Ольга Деревянко
Рабочая программа воспитателя для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18» г. Новокузнецка
ПРИНЯТО:
Решением педагогического совета
МБ ДОУ «Детский сад №18»
г. Новокузнецк
Протокол № ___от
«___»___2019г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБ ДОУ
«Детский сад №18» г. Новокузнецк
___Е. В. Киреева.
Приказ № ___от «___»___2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №1
для детей с тяжелыми нарушениями речи
на 2019-2020 учебный год
Публикация «Рабочая программа воспитателя для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
воспитатель :
Деревянко Ольга Владимировна
Новокузнецкий городской округ, 2019г.
Содержание:
Целевой раздел
1 Пояснительная записка 3
2 Цель и задачи реализации Программы 3
3 Принципы и подходы к формированию рабочей Программы 4
4 Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей
психофизиологического развития детей 6
5 Планируемые результаты освоения Программы 12
Содержательный раздел.
1 Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлением развития ребёнка 15
2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников 30
3 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции
нарушений развития детей 34
4 Особенности образовательной деятельности разных видов и 41
культурных практик
5 Способы и направления поддержки детской инициативы 47
6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников (социальный паспорт семьи,
перспективный план взаимодействия с родителями) 49
7 Иные характеристики содержания Программы 56
Организационный раздел.
1 Материально-техническое обеспечение Программы 57
2 Перечень программно-методического обеспечения
образовательного процесса по образовательным областям 59
3 Организация режима воспитанников 62
4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 65
5 Особенности организации РППС 69
Приложение
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа для детей подготовительной группы с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР, общими нарушениями речи (ОНР) и фонетико-
фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) - локальный акт
образовательного учреждения, разработанный на основе Примерной
Адаптированной Основной Образовательной Программы дошкольного
образования МБ ДОУ «Детский сад №18» г. Новокузнецка, а также на основе
примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» (обязательная часть Программы, «Адаптированной
примерной основной образовательной программы для дошкольников с
тяжёлыми нарушениями речи» и в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО, Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации»,СанПин 2.4.1.3049-13, Уставом МБ ДОУ «Детский сад №18»
г. Новокузнецка.
Режим работы - пятидневный, с 7.00 до 19.00, с 12-часовым пребыванием
детей в учреждении; выходные дни - суббота, воскресенье. Программа
направлена на обеспечение разностороннего развития детей и подготовку их
к обучению в школе.
Программа содержит материалы для организации коррекционно-
развивающей деятельности с детьми подготовительной группы.
Коррекционная деятельность включает в себя логопедическую работу и
работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы– проектирование коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей создание условий для развития ребенка с нарушениями
речи, его социализации, личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкальной, чтения.
Задачи Программы :
- способствовать общему развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи,
укреплению их физического и психического здоровья, подготовке их к
обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
-способствовать обеспечению равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка;
- развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечить максимальное использование разных видов детской
деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса;
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс.
Коррекционно-развивающая работа возможна при взаимосвязи в работе всех
специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, а так же
при активном участии родителей в реализации Программы.
Основные задачи педагогической деятельности ДОУ на 2019-2020 учебный
год
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах
развития просодической стороны речи дошкольников через сказкотерапию.
2. Способствовать развитию экологической культуры педагога как
основы экологического воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи. Развитие и активизация познавательного интереса дошкольников через
применение речевых игр.
3. Создание условий для развития предпосылок графо-моторных
навыков у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, развитие мелкой
моторики, ручной умелости через выполнение предметно- практических
действий.
3. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы.
Программа основывается на положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-
педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного
возраста:
«Основные положения культурно-исторической концепции» Л. С.
Выготский;
учение об игре, как ведущей деятельности, в которой развиваются
новообразования дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.).
концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев,
А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.)
концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом
развитии ребенка (В. М. Солнцев);
2) научных исследований, практических разработок и методических
рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области
современного дошкольного образования:
«Концепция дошкольного образования» о признании самоценности
дошкольного периода детства; (В. В. Давыдов, В. А. Петровский)
современные представления о структуре речевого дефекта (Р. И. Лалаева,
Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович и др.)
труды ведущих специалистов в области дошкольного образования : Н. Е.
Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, О. В. Дыбина, Л. В. Куцакова,
В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов,
регулирующих деятельность системы дошкольного образования:
Федеральный закон от29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
нормативные документы регионального и муниципального уровней.
Программа строится на основе принципов дошкольного образования,
изложенных в ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего, дошкольного, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором ребенок проявляет активность в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса и обеспечивает осуществление образовательного
процесса в двух основных организационных моделях, включающих:
1) совместную деятельность взрослого и детей,
2) самостоятельную деятельность детей.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач,
поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу
и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.
Основными подходами к формированию программы являются :
- Системно- деятельностный подход. Позволяет сформировать у
дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка
на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.
-Личностно-ориентированный подход. Предусматривает
организацию образовательного процесса на основе признания уникальности
личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения
задатков, способностей, интересов, склонностей.
- Индивидуальный подход. Предполагает гибкое использование
педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому
ребенку, которые помогают ему осознать свою индивидуальность, научиться
управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные
сильные и слабые стороны.
- Компетентностный подход. Предполагает формирование основ
компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников
самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т. е. быть
готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять
явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в
проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией
определённых социальных ролей.
- Культурологический подход. Предусматривает опору в обучении и
воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные
и этнические особенности.
- Дифференцированный подход. Предполагает создание наиболее
комфортных условий для эффективного обучения личности ребенка,
обеспечивающих ей достижение такого уровня освоения материала, который
соответствует ее познавательным возможностям, способностям (но не ниже
минимальных, а также развитие данных возможностей и способностей.