Нина Копылова
Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».
Публикация «Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Дошкольное детство - начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности.
Основная цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей способствует взаимодействие с родителями по данному вопросу.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В раннем возрасте доступно решение первых четырех задач. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Методы
• Создание у детей практического общественного поведения
• Формирование у дошкольников нравственно-патриотических представлений, суждений, оценок
• Метод приучения;
• Упражнений;
• Пример взрослых;
• Показ действия;
• Организация деятельности;
• Труд;
• Игра.
• Беседы;
• Художественная литература;
• Рассказывание, рассмотрение картин;
• Диафильмы, радио, телепередачи.
• Метод убеждения;
• Положительный пример взрослого;
• Организация педагогических ситуаций, способствующих преобразованию положительного опыта поведения.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни : растения участка и группы, домашние животные. Планируются нами дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с домашними, дикими животными происходит через рассматривание картин, иллюстраций. По физическому направлению развития нравственно-патриотическое воспитание реализуется через ознакомление малышей с народными играми. Систематически нами планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками.
Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки, прибаутки и сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности, учат различать, что такое хорошее и плохое, добро и злое.
Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств, на наш взгляд, является правильная организация уголка социальнонравственного воспитания в группе. '
В нашей группе в уголке мы разместили следующий материал:
1. По социально-нравственному воспитанию :
• Взрослые люди (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры).
• Семья (подбор иллюстраций, изображающих семью, членов семьи в отдельности, показывающих взаимоотношения членов семьи, -О заботливое отношение, совместные действия, семейный альбом группы).
• Дом, в котором ты живешь (фотографии, иллюстрации архитектурных зданий, различающихся по размеру, внешнему виду).
• Ребенок и сверстники (подбор иллюстраций о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях).
• Эмоциональные состояния.
• Поведение детей (иллюстрации по типу «хорошо - плохо»).
2. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки и т. д.).
3. Материал для знакомства детей с родной природой (иллюстрации по временам года, животных, пробуждающие чувства доброты, заботы, умиления).
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или
общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные
учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие
отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется нами в основном через:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• расширение сферы участия родителей в организации жизни группы;
• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
• информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой работы группы, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
• объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
• уважительные взаимоотношения семьи и воспитателей группы.