Анастасия Демина
Рабочая учебная программа по разделу «Социально-нравственное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы в старшей группе.
Тематика занятий Информационно-методическое обеспечение Задачи Предметно-пространственное
обеспечение Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми Результаты освоения способов ЗУН детьми
Блок «Я среди других»
№1
Я дарю тебе улыбку.
Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя»
С. 10 Р, : Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, наблюдательности
В. : Продолжать формировать доброжелательное взаимоотношение между детьми
Публикация «Рабочая учебная программа по разделу „Социально-нравственное воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Об, : Формирование представлений о правилах вежливого поведения, использования в общении с другими людьми вежливых слов. Цветные фломастеры, карандаши, альбомы, гуашь, сюж. картины с героями сказок. Д\И «Волшебный стул», «Нарисуй свою улыбку», «Мое имя», «Отпечатки», -формирование умений «входить» в воображаемую ситуацию и поддерживать ее
-использование речевых и неречевых приемов привлечения внимания другого человека к себе, своим действиям
-умение пользоваться вежливыми словами
№2
Дружба начинается с улыбки
С. 11 Р, : Развитие слухового и зрительного внимания и фонематического восприятия,
В, : Формирование дружеских предпочтений и привязанностей
Об, : Формирование представлений о способах примирения, позитивного восприятия детей друг другом Сюжетные картины «Дети играют на ковре, в песочнице», «Дети улыбаются и дарят воспитательнице цветы» Д\И «Комната смеха», «Заколдованный ребенок», разыгрывание мини этюдов, играем «Накрываем на стол», «Танцуем» -Формирование умений дружно играть и выполнять поручения педагога
-формирование умений»читать» сюж. картину и определять причинно-следственные связи между изображаемым событием и его причиной
№3
Каким я себя вижу
С. 11 Р, : Развитие пространственных представлений
В, : Формирование представлений о себе, своих внешних признаках, воспитание потребностей оказать помощь сверстнику.
Об, : Помочь ребенку понять, что каждый человек уникален (имеет свои особенности, предпочтения) Зеркальца на каждого ребенка, мягк. игрушки домашних животных, краски, пастель, бумага «Что видишь в зеркальце»
Сравнить нехарактерные признаки, найди отличия в лице фигуры
Создание ситуативных диалогов, рисование себя в полный рост. - умение распознавать многозначные слова
-строить предложения с союзами а, но, да
-умение вступать в диалог
№4
Наши имена
«Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет», Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян., с 130 Р. : Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти на имена и лица, восприятие сюж. картины
В, : Развитие самосознания детей. Формирование позитивной установки на использование «добрых» слов в общении со взрослыми сверстниками
Об, : Формирование умений образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов Воздушный шарик, мячик, фонарик, сюж. картины с изображением бытовых ситуаций «мама укладывает сына спать4 ругает сына за…;жалеет дочку; качает ребенка» Игра «Ласковые имена», беседа по сюж. картинам, вопросы продуктивного характера -знание полного имени, отчества, фамилии, адреса, телефона.
-пополнять словарь (национальность, страна
-образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (чик-щик, еньк-оньк,очк-оск)
Блок «Что я могу»
№5
Что я слышу
Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя»
С. 13 Р, : Развитие слухового и зрительного внимания в процессе выполнения заданий в парах и коллективе
В, : Воспитывать интерес и доброжелательное отношение детей друг к другу, показать, что все люди похожи и чем-то отличаются
Об, : Формировать умение отвечать на вопросы полными ответами Мяч, музыкальные инструменты, краски, гуашь, бумага Д\И «Внимание к звукам», «Любимые звуки», «Что я вижу», «Любимый звук» -выполнение заданий в парах и в коллективе
-формировать умение «слышать» окружающий мир
-умение образовывать глаголы вед. Числе., наст. времени
№6
На вкус и запах
«2100» с. 14 Р, : Развитие мелкой моторики, формирование операций обобщения, сравнения, противопоставления
В, : Повторение правил поведения в общественных местах, правил покупки товаров
Об, : Пополнение активного словаря синонимами и антонимами, умение отвечать полным ответом- Фрукты, овощи, флаконы с духами, краски, кисти, бумага Д\И «Различи вкус» любимое блюдо, придумай собственный вкус, запах, «Представь запах» -формирование умений отличать запахи
-умение применять правила поведения в общественных местах
-пополнение активного словаря: горький, соленый, острый, вкусный, ванильный
№7
Дотронуться до радуги
«2100» с. 15 Р. : Развитие мелкой моторики, развитие осязания, формирование операций обобщения, сравнения и противопоставления.
В, : Повторение правил поведения в общественных местах
Об, : Описание своего внутреннего состояния использование в речи простых, распространенных предложений Краски, кисточки, альбомы, мягкие игрушки, ткань, бумага разной фактуры Д\И «Чудесный мешочек», «Представь и коснешься», «Вспомни ощущение, «В музее», «В магазине», «Придумай ощущение» -умение распознавать на ощупь предметы и поверхности
-закрепление правил поведения в общественных местах
-умение пользоваться простыми распространенными предложениями
№8
Мои чувства
«2100» с. 16
С-Н. с. 115 Р, : Развитие мелкой моторики, восприятия цвета, формирование словесно-логического мышления.
В, : Формирование «Я» позиции, сохранение доброжелательного отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого
Об, : Формирование представлений о ходе развития человека, его чувств. Картины русских и зарубежных художников портретная живопись
Сюж. картины «Тело человека», краски, кисти, ватман, альбомы. Рассматривание картин, беседы, Д\И «Расскажи о чувствах», «Мое тело это я», «Представь, что ты…», «Твой портрет» -умение сравнивать, обобщать, осуществлять экспериментальные действия
-умение отвечать на вопросы полными ответами, используя простые распространенные предложения и сложные конструкции
-умение описывать тело человека, отличия и сходства разных людей, описывать чувства людей в зависимости от ситуации
№9
Что в тебе и во мне общего
«2100» с. 20
С-н. с. 111 Р, : Развитие наблюдательности, зрительного внимания и памяти, развитие операций сравнения, овладения приемами творческого мышления
В, : Формирование положительного образа себя в будущем, умение видеть и находить в людях плохое и хорошее
Об, : Формирование представлений о том, что каждый человек имеет свои характерные особенности Семейный фотоальбом, картины русских и зарубежных художников на тему «Семья», краски, альбом, кисти, пастель, фломастеры Д\И «Какой ты наблюдательный», «Я и мои родители», «Я хочу быть похожим», рисование по замыслу -видеть отличительные признаки во внешнем облике и во внутреннем мире мальчиков и девочек
-придумывание различных правил для мальчиков и девочек
-умение находить для себя положительный идеал
№10
Рождество, зимние святки
С-н. с. 186, с. 190 Р, : Развитие связной речи, обогащение словаря
В, : Воспитание интереса к преданиям, легендам, обычаям, традициям
Об, : Формирование представлений об истории праздника Фигурки ангелов, ветви ели, вата, снежинки, муз. сопровождение Беседа, театральные постановки-коллядки, рассказ воспитателя -обогащение словаря : сочельник, кутья, ясли, рождество
-умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, употребляя сложные конструкции
-знания истории рождения Иисуса Христа, традиций этого праздника
№11
Что значит быть другом
«2100», с. 23 Р, : Развитие слухового и зрительного внимания, причинно-следственного мышления
В, : Воспитание дружеских предпочтений и привязанностей, воспитание уважения к интересам и чувствам детей, воспитание чувства сострадания
Об, : Формирование представлений о способах примирения. Иллюстрации художников к сказкам и рассказам Беседа по картинам на тему «Друзья», разыгрывание мини этюдов, Работа с картинами «Дети смеются», «Дети ссорятся», разыгрывание ситуаций из жизни сада -умение работать в парах, выполняя одно задание
-составление письма друг другу
-разыгрывание театральных сценок, этюдов
-умение делать выводы, оценивать поведение и позицию другого
№12
Я и мои друзья «2100», с. 24 Р, : Развивать психологические контакты между детьми, развитие причинно-следственного мышления.
В, : Формировать представление, что с помощью мимики можно установить контакт, подружиться с другом.
Об, : Учить работать в парах, договариваться, решать конфликты с помощью положительных эмоций, развитие связной речи Предметные картины, иллюстрации из книг «Кот в сапогах», «Дядя Федор», трафареты варежек, платочков, шарфиков, карандаши, фломастеры. Д\И «Что лишнее», «Мы веселые ребята», «Третий лишний», Дорисуй задуманное, «Зеркало», «Варежка» -умение выбрать себе партнера для игры, соревнования при помощи мимики, жестов
-умение пользоваться невербальными средствами
-умение решать конфликты с помощью шутки, объятия, улыбки, прикосновения, хорошего слова
№13
Ссора. Как помириться
«2100», с. 25
С-Н, с. 28,25 Р, : Развивать причинно-следственное мышление
В, : Сформировать навыки общения, развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитывать привычку достойно вести себя в среде сверстников
Об. Формирование представлений о способах примирения Сюж. картины, стихи о дружбе, ссоре Разыгрывание конфликтных ситуаций, беседа, анализ поведения, формирование выводов, Д\И «Помирись», этюды «Ссоримся, миримся.» -умение видеть причину и следствие конфликтов.
-умение формировать выводы, используя простые распространенные предложения
-использование в речи слов: спор, договор, миролюбие, отзывчивость
№14
Вежливые слова
С-Н. с. 157, с. 153 Р, : Развитие слухового внимания и восприятия, памяти, наблюдательности
В, : Формирование доброжелательных отношений между детьми.
Об, : Формирование представлений о простых правилах поведения в коллективе, умение пользоваться диалогической речью. Сюж. картины, кукла-образ Незнайка, иллюстрации к книге «О Незнайке» Беседа, разыгрывание ситуаций из жизни детского сада, «Собираемся на прогулку», «В автобусе», «В магазине», Д\И «Назови вежливое слово», разыгрывание этюдов -усвоение социальных норм и правил поведения по отношению к старшим, женщинам
-умение вступать в диалог со сверстниками, взрослыми, в общественных местах
-умение пользоваться вежливыми словами
№15
Когда нам смешно
С-Н. с. 162 Р, : Развитие социальных эмоций, чувство юмора, операций аналогии и противопоставления.
В, : Воспитание уважения к людям, стремление сделать им приятное и не обидеть их. Соблюдение моральных норм.
Об, : Формирование и дифференциация представлений о смешном, комическом, сатирическом. Кукла-образ Незнайка, картинки, предметные картинки сатирического содержания Игра «Чего на свете не бывает», Д\И «Дополни предложение», беседа о смехе -учить соблюдать моральные нормы несогласие с действиями обидчика, одобрение поступков другого
-выявление предложений из текста, грамматически неправильно построенных, не верных по смыслу
№16
Мальчики и девочки С-Н., с. 22 Р, : Развитие слухового внимания в процессе выполнения заданий индивидуально, в парах, коллективе
В, : Воспитывать интерес и доброжелательное детей к друг другу, раскрывать мир чувств и переживаний других людей
Об, : Закрепить понимание различий полов, формировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении. Грамзапись песни «Мальчишки и девчонки» Д\И «Слушалки и смотрелки», «Кому это нужно», беседа о социальной роли в семье, обязанностях -умение находить сходства и различия и формирование выводов
-умение выполнять поручения педагога, распределяя обязанности между участниками работы
-закрепление правил поведения для мальчиков и для девочек.
Содержание работы в подготовительной группе.
Тематика занятий Информационно-методическое обеспечение Задачи Предметно-пространственное
обеспечение Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми Результаты освоения способов ЗУН детьми
Блок «Я среди других»
№1
Кто я? Какой я?
«2100», с. 27
С-Н., с. 169 Р, : Развитие наглядно образного мышления, словесно-личностного
В, : Вызвать у детей интерес к друг другу, способствовать их сближению. Получить дополнительную информацию о самооценки ребенка Энциклопедия, бумага, краски, кисти, клубок ниток, стул Словесная игра «Давайте познакомимся», «Мое имя», из истории имен и фамилий, «Кто я», «Ассоциации» -умение составлять описательный рассказ о сверстниках
-умение создавать общий рисунок, коллективный
№2
Чем мы похожи и чем мы отличаемся друг от друга
С, 32 Р, : Развитие внимания и наблюдательности, способности к оценке возможностей дпугих
В, : Развивать интересы к сверстникам, желание познакомиться поближе, стремление и желание быть похожими на родителей
Об, : Формирование представлений о последовательности событий в жизни. Фланелеграф, детская обувь, вещи; альбомы, краски, кисти Д\И «Дорожка», «Паровозик», «Отыщи свою обувь», «Рисуем себя» -умение составлять рассказы про себя, используя конструкции будущего времени
-умение видеть черты сходства различия у сверстников
-повышение самосознания
№3
Мы все разные
С. 34
Р, : Развитие наблюдательности, зрительного внимания, памяти, операций сравнения, развития самопознания.
В, : Помочь ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», развитие эмпатии
Об, : Формирование умений пользоваться в речи сложными конструкциями Стул, пуговицы, бумага, фломастеры «Эхо», «Горячий стул», «Встаньте все, кто…», «Чудесные пуговицы», «Все люди хорошие» -умение детей вживаться в чувства сверстников
-формирование представлений о взаимосвязи эмоций, чувств и мыслей
-умение составлять короткие рассказы с опорой на образец педагога, по плану
№4
Что я думаю о себе и других
С-Н., с. 7 Р, : Развития словесно-логического мышления и связной речи, развития самосознания и социальной компетенции.
В, : Формировать умение осуществлять рефлексию своего поведения, соотносить с общепринятыми нормами поведения.
Об, : Рассказать о нормах общения в коллективе, необходимости считаться с мнением других, подчиняться общим правилам. Репродукции Мадонны, репродукция картин И. Репина «Иван Грозный», «Софья», альбомы с фотографиями Беседа, рассматривание картин, Д\И «Картинная галерея», продолжи предложение. -умение оценивать поступки свои и своих товарищей
-умение придумывать продолжение рассказов
№5
Я среди людей. Какие разные взрослые
С. 10-13 Р, : Развития восприятия, пространственного мышления
В, : Формировать положительное отношение к сверстникам и взрослым, показать взаимозависимость отношений.
Об, : Формировать представление о ходе развития человека, понятие разнообразия социальных ролей взрослых Фотоальбомы, репродукции художников на тему «люди разного возраста» Беседа Д\И «Сравни и опиши», «Подбери подходящие вещи», «Река времени», схемы на тему «Расскажи о маме, папе…» -активизация в речи слов: младенец, подросток, юноша, девушка, родственники
-умение отвечать полными предложениями, используя простые распространенные предложения
-понимание того, что у каждого человека своя роль в семье, в обществе
№6
Мое настроение. Нарочно и нечаянно.
«2100», с. 36, С-Н, с. 23 Р, : Развитие восприятия, причинно-следственного мышления.
В, : Формировать эмоциональную сферу ребенка: эмпатию, умение сопереживать и сочувствовать
Об, : Формировать правила поведения в играх, в разговорах, в раздевалке, за столом Мяч, «Волшебный мешочек», толковый словарь Игра «Антонимы», «Настроения», «Передача чувств», «Школа улыбок», «Хитрая лиса», «Стой, олень» -умение делать выводы
-умение строить сложные предложения
-умение сроить рассказы по схеме от 1 го лица
№7
Учусь думать и поступать по своему
С. 11, Р, : Развитие слухового внимания, восприятия, пространственного мышления
В, : Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, сохранять доброжелательный настрой между детьми
Об, : Формировать представления детей о расовой принадлежности, национальности Репродукции картин художников разных эпох на тему «Портретная живопись», фотоальбом «Чем мы отличаемся, чем мы похожи?», «Хорошо-плохо», «Что будет, если…» -умение сочувствовать, вставать на точку зрения другого человека, радоваться успехам
-формировать «Я-Позицию», умение видеть друг в друге положительные черты
-умение строить сложные предложения с союзами что, потому, что, то…
Блок «Что я могу»
№8
Учимся беседовать о героях сказок.
С-Н. С. 20 «2102, с. 46 Р, : Развитие образного мышления, восприятия.
В, : Формирование различных позиций в общении, способность делить своими переживаниями
Об, : Научить понимать чувства героя сказок, их настроения. Научить подбирать слова, определяющие состояния и качества характера Тарелка, скорлупа ореха, фланелеграф, сказка «Дюймовочка», иллюстрации сказок Д\И «Назови героя сказок», «Угадай, кому, что принадлежит», «заклинания», «Скажи другим словом», «Угадай из какой сказки отрывок» -умение подбирать одинаковые по смыслу слова
-умение встать на позицию героя
-составление альбома «Любимые сказки»
№9
Учусь
Прощать.
С-Н. с. 25
Почему бывают драки?
С-Н., с. 23
«2100», с. 23
Р, : Развивать эмпатию и толерантность
В, : Воспитывать дружеские отношения, оптимизм, заботу о товарище, добиваться перехода нравственных навыков в привычку
Об, : Активизировать словарь: спор, договор, миролюбие. Толковый словарь, сюж. картины о дружбе Беседа «Хорошо-плохо», «Выполнение вместе заданий», разыгрывание проблемной ситуации -формировать способы ухода от конфликтов достойным образом, не нарушая интересов сверстников
-формировать умение анализировать свои действия и поступки
№10
О фантазерах и лгунишках. Кто это хвастун?
С-Н., с. 25-27 Р, : Развивать творческое воображение, фантазию, выдумку
В, : Воспитывать стремление к правдивости
Об, : научить различать хвастовство и шутку-приувеличение. Уметь в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна. Б. Носов «Фантазеры», сказки, где есть ложь, хвастовство. Беседа по произведению, продуктивные вопросы, проигрывание и анализ ситуаций -умение отвечать на вопросы педагога полным ответом, используя простые распространенные предложения
-умение отличать фантазию от лжи и обмана
-умение в корректной форме высказывать порицание в адрес хвастуна
№11
Учусь сочувствовать
С-Н., 29. Р, : Развитие произвольного внимания и логического мышления
В, : Расширять и углублять представления о проявлениях нравственного качества - сочувствие, умение оказывать помощь
Об, : Формирование умений придумывать предложения с заданными словами, отвечать мотивированно на вопросы взрослого Мультфильм или чтение сказки «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек» «Хорошо-плохо», беседа педагога с детьми, чтение и обсуждение пословиц и поговорок, стихотворений, проигрывание ситуаций и анализ -умение пользоваться СПП (Я думаю, что, я считаю, что)
-объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте, сочувствии, человеколюбии
-формирование правил доброты, сочувствия
Блок «Мир чувств, мир эмоций»
№12
Почему взрослые хмурятся. Я и моя семья
С-Н. с. 17
«2100», с. 41 Р, : Развивать эмпатию и толерантность, ассоциативное мышление.
В, : Вызвать интерес к миру взрослых, воспитывать такт, умение замечать по жестам, мимике, эмоциональному состоянию взрослого.
Об, : Упражнять в формах общения. Иллюстрации картин художников, портреты, бытовые и жанровые сценки, выражающие чувства людей. Игра «Зеркало», рассказывание о своей семье по плану, схеме, беседа с детьми. -понимание того, что родители есть не только у людей, но и у животных, растений
-формирование чувства единения с группой и семьями своих друзей
№13
Радость. Дружба начинается с улыбки.»2100», с. 71 Р, : Развивать саморегуляцию, знакомить с коллективом, эмоциональным состоянием
В, : Воспитывать дружеские отношения, оптимизм, чувство юмора, заботу о товарищах
Об, : Осознавать свое эмоциональное состояние через фрагменты литературных произведений, умение рассказать о своих чувствах Песня В. Шаинского «Улыбка», куклы-образы, «Я все слышу», «Я все вижу», карта моря Пение, игра «Заряд бодрости, этюды, встреча с другом» -умение распознавать эмоциональные состояния
-умение адекватно выразить свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, пантомимике
№14
Грусть. Заряд бодрости.
«2100», с. 87 Р, : Развивать саморегуляцию, знакомить с эмоциональным состоянием- грусть
В, : Воспитывать умение наблюдать, сопоставлять сравнивать свои и чужие поступки
Об, : Научить видеть и учитывать настроения сверстников в общении Пиктограммы: грусть, радость, печаль
Акварель, бумага, постель Этюды «Два рыбака», Д\И «Кубики настроения», релаксация, эмпатия. -умение адекватно выразить свое настроение в мимике, жестах пантомимике
-умение описывать свое эмоциональное состояние
№15
Злость. Возьми себя в руки.
«2100», с. 98 Р, : Развивать саморегуляцию, настроить на позитивное восприятие друг друга
В, : Воспитывать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать свои чувства
Об, : Обогащать представления детей о людях Карта «Необыкновенные страны чувств», пиктограммы: злость, радость, грусть, печаль Этюд «Злюка», «Драка», «Передача чувств» -умение выразить свое настроение в мимике, жестах, пантомимике
-умение описывать свое эмоциональное состояние при помощи простых распространенных предложений
-умение описывать состояние предметов, объектов от первого лица
№16
Экологическая азбука эмоций
«210», с. 108 Р, : Развивать саморегуляцию, настроить на позитивное восприятие мира
В, : Воспитывать общую высокую самооценку ребенка, положительно оценивать действия и поступки ребенка
Об, : Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости Пиктограммы познания эмоционального состояния, куклы-образы «Ругаемся овощами», «Да-нетки», «Уходи, злость, уходи» -умение регулировать свое эмоциональное состояние
-умение выходить из неблагоприятных ситуаций
-умение описывать сое эмоциональное состояние