Елена Кузьмина
Рабочая программа «Юные умельцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 26городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
Утверждена
Приказом № ___ от «__»___2017 г.
Заведующий МБДОУ Детский сад №26
___Г. Р. Галиаскарова
Принята на педагогическом совете
№___от «___»___2017 г.
Рабочая программа дополнительного образования
детей старшего дошкольного возраста
(дети от 5 до 6 лет)
«Умелые ручки»
Автор:
Кузьмина Е. А
Уфа 2017
Оглавление
1 Пояснительная записка
2 Цели и задачи
Темочки:
3 Методы и приемы реализации программы
4 Возрастные особенности
5 Режим занятий
6 Ожидаемые результаты
7 Учебно-тематический план
8 Календарно-тематическое планирование
9 Материально-техническое обеспечение
10 Литература
11 Диагностика
Пояснительная записка
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими
руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа кружка «Умелые ручки» (тестопластика) имеет художественно-эстетическую направленность. Творческая деятельность оказывают сильное
воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает
художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы кружка заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам
является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами
воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного
творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и
разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Деятельность детей в кружке тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё
представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере
необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Цель программы : подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать у детей интерес к тестопластике.
Познакомить с тестопластикой.
Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.
Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
Развивающие:
Способствовать развитию конструктивной деятельности.
Развивать твёрдость рук, технические навыки
Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Развивать у детей эстетический и художественный вкус.
Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Познакомить со способами и приемами изображения.
Методы и приемы
Последовательное знакомство с различными видами лепки:
• Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
• Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
• Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
Словесный метод:
• беседа, рассказ;
• объяснение, пояснение;
• вопросы;
• словесная инструкция;
Наглядный:
• рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
• показ выполнения работы (частичный, полностью);
• работа по технологическим картам.
Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
• математикой;
• развитием речи;
• художественной литературой.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные композиции, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуются и усложняются технические навыки. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В лепке дети могут самостоятельно создавать объемные и рельефные изображения; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительных материалов для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
Принципы построения программы :
Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательное-образовательного процесса.
Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что-либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? как? Что бы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
Принцип поэтапности. От простого к сложному - важное условие при обучении лепке.
Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желание его сотворить.
Принцип цикличности. Построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того, дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаем ребенка не только тому,что он сможет усвоить без труда, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполнит эту работу с помощью взрослого, а завтра это сможет сделать сам.
Форма работы :
Совместная деятельность с педагогам.
Принцип построения работы :
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Режим занятий
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, продолжительность занятия составляет 20 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня. Организация занятий детского творчества позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, уровень овладения навыками, что повлияет на выполнение ожидаемого результата.
Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания сюжета используется художественное слово, персонажи (игрушки)
Ожидаемые результаты обучения.
должны знать:
историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
инструменты и приспособления для лепки;
правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
правила оборудования рабочего места;
правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
понятие теплого и холодного цвета;
должны уметь:
отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
соблюдать технику безопасности;
оценивать свою работу и работы своих товарищей;
работать в коллективе.
Учебно-тематический план
№ Тема
Количество часов
Сентябрь
1. «Узоры из соленого теста»
2. «Разноцветные бусины»
3. «Раскрашивание красками разноцветные бусины»
4. «Плюшки - завитушки»
Октябрь
1. «Фрукты в корзине»
2. «Раскрашивание красками (гуашь) Фрукты в корзине»
3. «Грибы»
4. «Раскрашивание красками (гуашь) грибочки»
Ноябрь
1. «Рыбка»
2. «Раскрашивание красками (гуашь) Рыбку»
3. «Ветка рябины»
4. «Раскрашивание красками ветку рябины»
Декабрь
1. «Снеговик»
2. «Раскрашиваем красками (гуашь) снеговика»
3. «Новогодняя елочка» (окрашенное тесто)
4. «Новогодние игрушки» (окрашенное тесто)
Январь
1. «Ежик» (окрашенное тесто)
2. «Черепаха»
3. Раскрашивание «Черепахи» из соленого теста.
4. «Гусеничка» (окрашенное тесто)
Февраль
1. «Я пеку, пеку, пеку»
2. Сувениры ко дню Святого Валентина» (окрашенное тесто)
3. Подарок папе «Ко дню защитника Отечества» (окрашенное тесто)
4. «Мышка-норушка»
Март
1. Мимоза
2. «Подарок маме» (окрашенное тесто)
3. «Подсолнух»
4. «Раскрашивание красками подсолнух»
Апрель
1. Пасхальные куличи
2. «Пасхальных яйца» (окрашенное тесто)
3. «Лепка божьей коровки из соленого теста»
4. «Раскрашивание красками «Божьей коровки» из соленого теста»
Май
1. Барельеф «Цветы»
2. «День победы» (окрашенное тесто)
3. «Ягодка»
4. Раскрашивание «Ягодка»
№
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
Тема Краткое содержание Дата проведения
1. «Узоры из соленого теста» (знакомство с тестом, создание отпечатков и рисунков на лепешке из теста с помощью крупы, косточек) Познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста.
2. «Разноцветные бусины»
Продолжать учить лепить детей из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на тонкую проволоку – для получения отверстия. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
3. «Раскрашивание красками разноцветные бусины»
Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской. Развивать мелкую моторику. Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины.
4. «Плюшки - завитушки» Научить детей из соленого теста лепить хлебобулочные изделия.
Октябрь
1. «Фрукты в корзине»
учить детей лепить корзинку конструктивным способом (донышко из шарика, стенки корзинки из жгутов, ручку сплетаем из длинного жгутика). Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность.
2. «Раскрашивание красками (гуашь) Фрукты в корзине»
Формировать интерес к изобразительному искусству.
3. «Грибы»
Продолжать учить лепить из соленого теста. Развивать тонкие движения пальцев рук. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
4. «Раскрашивание красками (гуашь) грибочки» Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Ноябрь
1. «Рыбка»
Продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости, раскатывать пласт, пользоваться шаблоном (рыбки вырезаются из плотного картона,воспитывать аккуратность; развивать творчество, фантазию.
2. «Раскрашивание красками (гуашь) Рыбку»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
3. «Ветка рябины»
Закреплять технические приёмы работы с пластичным материалом-солё ным тестом: раскатывание шариков. Отработать навык ощипывания от целого куска. Развивать мелкую моторику.
4. «Раскрашивание красками ветку рябины» Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение, воспитывать у детей интерес к творчеству.
Декабрь
1. «Снеговик» Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
2. «Раскрашиваем красками (гуашь) снеговика» Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
3. «Новогодняя елочка» (окрашенное тесто)
Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, макароны, горох). Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.
4. «Новогодние игрушки» (окрашенное тесто)
Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста, вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.
Январь
1. «Ежик» (окрашенное тесто)
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки).
2. «Черепаха» Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъеме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение.
3. Раскрашивание «Черепахи» из соленого теста.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур
4. «Гусеничка»
(окрашенное тесто)
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединять их. Развивать мелкую моторику.
Февраль
1. «Я пеку, пеку, пеку»
Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск, пряник (полусфера, колобок (шар, пирожок (овал, вареник (диск или круг, сложенный пополам, бублик (тор, кольцо).Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
2. Сувениры ко дню Святого Валентина» (окрашенное тесто) Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.
3. Подарок папе «Ко дню защитника Отечества»
(окрашенное тесто) Продолжать учить лепить из соленого теста. Развивать тонкие движения пальцев рук. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
4.«Мышка-норушка»
Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок). Развивать чувство формы, творческое воображение.
Март
1. «Мимоза»
(окрашенное тесто) Продолжать учить детей лепить из соленого теста, развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке;
2. Подарок маме
(окрашенное тесто) Побуждать детей выражать благодарность своим мамам за заботу через продуктивную деятельность. Развивать самостоятельность
3. «Подсолнух» Вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать
4. «Раскрашивание красками подсолнух» Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Апрель
1. Пасхальные куличи Воспитывать интерес к народной культуре. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами
2. «Пасхальные яица»
(окрашенное тесто) Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц. Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста.
3. «Лепка божьей коровки из соленого теста»
Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов
4. «Раскрашивание красками «Божьей коровки» из соленого теста»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Май
1. Барельеф «Цветы»
(окрашенное тесто)
Продолжать освоение техники рельефной лепки: создавать уплощённые фигуры цветов, украшать налепами и рисунками
2. «День победы» (окрашенное тесто)
Продолжать учить детей лепить из соленого теста, развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке;
3. «Ягодка» Учить лепить и разные формы ягод, передавать особенности. Воспитывать уважение к труду взрослых.
4. Раскрашивание «Ягодка» Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Материально-техническое обеспечение
аудиозаписи.
использование образцов. (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
Литература:
1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. — М: Эксмо, 2004. — 160 с.
2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М. : АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.
3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М. :
Профиздат 2002. — 80 с.
4. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля. – 2007. – №7. – с. 40 – 42.
5. Хананова И. Соленое тесто. — М. : АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.
6. В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
Диагностика
№ п. / п. Фамилия имя ребенка Умение детей задумывать содержание лепки развитие замысла в процессе лепки Умение использовать в лепке разнообразные приёмы Передача образа
Умение использовать стеку при лепке из теста Творческие способности Общее количество баллов
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г к. г. н. г. к. г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10