Анастасия Максименко
Рабочая программа для детей младшего возраста
▼ Скачать
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…. 3
1.2 Возрастные особенности детей 3-4 лет…. 3
1.3 Принципы и подходы к формированию программы…. 5
1.4 Планируемые результаты освоения Программы…. 6
1.5 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования….7
2. Содержательный раздел
2.1Образовательная область «Физическое развитие» ….…. 9
2.2Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие…. 11
2.3 Образовательная область «Познавательное развитие»…14
2.4 Образовательная область «Речевое развитие»…. 14
Публикация «Рабочая программа для детей младшего возраста» размещена в разделах
2.5 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»…. 17
2.6 Регламентирование образовательного процесса на неделю …. …21
2.7 Перспективно – тематическое планирование…. 21
2.8 Циклограмма деятельности воспитателя с детьми….30
2.9 Комплексно-тематическое планирование…. 31
2.10 Перспективный план по взаимодействию с родителями….…94
3. Организационный раздел
3.1Организация жизни и воспитания детей. Режим дня …. 96
3.2 Двигательный режим во второй младшей группе …. 97
3.3 Сетка - расписание планирования организованной образовательной деятельности …. 98
3.4 Диагностика педагогического процесса….100
3.5 Литература и пособия ООД инвариантной (основной) части по образовательным областям….105
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Деятельность МБОУ «Звездненская СОШ» осуществляется на основе документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
6. Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-140
Основой для разработки рабочей программы ДОО (далее-Программа) стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее-ФГОС). Программа разработана с учетом общей общеобразовательной программы МБОУ «Звездненской СОШ» и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Срок реализации программы : 1 год
1. Возрастные особенности детей 3-4 лет
В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Цель программы : создание условий для развития индивидуальности, укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей с учетом их возрастных возможностей при оптимальном сочетании индивидуальной и совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи:
1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
Принципы и подходы к формированию программы
Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами определенными Федеральным государственным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования воспитанников дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и воспитанников и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту ребенка формах работы с воспитанниками. Основной формой работы с воспитанниками дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок овладевает способность замечать в окружающей жизни что-то интересное и красивое, повышается уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, появляется желание к обучению, к восприятию нового материала, запоминанию, усвоению и использованию полученных знаний в повседневной жизни, у детей появляется потребность к общению - к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
повышается эмоционально-волевая сфера ребенка;
ребенок различает и называть цвета основного спектра, форму и величину,
воспринимает цвета на расстоянии, выбирает цвет по образцу, различает плоскостные фигуры и объемные геометрические формы, появляется потребность в сравнении предметов, обозначает параметры величины словами, повышается уровень развития мелкой моторики;
у ребенка появляется интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствуется умения в рисовании, лепке и ручном труде, формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
у ребенка появится интерес к художественным произведениям; ребенок способен понимать небольшие поэтические произведения и сопровождать их игровыми действиями; ребенок может запоминать и читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого; ребенок проявляет интерес к рассматриванию рисунков в книгах, отвечать на вопросы по содержанию произведений.
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
у ребенка появляется познавательная активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; выражает свои знания в доказательной форме, составляет рассуждения самостоятельно; обогащает и активизируется словарный запас; составляют план своей деятельности (умение видеть проблему, аргументировать, подбирать методы исследования, провести исследование, делать выводы); умеют вести координированный диалог, преследуя и достигая поставленную цель; развиты познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
у ребенка развиты сенсомоторные способности: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые; развиты координации руки и глаза; ребенок выделяет в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивает предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделяет характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.); умеет классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету);
развито умение пользоваться как традиционными способами изображения, так и нетрадиционными для осуществления своих замыслов; самостоятельно выбирают материал для работы. проявлять творчество и фантазию в процессе продуктивной деятельности; развиты познавательные процессы: памяти, внимания, мышления;
сформирован интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
ребенок знает правила дорожного движения, различает и понимает, что знаки бывают: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информирующие, знаки сервиса; использует их в повседневной жизни;
ребенок может различить звук, букву, слог, слово, может составлять слова из слогов методом слияния звуков в слоги, слоги в слова, а из слов простые предложения, и их читать;
ребенок определяет особенности литературных жанров (устное народное творчество, рассказ, сказка, стихотворение); умеет устанавливать причинно-следственные связи в тексте; ребенок способен представлять в воображении героев картины жизни, описание автором; может выделять поступки героев и давать им элементарную оценку; способен при рассматривание книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст сказки, пересказать содержание литературного произведения, сохраняя последовательность сюжета; выражает в речи собственное мнение по отношению к героям и событиям, описанным в произведении, использовать яркие и точные слова и выражения; выразительно исполняет стихи.
Обязательная часть Программы полностью соответствует ПООП ДО «От рождения до школы»
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом следующей парциальной программы :
Авторская программа по сенсорике «В мире форм и цвета»
Цель: Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Учить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.
Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).
Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты
По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:
1. Развитие речевых функций;
2. Развитие двигательных функций;
3. Развитие слуховых функций;
4. Развитие зрительных функций;
5. Развитие осязательной функции;