Ольга Подлипенская
Рабочая тетрадь для автоматизации звука [л]
▼ Скачать +Заказ
Рабочая тетрадь для автоматизации звука [л]
Тетрадь предназначена для учителей-логопедов,
воспитателей логопедических групп, родителей
Учитель-логопед: Подлипенская О. Н.
ВВЕДЕНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ВОСПИТАТЕЛИ, ЛОГОПЕДЫ!
Данная рабочая тетрадь представляет собой собрание игр и упражнений для автоматизации звука [Л], взятых из логопедических пособий, тетрадей (см. список литературы, наиболее часто используемых в работе.
Публикация «Рабочая тетрадь для автоматизации звука [л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
Работа по тетради способствует быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об ав-томатизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться комбинированно.
Автоматизация звука проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.
Успехов вам и вашим детям!
ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]
При правильном произнесении звука [Л] артикуляционные органы занимают следующее положение:
• положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;
• верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;
• язык упирается кончиком в верхние резцы или их в их основание;
• боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
• корень языка при твердом звуке [Л] поднят;
• мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Исправить нарушение произношения звука [Л] на основе подражания удается редко.
Подготовительные упражнения. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягиваются слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
Упражнение для выработки воздушной струи
«Охотник». Прикусить кончик суженного языка зубами, вдыхать и выдыхать воздух через боковые щели.
Упражнения для языка
«Иголочка». Губы в положении «Улыбка». Выдвинуть длинный узкий язык вперед между зубами.
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например, «Ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
Следует чередовать упражнения «Иголочка» и «Блинчик».
«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4—6 раз.
«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»).
«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится «бл-бл» («как индюк болбочет»).
«Орешек». Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щеку.
«Пароход гудит». Длительно и с напряжением произносить звук [Ы], не смыкая зубов.
После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки звука [Л].
• Логопед предлагает ребенку произносить звук [Ы] при межзубном положении кончика языка, закрепляя это положение при произнесении слогов, слов и предложений, включающих звук [Л]. По мере закрепления звучания [Л] в таком положении язык постепенно переводится за зубы.
• В тех случаях, когда ребенок заменяет звук [Л] двугубным [В], следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка (до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед).
• В отдельных случаях можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнося длительно звук [А], ребенок должен касаться кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание [Л] с гласным [А] («ла»). Если звук [Л] будет звучать мягко, необходимо прикусывать резцами узкий кончик языка.
После получения правильно произнесенного звука [Л] следует перейти к автоматизации звука.
Учим звук [Л]
Автоматизация звука Л в слогах
Балаболки
Буква Л хочет тебе рассказать о своих подружках-балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуй запомнить их язык.
ЛА-ЛА-ЛО
ЛЫ-ЛЭ-ЛА
ЛЭ-ЛЫ-ЛЭ
ЛА-ЛЫ-ЛО
ЛЫ-ЛЫ-ЛА
ЛОЛЫ-ЛА
ЛУ-ЛЫ-ЛЭ
ЛУ-ЛО-ЛА
Вы читаете ребенку по три слога. Ребенку нужно запомнить и повторить за взрослым три слога подряд в том же порядке. Если ребенок с легкостью справляется с этим заданием, то предложите ему запомнить четыре слога, а также составить другие слоги с этими звуками.
Яблоки
Буква Л хочет угостить тебя вкусными и спелыми яблоками. Но на яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Чтобы ты не ошибся, собрал только спелые яблоки, буква Л подписала их. Читай слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЛ. Их обведи зеленым карандашом и пририсуй к ним листики, пусть они дозревают. Обведи желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисуй от них стрелки в лукошко.
Яблоки можно раскрасить, а также выполнить круговую штриховку яблок; спелых — от середины к краям, а неспелых — от краев к середине, предварительно обговорив с ребенком, где края, а где середина.
Почини гирлянду
Буква Л решила нарядить елку на Новый год. А какая же елка я щ без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давай поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л — в начале слога. Читай все слоги. Перегоревшие лампочки зачеркивай. А исправные лампочки зажги (раскрась желтым карандашом и нарисуй от них лучики).
Лампочки можно соединить линией, чтобы получилась гирлянда. Можно поговорить с ребенком о том, куда еще, кроме елки, можно повесить гирлянды.
Автоматизация звука Л в словах
Назови картинки
Не забывай четко произносить звук [Л]
Словарь: ландыш, малыш, лампа, лук, ложка, пила, лопата, пчела, лошадь, лодка, лапа, акула, шоколад, пилот, лыжи, мыло, халат.
Слушай взрослого
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Л].
Один – много
Измени слова. Например: лапа - лапы
Фантазеры
Рассмотри картинки и придумай к каждой интересное предложение. Например: лось. Лось – дикое животное. Раскрась картинки.
Словарь: лодка, лошадь, ласточки, желудь, акула, юла, велосипед.
Назови картинки
Не забывай четко произносить звук [Л]
Словарь: бокал, дятел, стол, белка, стул, осёл, вилка, бутылка, полка
Найди маму
Детеныши потерялись. Найди их на картинках и назови. Помоги им вернуться к своим мамам, соединив линиями детёнышей и взрослых. Составь красивые предложения с парой слов. Раскрась картинки.
Словарь: галчата, волчата, голубята, лосята, слонята.
Собери семью вместе
Найди и обведи каждую семью, назови правильно маму, папу и детёнышей. Раскрась картинки.
Словарь: лось, лосиха, лосята; волк, волчица, волчата
Улица Л
Л хочет построить улицу для своих друзей. На этой улице могут быть только домики, где живут картинки, в названии которых есть звук Л. Назови картинки на всех домиках. Обведи букву Л только на тех домиках, где живут картинки со звуком Л.
Покажите ребенку настоящую пиалу, фиалку и другие предметы, которые он может не знать. Предложите ребенку соединить одной линией все домики со звуком Л, чтобы получилась улица.
Словарь: мяч, ландыш, пиала, желуди, акула, фиалка, лапти, лама, бабочка.
Комната Л
Это комната Л. Найди в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назови все эти предметы, а потом раскрась их.
Предложите ребенку: посмотри, а есть ли в нашей комнате такие предметы?
Словарь: пол, потолок, гладиолусы, стол, стул, лампа, полка, клубки, лукошко, платье, елка, вешалка, велосипед, яблоки, пиала, лопатка, кукла, юла, лошадка-качалка, седло.
Загадки звука Л
Перед тобой стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем — на нижней и в конце — на остальных. А теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся правильно ответить на них.
Что находится между яблоком и луком?
Что находится слева от куклы и над яблоком?
Что находится под луком и справа от ложки?
Что находится между лопаткой и молотком?
Что находится под юлой и над вилкой?
Ребенок называет предметы, находящиеся на полках, последовательно. Затем вы зачитываете ребенку вопрос, выделяя интонацией предлоги. Читать старайтесь медленно. Ребенок внимательно слушает и называет нужный предмет. Спросите ребенка: как назвать одним словом то, что находится на верхней полке? что лишнее на полке? То же с остальными полками. Найденные предметы можно раскрасить.
Словарь: юла, кукла, лопатка, блокнот; яблоко, свекла, лук, баклажан, вилка, ложка, молоток, половник; булка, колбаса, молоко, бокал.
Четвёртый — лишний
Помоги весёлому клоуну. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Л.
Посчитай
Посмотри, как много лесных жителей встретилось на лужайке! Посчитай их. Образец: один дятел, два дятла. Кого больше? Кого — меньше? Посчитай их в обратном порядке. Образец: пять дятлов, четыре дятла.
Какой? Какая? Какие?
Слонёнок хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ему. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук Л. Образец: Солдатик из олова какой? — Оловянный.
Солдатик из олова какой?. (Оловянный)
Шляпа из соломы какая?. (Соломенная)
Ветка ели какая?. (Еловая)
Цветы на лугу какие?. (Луговые)
Свет от луны какой?. (Лунный)
Юбка в полоску какая?. (Полосатая)
Ёжик из пластилина какой?. (Пластилиновый)
Палки для лыж какие?. (Лыжные)
Сложи картинку
Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?
Серова
Составь предложение
со словом колокольчик.
Принялась она за дело —
Завизжала и запела!
Ела, ела дуб, дуб —
Поломала зуб, зуб.
С. Маршак
Загадки
Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками. Повтори названия всех картинок-отгадок.
В сосне — дупло,
В дупле — тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле?
(Белка)
А. Прокофьев
Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её.
(Пчела) Т. Шорыгина
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук»?
(Дятел) Т. Шорыгина
Это чей тоскливый вой
Часто слышится зимой?
(Волк) Т. Шорыгина
Бородатый и рогатый
Заберётся в огород,
Съест капусту, и томаты,
И горошек, и укроп.
(Козёл) Т. Шорыгина
Спинка есть, четыре ножки.
Не собака и не кошка.
(Стул) И. Гамазкова
Солдату любому она,
Как подружка,
И лихо он носит её
На макушке.
(Пилотка) Н. Кнушевицкая
Колокольчик из фарфора
Зазвенел: «Динь-дон, динь-дон!»
И разлился в чащах бора
Мелодичный перезвон.
(Ландыш) Т. Шорыгина
Слоговые домики
Чётко, выделяя звуки Л, назови всех животных. Сосчитай количество слогов в словах и соедини каждое животное со своим слоговым домиком. Расскажи то, что знаешь о жителях необычных домиков.
Словарь: белка, ласточка, волк, галка, лошадь, голубь, слон, лось, осел
Найди слово
Назови картинки, выделяя звук Л. Найди слова, в которых звук Л находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Словарь: факел, балкон, лопата, ложка, игла, стол
Раскрась звуковую схему
Используя цветные карандаши, раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки.
Словарь: лук, мел, луна, пила, флаги, халаты
Автоматизация звука Л во фразе
Л-растеряша
У Л потерялись вещи. Помоги, пожалуйста, их найти. Расскажи, где лежат эти вещи, и скажи, откуда их нужно взять. Например: лопатка за куклой, нужно взять лопатку из-за куклы.
Предложите ребенку также назвать всю посуду, все игрушки; найти и назвать мебель на картинке.
Словарь: вилка под стулом, в шкатулке булавки, половник под столом, юла на полке, лопатка за куклой, бокал на полке, плов в пиале.
Автоматизация звука Л в стихах
Не торопясь, выделяя звук Л, проговори каждую рифмовку. Соедини тексты с подходящими картинками. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, но сохраняй правильность и четкость произношения.
Уж бежал кривой дорожкой, Ни одной не топал ножкой, Он бы топнул, да не мог, Потому что был без ног.
Как взялась пила за дело, Завизжала и запела, Ела-ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.
Мила искала булавку, Булавка упала под лавку, Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день.
Дубовый столб стоит столбом, В него барашек стукнул лбом. Хотя не жаль барану лба, Но лбом не сбить ему столба.
Фиалка Дятел
В гладиолусах фиалка Дятел выдолбил дупло.
Незаметно зацвела. Было дятлу в нём тепло.
«Мне фиалку очень жалко», — Жил он вместе с папой
Тихо молвила пчела. Под еловой лапой.
Долго бил еловый ствол,
Сделал стены, сделал пол,
Лампочку повесил,
Волк Окна занавесил.
Белый волк на свете жил, И соседок звал на бал
Часто лапы с мылом мыл, И со всеми танцевал.
Чистоплотный очень был, Белок угощал он
И без мыла долго выл. Шишками и салом.
Вот бы столько молока!
ДЛИННЫЕ ТРУДНОГОВОРКИ
• Клала Клава лом на полку, кликнула к себе Николку.
• Искала белка дуб с дуплом: дупло для белок — тёплый дом.
• Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.
• В лесу — лось, в воде — лосось; у лося в лесу — лосята, у лосося — лососята.
Выучи стихотворение, найди 6 отличий на картинках
Любят очень сильно славную малышку, В ванночке купают Милочку — голышку, Помогают маме Лада и Алина. Лада поливает Милу из кувшина, Мама моет мылом своего младенца, А Алина вытрет Милу полотенцем.
С. Жихарева
Прочитай или прослушай стихотворение. Перескажи его с помощью картинок.
Хлопоты по хозяйству
Мила с куклою дружила, Кукле Клаве говорила: — Прежде чем ложиться спать, Надо в доме всё убрать. Вилки вымоем и ложки, Подметём метлой дорожки, Молоко усатой кошке Мы дадим в зелёной плошке. Нитки уберём, иголки, Полотенцем вытрем полки, Платье снимем, в шкаф повесим, Окна шторкой занавесим. Вот одеяло, вот кровать. Клава! Здесь ты будешь спать!
С. Жихарева
Автоматизация звука Л в тексте
Кукла
У Аллы была кукла. Алла назвала куклу Милой. У куклы были светлые волосы и голубые глаза.
Алла взяла у мамы лоскутки и сшила для Милы платье. Надела на куклу новое платье и показала маме. Мама похвалила Аллу.
ВОПРОСЫ:
1) Что было у Аллы?
2) Как Алла назвала куклу?
3) Какие у Милы были волосы и глаза?
4) Что Алла взяла у мамы?
5) Что сшила Алла для куклы?
Испугалась волка
Дело было летом. Мила пошла в лес и увидела волка. Мила испугалась и побежала домой, а волк бежал за Милой.
Около дома Мила оглянулась и увидела, что это была собака Полкан.
ВОПРОСЫ:
1) Когда это было?
2) Куда пошла Мила?
3) Кого она там увидела?
4) Куда побежала Мила?
5) Кто гнался за ней?
Весна
Наступила весна. Стало тепло. Снег начал таять, и потекла вода.
Володя сделал из бумаги лодочку и пустил её плыть по воде. Лодочка плыла по лужам, а Володя бежал за ней. Володе было весело.
ВОПРОСЫ:
1) Когда стало тепло?
2) Почему потекла вода?
3) Что сделал Володя из бумаги?
4) Где плавала лодочка?
5) Кому было весело?
РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА
1. Прочитай (прослушай) слова, рассмотри картинки.
2. Составь предложения, используя данные слова.
3. Расскажи историю, связав предложения в единый рассказ.
Помощница
Алла, комната, веник, пол, чисто, мама, удивление, похвала.
Образец рассказа:
Алла осталась одна в комнате. Ей захотелось помочь маме. Она взяла веник и подмела пол. В комнате стало чисто. Когда мама вошла в комнату, она была очень удивлена и довольна тем, что Алла стала её помощницей. Мама похвалила Аллу.
Соловей
Слава, весна, балкон, соловьи, гнездо, птенцы, лето, ночь, пение, голосистый соловей.
Яблоки
Николай, осень, дача, посадка, яблоня, забота, 5 лет, весна, цветочки, пчёлы, зелёные яблоки, август, спелые яблоки, яблочный компот.
Куколка
Малышка Мила, куколка, балкон, бабушка, молоко, галка, клюв, галчата, плач, новая кукла.
Список литературы:
Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки[Л], [Л’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 32 с. (Игровая логопедия).
Баскакина, И. В. Логопедические игры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М. : Айрис-пресс, 2007. — 32 с: ил. — ( Внимание: дети)
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. — СПб. : Издательский Дом «Литера», 2003. — 64 с: ил.
Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Пособие для логопедов и родителей в девяти выпусках. Выпуск 1. Звук Л. - Москва 2004.
Перегудова Т. С., Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков [Л], [Ль]. Логопедам-практикам и заботливым родителям. Санкт-Петербург 2008.
Ткаченко Т. Д. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л. Логопедический альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007. — 24 с.