Папки-передвижки

Рабочая учебная программа тренинговых занятий для подростков «Все мы разные…»

Лилия Ландышева
Рабочая учебная программа тренинговых занятий для подростков «Все мы разные…»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может, проявиться в неумении избегать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем. Поэтому приобретение жизненно важных навыков – одна из задач, которую должен выполнять педагог.

Публикация «Рабочая учебная программа тренинговых занятий для подростков „Все мы разные…“» размещена в разделах

В разработке Программы использованы следующие нормативно - правовые документы:

1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.97 № 212).

3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы, в образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16).

5. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. Министерства образования РФ (письмо от 11.12.2006 №06-1844)

6. Конвенция о правах ребенка.

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников.

В подростковый период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.

Подростки 12-15 лет имеют проблемы в общении, взаимодействии со сверстниками, самопринятии, с низким уровнем эмоционального интеллекта, низкой самооценкой, склонностью к асоциальному поведению.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются : сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Но для того, чтобы эти качества развивались, они должны быть «заложены», воспитаны. Развитие не может происходить «из ничего», новообразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного им в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности: учебной, спортивной, художественной, трудовой и др.

При этом подростки выступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми, что формирует у них способность строить общение с окружающими, в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Оно может содействовать успешной социализации подростка, но может и подтолкнуть его к асоциальному поведению.

Почему происходят различные конфликты в молодежных группах? Может быть, вся причина в том, что не умеют договариваться между собой, слушать и слышать друг друга, принимать единогласное решение безопасное для всех. И уметь договариваться между собой мирным путем не повышая голоса, не распуская рук, не прибегая к ненормативной лексике? Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка будет соответствовать мнению всех участников. Поэтому тренинговые занятия будут более актуальны для подростков.

Эффективное средство для освоения подростками навыков бесконфликтного общения и поведения, формирования ответственного отношения к собственной жизни и высокой сопротивляемости к негативным формам давления, умения принимать правильные, «здоровые» жизненные решения - тренинг.

Тренинг - это :

-тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков положи тельного поведения;

-способ обучения участников и развития у них необходимых качеств и способностей, позволяющих быть успешными в определенной деятельности;

-совместная деятельность всех участников, где каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад;

-обмен индивидуальными знаниями, идеями, способами деятельности;

-организация и развитие идеологического общения, ведущего к взаимопониманию, взаимодействию, направленному на решение общих, но значимых для каждого участника задач.

Цели программы :

Создание условий для успешной социализации подростков.

Задачи программы :

1. Приобретение навыков ответственного отношения к своей жизни и высокой сопротивляемости негативного давления со стороны.

2. Помощь в установлении межличностных отношений и взаимопонимания между детьми.

3. Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.

4. Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно - творческих дел.

5. Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

6. Помочь участникам тренинга осознать значимость командной работы для повышения эффективности, как в рамках индивидуальной деятельности, так и всей группы.

7. Дать участникам опыт командного взаимодействия.

8. Через игры тренинга подросток получает не просто информацию, а инструмент для выбора в сторону здорового образа жизни.

Срок реализации программы

Программа предназначена для проведения групповых занятий в корпусе с подростками 12 - 15 лет. Рассчитана программа на пять лет.

Ввиду незрелости личности подростков и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей целесообразно начать работу с занятий, направленных на «знакомство с самим собой». Рекомендованная периодичность тренинговых занятий 3 раза в неделю.

Основные принципы программы

1. Единая форма обращения друг к другу по имени.

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу по имени. Это психологически уравнивает всех и способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

4. Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что. ”, “Некоторые из нас думают. ” заменяем на “Я считаю, что. ”, “Я думаю. ”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

5. Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т. е. искренность должна заменить тактичное поведение.

6. Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем вопросы, или высказываем свою точку зрения.

7. “Не опаздывать!”

Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Изменяются показатели психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя).

2. Приобретаются жизненно важные навыки:

- умение общаться;

- умение устанавливать межличностные отношения;

- умение владеть эмоциями и понимать других людей;

- умение принимать решения.

Календарно - тематический план занятий

Неделя Тема занятия

Цели Форма работы

Первая Вводное занятие Побуждение к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, выявление проблемных зон. Упражнение «Интервью»

Дискуссия «Я - лидер»

Упражнение «Поезда»

Кто я? Создать условия для осознания подростком своего «я». Дискуссия «Правила группы»

Упражнение «Автопортрет»

Эмоции правят мной или я ими? Мои желания, чувства. Создать условия для осознания подростками своих желаний, чувств. Упражнение «Воздушный шарик»

Игра «Комплименты»

Вторая Все мы разные. Способствовать развитию умения видеть в людях их разные стороны. Упражнение «Хрустальные люди»

Игра «Комиссионный магазин»

Игра «Номинация»

Моя и твоя уникальность. Создать условия участникам тренинга для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого. Упражнение «На взаимодействие»

Упражнение «Коментарии»

Игра «Гарем»

Я – глазами других людей. Способствовать осознанию себя через других. Упражнение «Каким меня видят»

Ролевая игра «Дискуссии»

Третья Четыре модели общения. Дружба. Создать условия для осознания проблем в отношениях с людьми, показать ценность дружеского общения. Упражнение «Продолжи сказку»

Игра «Телефакс»

Упражнение «Взаимопонимание»

Опасности, которые нас подстерегают. Способствовать формированию ответственного отношения к собственному здоровью. Круглый стол «Какие опасности существуют?»

Ролевая игра «Мне необходима помощь»

Умение сказать «нет». Способствовать формированию убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение. Упражнение «Скажи – НЕТ!»

Игра «Корзина советов»

Четвертая Навыки критического мышления Формирование умения контролировать ситуацию;

Отработка умения анализировать достоверность информации. Упражнение «Печатная машинка»

Упражнение «Две группы»

Модели поведения. Способствовать осознанию причин выбора модели поведения в различных ситуациях. Игра «Структура конфликта»

Упражнение «Паспорт проблемы»

Мой выбор. Заключительный тренинг, подведение итогов. Способствовать формированию умения свободно выражать свою позицию, прогнозировать свое будущее. Упражнение «Цветной стул»

Групповая дискуссия «Мой личный результат тренинга»

Упражнение «Групповой портрет»

Итоговое мероприятие: Спартакиада.

Содержание программы

Тренинг – это динамичная, увлекательная форма работы, которая будет эффективной при осуществлении коррекции тревожности, конфликтности, агрессивности, неуверенности в себе, а также наиболее полно удовлетворяет потребности подростков в общении со сверстниками и самовыражении.

Основные направления деятельности

Этапы планирования

Тренинговая программа включает в себя 3 этапа:

1 этап – ориентировочный.

Цель этапа: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы тренинга, сформулирование правил группы.

2 этап – основной.

Цель этапа: коррекция тревожности и агрессивности у подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки, создание условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков.

3 этап – закрепляющий.

Цель этапа: закрепление позитивных изменений в личности подростка и формирование мотивации к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Каждое занятие тренинга состоит из следующих основных компонентов:

- вступление (приветствие, рефлексия прошлого занятия, разминка);

- основная часть (упражнения, направленные на достижения цели занятия);

- заключение (рефлексия).

Формы, средства и способы реализации программы

Основные методы работы на тренинге таковы : игра (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.); групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т. д.); психогимнастика и техники телесно-ориентированной терапии, арт-терапия. Можно выделить следующие формы работы на тренинге : индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа.

Средства реализации программыэто совокупность материальных и идеальных объектов:

Демонстрационный и раздаточный материал;

Информационно-коммуникативные технологии;

Средства, направленные на развитие деятельности:

Двигательный (мяч, кегли, скакалка);

Коммуникативный (дидактический материал, нитки клубок);

Художественный (иллюстрации, книги в библиотеке);

Познавательно-исследовательской (предметы для исследования);

Продуктивной (материал для лепки, рисования, конструирования).

Программа реализуется в рамках внеурочной, внешкольной деятельности социальных и культурных практик. Отражает приобретение личностных результатов, которые могут быть представлены как:

Приобретение социальных знаний, представлений об окружающем;

Формирование опыта переживаний, позитивных отношений к обществу;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений, а на получение импульса к дальнейшему саморазвитию.

Список литературы

1. Большаков, Ю. В. Психологический тренинг [Текст] / Ю. В. Большаков. - СПб. : Соцально-психологический центр, 1996 - 380 с.

2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга : психотехники [Текст] / И. В. Вачков. - М. : «Ось-89», 1999.-176 с.

3. Восемнадцать программ тренингов / Руководство для профессионалов под редакцией В. А. Чикер. - СПб. : Речь, 2007 - 368 с

4. Дисненко, В. Р. Социально-психологический тренинг общения для подростков «Понять себя и других» [Текст] / В. Р. Дисненко // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008 - №2. - С. 23-38.

5. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. – Ростов-на-Дону, 2005 - 320 с.

6. Кипнис, М. Ш. Актерский тренинг [Текст] / М. Ш. Кипнис. - М. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008 - 249 с.

7. Клюева, Н. В. Программы социально-психологического тренинга [Текст] / Н. В. Клюева, М. А. Свистун. - Ярославль, 1992 - 66 с.

8. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н. И.

9. Козлов. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997 - 144 с.

10. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» [Текст] / Под ред. Е. В. Емельяновой. – СПб. : «Речь» 2010 - 384 с.

11. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А. Г. Лидерс. - Москва, 2003 - 256 с.

12. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг [Текст] / Г. И. Марасанов. – М. : Совершенство, 1998 - 272 с.

13. Оклендер, В. Окна в мир ребенка [Текст] / В. Оклендер. - Москва, 1997 - 336 с.

14. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. - М. : Институт практической психологии, 1996 – 256 с.

15. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома [Текст] / Н. В. Самоукина. – М. : 1993 - 144 с.

16. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст] / Р. Смид. - М. : «Генезис», 1999 - 268 с.

17. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель. - М: Генезис 1998 - Т. 2 - 160 с.

18. Фопель, К. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами [Текст] / К. Фопель. – М: Генезис, 2008 – 176 с.

Приложение 1

Вводное занятие.

Название упражнения Описание

Приветствие, разминка «Построение». Сейчас мы с вами будем строиться. Это будет необычное построение. Строимся молча. Жесты и мимика позволительны без ограничений.

1. Построиться по росту.

2. Построиться по цвету волос (от светлого к темному).

3. По цвету глаз – вначале светлые, затем темнее и темнее.

4. По месяцу рождения

5. По первой букве имени

6. По первой букве названия улицы, на которой живешь (цифра не считается)

Информация Представление целей тренинга, выработка общих правил работы группы.

Представление тестовых методик, пояснения цели их заполнения.

Отработка Выполнение тестов.

Перерыв

Информация Что такое взаимодействие, коммуникация, коллективная работа

Отработка Упражнение «Интервью», Дискуссия «Я - лидер», Упражнение «Поезда»

Упражнение «Общий рисунок». Цель: определить лидера.

Рефлексия Какие трудности возникали? Как вы с ними справлялись?

Подведение итогов занятия Обратная связь группа-ведущий, мотивация к следующему занятию.

В дальнейшем занятия строятся, поэтому же типу.

Приложение 2

Анкета обратной связи

Завершите, пожалуйста, эти предложения так, как вы считаете нужным.

1. На этом тренинге я…

2. Основное, чему я научился (-лась) на наших занятиях, …

3. Мне больше всего запомнилось…

4. Мне не понравилось, что…

5. Я бы хотел (-ла, чтобы при проведении следующих тренингов ведущий…

6. Думаю, что после тренинга изменится…

7. Мне больше всего понравилось, что на тренинге…

Публикации по теме:

Комплексная учебная программа «Ладушки» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Тулуна «Детская музыкальная школа» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию самооценки у старших подростков с легкой степенью УО Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию самооценки у старших подростков с легкой степенью умственной отсталостиЦель.

Рабочая учебная программа дополнительного образования «Играя, развиваемся» для детей дошкольного возраста от трех лет Рабочая учебная программа дополнительного образования «Играя, развиваемся» для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Срок реализации.

Рабочая программа по Куражевой .

Рабочая программа по логоритмике в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад № 104 комбинированного вида».

Рабочая программа «Сказкотерапия» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия» Срок реализации программы (на 2018-2019 учебный год) Составитель: Керн А. В. Пояснительная записка.

Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Тверской области Рабочая программа занятий по коррекции.

Развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе» .

Профилактика эмоционального выгорания педагогов детского сада посредством тренинговых занятий ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ Эмоциональное благополучие педагога детского.

Учебная программа «Английский язык для детей» для детей дошкольного возраста 5–7 лет Учебная программа «Английский язык для детей» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет Составитель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая учебная программа тренинговых занятий для подростков «Все мы разные…»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 06:31
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая учебная программа тренинговых занятий для подростков «Все мы разные…»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Ландышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД