Маргарита Загребельная
Рабочая программа «Воспитание маленького патриота»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание маленького патриота
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Публикация «Рабочая программа „Воспитание маленького патриота“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Любовь маленького ребенка (дошкольника) к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента, через знакомство с национально – культурными особенностями Алтайского края (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой); знакомство с бытом и традициями; природным и климатическими особенностями Алтайского края и родного села Тогул; с трудом жителей и известными людьми села; с животным миром и водными ресурсами.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Целевое назначение программы :
Целью программы является воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
2. Формирование детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
5. Воспитание гражданских, патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Принципы построения программы :
Программа построена с учетом принципа образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
1. Принцип личностно ориентированного общения. Индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
2. Принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: семья, детский сад, малая родина, родная природа, родная страна, родная культура.
3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
4. Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Содержание тематического планирования материала:
1. Я и моя семья. Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье. Воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей об именах близких людей, семейных историях, традициях.
2. Детский сад. Детский сад для ребенка – это «вторая семья», здесь дети находятся целый день, в большом коллективе. В рамках этого блока дети получают знания по темам «Я и мои друзья», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Профессии сотрудников детского сада». Воспитывается в детях умение по- настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми. Воспитываются нравственно – патриотические чувства : гордость за детский сад, любовь и уважение к сотрудникам ДОУ.
3. Моя малая родина. Дети получают краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения его достопримечательностях, видах транспорта, сельских зданий и учреждений, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т. д.
4. Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. А в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
5. Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются основы патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
6. Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте. Учат детей любить и ценить
народную мудрость, гармонию жизни.
Формы реализации программы :
- непосредственная образовательная деятельность,
-экскурсии,
-игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные, театрализованные,
-продуктивная деятельность,
-чтение произведений художественной литературы, фольклора,
-прослушивание и изучение музыкальных произведений,
-праздники, развлечения,
-работа с родителями.
Содержание предметно – развивающей среды:
Неоспоримое значение имеет правильно организованная предметно – развивающая среда.
Оформление в группах зоны патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном селе, крае, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, столицы (родного края, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предполагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Ожидаемые результаты:
К концу дошкольного периода ребенок должен знать:
-название села, края, страны, в которой он живет,
-общие географические сведения о малой родине, о стране России,
-государственные символы (герб, флаг,
-в нашей стране живут люди разных национальностей,
-у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура,
-каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ с детьми стршей группы НА
2014 г. - 2015 г.
месяц тема Связь с другими видами деятельности
сентябрь 1. «Моя семья».
(занятие) Содержание:
-работа над понятием «родня» (чтение стихотворение Я. Акима («Моя родня».);
-чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т. д. ;
-рассказы детей о членах семьи из личного опыта;
- обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».
Связь с другими видами деятельности:
- беседа на тему: «Моя семья»;
- беседа на тему: «Где мы отдыхали летом».
(рассматривание фотографий);
- обсуждение ситуаций из жизни семьи;
- сюжетно-ролевая игра «Семья».
2. «Я и мое имя»
(занятие) - беседа «Для чего человеку имя?»;
- игра «Полное и не полное имя»;
- этюд «Назови ласково»;
- изготовление именных карточек;
- рисование мой портрет.
октябрь 1. «Моя родословная»
(занятие) Беседа: «История каждой семьи».
«Семейные традиции».
«Родственные отношения».
(дядя, тётя, двоюродный брат, двоюродная сестра.);
- рассматривание фотографий;
- изготовление родителями семейных гербов, эмблем.
ноябрь «Детский сад – моя вторая семья»
(Занятие) - Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду;
- изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы;
- пение песен и чтение стихов в детском саде;
- экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;
- труд по уборке листьев на участке детского сада;
-Выставка детских рисунков на тему: «Мой любимый детский сад».
1. «Мои друзья»
(занятие) - беседа «о дружбе»;
- рисование «Мои друзья»;
- развлечение «Друг в беде не бросит»;
- пение песен о дружбе;
- чтение рассказов о дружбе и друзьях.
декабрь 1. «Моё село - моя малая Родина» (занятие) - экскурсия по селу (улицам) с родителями и группой;
- рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в селе;
- изготовление альбома «Природа моего села»;
- изготовление папки-передвижки «Достопримечательности моего села»;
- сюжетно - ролевая игра «Почта» ( выявление у детей знаний: адреса дома и детского сада)
2. «Новый год у ворот» Загадки о зиме:
- беседа о встрече Нового года в других странах;
- изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках;
- составление письма Деду Морозу;
-аппликация «Ёлка»;
- рисование «Новогоднее представление»;
- праздник «Новый год у ворот»;
- проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
январь 1. «Наша Родина- Россия» (занятие) - рассматривание репродукций картин о родной природе;
- чтение стихотворения М. Маяковского «С чего начинается Родина?»;
- объяснение значения пословиц о Родине;
- рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага)
- рисование на тему «Моя Родина».
2. Народные праздники на Руси - беседа о празднике - Рождество;
- пение русских народных песен, частушек, колядок;
- народные игры;
- рождественское развлечение.
февраль 3. «Наши защитники»
Ко дню Защитника Отечества. - просмотр видеофильма «Защитники Отечества»;
- пение песен, чтение стихов об армии;
- игры-соревнования;
- изготовление подарков для пап и дедушек;
- рассказы пап о службе в армии;
- спортивное развлечение «Вместе с папой».
март 1. «О мамах родных и очень важных» (занятие) - беседа о мамах;
- составление рассказов:
«За что я люблю свою маму?»,
«Как я помогаю ей»;
- пение песен о маме, чтение стихов;
- рисование портрета «Моя мама»;
- изготовление подарка маме;
- праздник «Женский день 8-е Марта».
2. «Москва- главный город нашей Родины» (занятие) - «экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям);
- «экскурсия по Кремлю»
(по иллюстрациям);
- прогулка по Москве (видеофильм под песни о Москве);
- оформление стенда «Москва-столица нашей Родины»
(вместе с родителями);
- конструирование Московского Кремля;
- чтение стихов о Москве;
- рассказы детей, воспитателей, родителей из личного опыта (кто побывал в Москве).
3. Народный праздник- Масленица - беседа о празднике - Масленица;
- народные игры;
- развлечение «Широкая Масленица».
апрель 1. «Город Барнаул- столица Алтайского края» (символика Алтайского края) (занятие) - экскурсия по г. Барнаул
(по иллюстрациям);
- оформление стенда «Барнаул- столица нашего Алтайского края»;
- рассказы детей из личного опыта (кто побывал в г. Барнаул);
- знакомство с символикой
(гербом, флагом Алтайского края).
2. «Наши космонавты» (занятие) -рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильмов);
- беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Оно дружны, поэтому у них всё получается;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты»;
- рисование «Космический сон»;
- аппликация «Космос»;
- конструирование космического корабля.
май 1. «Этот день Победы» (занятие) - экскурсия в музей, в комнату боевой славы;
- экскурсия к памятнику воинам павших солдат (возложение цветов, чтение стихов, минута молчания);
- беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов;
- слушание и пение фронтовых песен;
- игры соревновательного характера;
- изготовление праздничных открыток ветеранам;
- подготовка и проведение концерта, посвящённого «Дню Победы»
к «70-летию Победы».