7. Василек
8. Ладушки
9. Куда летишь кукушечка?
10. Петушок
Скороговорки:
1. «От топота копыт»
2. «Бей барабан»
3. «Как на горке на пригорке».
Детское народное творчество
Детское народное творчество (устное) включает большое количество жанров (сказки, поговорки, потешки, пестушки, загадки и т. д).
Педагог применяет разнообразные формы и методы работы: проводит беседы, игры, организует культурно-досуговую деятельность, инсценировки, применяется ручной труд по изготовлению детской игрушки и пр.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем (с кратким описанием) программы с указанием распределения учебных часов.
1год обучения
полугодие № занятия Тема урока Кол-во часов
I 1 Знакомство,
Значение имён
Загадки
Игра «Снежный ком» 1
2 Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Скороговорки
Прослушивание детских народных сказок.
Рисование их под р. н. музыку 2
3-4 Игра «Дом», «Замок»
Загадки
Докучная сказка «Про ворону»
Потешки 2
5 Игра «Кошкин дом»
Пестушки
Скороговорки
Сказка «Машенька и медведь» 1
6-7 Игровой хоровод «Репонька»
Считалочка (Аты-баты)
Игра «Кошки мышки»
Загадки 2
8-9 Сказка-перевертыш
Игра «Баба яга»
Пальчиковая игра «Рельсы -рельсы»
Заклички «Дождик» 2
10 Игра «И шла коза по лесу»
Считалка про кукушку
Легенда про кукушку 1
11-16 Закрепление пройдённого материала (выбор педагога)
Докучная сказка «Пришел медведь к бору»
Знаток народных пословиц и поговорок 6
II 17-19 Прибаутка «Барашки крутоножки»
Загадки
Лепка сказки «Машенька и медведь»
Игра «Красочки» 3
20-22 Пальчиковая игра
Игра «Колечко-малечко»
Сказка «Орел и Карга»
Рисование разобранной сказки 2
23-24 Игра «Дерево дружбы»
Скороговорки
Сказка перевертыш
Загадки 2
25-28 Материнский фольклор
Колыбельная «Ой качи»
Игра «На горе стояли зайцы»
Игровой хоровод «Дрёма» 4
29-30 Заклички «Солнышко»
Пестушка-потешка «Сорока - ворона»
Игра «Зайцы в огороде» 2
31-34 Считалки, загадки
Пальчиковые игры «Как за нашим за двором»
Выбор игр на усмотрение детей
Пальчиковая игра «Меж еловых мягких лап»
Потешка 4
35-38 Докучная сказка «Крыночки»
Загадки
Считалки
Игра «Репка» 4
2 год обучения
Полугодие № занятия Тема урока Количество часов
1 1 Жанры фольклора развития. Пестушки: «Сорока-сорока», «Идет коза», «Ладушки» 1
2-4 Шумовые народные инструменты (Ознакомление с ложками, трищетками, шаркуном, рубелем, бубном, коробочкой) 4
5 Потешки: («Ключики», «Чики, чики, чикалочки», «Барашеньки – крутороженьки») 2
6-8 Развитие музыкальных способностей. Музыкальной памяти. Слушание, запоминание и воспроизведение текста, ритма (прохлопывание в ладоши, на шумовых инструментах) 3
10-11 Элементы бытовой хореографии. Основные оложения головы, корпуса, рук, ног 2
12-14 Ритм. Длительности (долгие, короткие, ударение 3
15 Жанры детского игрового фольклора. Считалки «Шла коза по мостику», «Катилось яблочко», «Аты-баты шли солдаты» 1
II 16-18 Развитие музыкального слуха. Звук. Звуковысотные характеристики (высокий, средний, низкий) 3
19 Развитие музыкальной памяти. Слушание, узнавание мелодии, напева и воспроизведение с помощью голоса или ручного интонирования. 1
20 Мелодия. Звуковысотные отношения в мелодии (движение вверх, вниз, поступенное, скачкообразное) 3
21-22 Приемы игры на ложках, трещотках
Шаги: простой бытовой с проскальзыванием каблука 2
23-26 Жанры детского игрового фольклора. Игра. Словесные игры. Ролевые игры с припевками и приговорками («У медведя во бору», «Тетера пила», «У дедушки Трифона» 4
27-30 Освоение элементов бытовой хореографии. Виды шагов: простой, простой с притопом (повторение) 4
31-35 Развитие музыкального слуха. Интонирование мелодии по руке (Работа с репертуаром) 5
* Материал по изучению детского народного творчества в приложении.
Ритмика
«Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.
1 год обучения
Беседа с детьми о целях и задачах предмета «ритмика», о правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.
Подготовка и проведение открытого урока для родителей в конце года.
Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп.
Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении
разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Умение выполнять движения в разных темпах. Различать разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко).
Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки. Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении.
Тема 2. Строение музыкального произведения.
Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части (в частях тема, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
Музыкальный материал
Определение характера, темпа, строение музыкального произведения и передача их в движении.
Танцевальный репертуар
Сборник народных песен «Как у наших у ворот»
1. «Калинка».
2. «Как под наши ворота».
3. «В хороводе были мы».
4. «Солнышко ведёрышко».
«Веселые наигрыши» собрание народной музыки.
М. Мусорский. Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка”. Пружинки.
Динамические оттенки и передача их в движении
Динамические оттенки и передача их в движении
Б. Можжевелова. Веселые поскоки.
И. Сад. Полька из музыки к спектаклю “Синяя птица”.
Поскоки и пружинящий шаг.
“Пойду ль, выйду ль я”- русская народная песня.
Танцевальные движения
1. Поклон реверанс,
2. Сценический шаг,
3. Шаг на полу пальцах.
4. Легкий бег;
5. Поскоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя;
6. Удары стопой по 6-й и 3-й позициям;
7. Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за
спиной);
8. Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах;
9. Ковырялочка;
10. Движения плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере,
поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в
сторону.
11. Движение головы; повороты направо - налево, в различном характере,
вверх- вниз с различной амплитудой, наклоны вправо - влево (с различной
амплитудой).
12. Боковой галоп;
13. Шаг польки;
14. Прыжки по 6 поз, и поочередным выбрасыванием ног вперед;
15. Перевод рук из подготовительного положения в 1-ю. 2-ю, позицию и
обратно. Раскрывание рук из положения “ на поясе” в 1-ю позицию, 2- ю
поз, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию.
Положения рук в танцах
1. Руки на поясе “большой палец обращен назад”;
2. Подбоченившись “ кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс”;
3. Девочки придерживают руками юбочку “руки в локтях закруглены”;
4. Руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движения.
5. Руки скрещены перед грудью;
6. Одна рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону - вверх и слегка согнута в локте “только девочки”;
7. Руки убраны за спину.
Танцевальные этюды
1. Упражнения на ориентировку в пространстве:
a) Различие правой, левой, ноги, руки, плеча;
b) Повороты вправо и влево;
c) Построение в колонну по одному, по два в пары;
d) Перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
e) Круг, сужение и расширение круга;
f) “воротца”, “змейка”, “спираль”;
g) Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.
Основные требования, предъявляемые к исполнению танцев: музыкальность, грамотность, красота и выразительность. Понятие об интервалах. Понятие о движении по линии танца и против линии танца. Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Понятие об ансамбле.
2 год обучения
Закрепление знаний и навыков, полученных на первом году обучения.
Продолжается работа над темами: характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении на новом музыкальном материале.
Тема 1. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.
Понятие об акценте, метрической пульсации; паузах, длительности, ритмическом рисунке, метре. Умение выделить акценты, метрическую пульсацию, паузу. Умение производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки, состоящие
из четвертей, восьмых, половинных и целых.
Музыкальный материал
Русский фольклор для малышей «Плясовые»
Русский фольклор «Хоровод»
Г. П. Гусев «Народный танец»
Характер, темп, динамические опенки в музыке и в движении.
Обработка Н. Римского Корсакова, “Заплетись, плетень” русская народная
мелодия.
Танцевальные движения
1. Дробные движения
a) Одинарный удар ребром каблука
b) Двойной удар ребром каблука
2. “Ключ” - простой и на подскоках
3. Подготовка к присядкам (плавное и резкое опускание вниз по I позиции)
4. Боковой шаг на всей стопе и на полу пальцах
5. Припадание в сторону
6. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу
7. Хлопки и хлопушки - одинарные, двойные и тройные (фиксирующие удары и скользящие удары)
a) В ладони
b) По бедру
c) По голенищу сапога
8. Русский переменный ход;
Танцевальные этюды и танцы
1. Упражнения на ориентировку в пространстве: перестроение из одного круга
в два ряда; перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки;
перестроение из большого круга в большую звезду; крест построение в парах:
обход до-за-до. Повороты в прыжке - налево по точкам.
2. Русский хоровод (свободной композиции, русские пляски (свободной
композиции, “смени пару”. Танцы в ритме польки.
Положение рук
Раскрывания рук, из положения на поясе, в характере русского танца.
a) Положение рук в сольном танце
b) Положение рук в парных и массовых танцах.