Светлана Красова
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
в подготовительной к школе группе
на 2020 – 2021 учебный год
разработанная на основе основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева
Воспитатели :
Красова Светлана Викторовна
Оглавление
I Целевой раздел …. ….3
1.1. Пояснительная записка. ….….3
1.1.1. Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы. ….…. 4
Публикация «Рабочая программа воспитателя подготовительной группы (часть 1)» размещена в разделах
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы. ….…. 5
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики. …. 6
1.1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста…6
1.2. Планируемые результаты…. 8
1.2.1. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей…. 12
II Содержательный раздел…13
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка …13
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы. ….…. 17
2.4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы. ….19
2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…. 23
2.6. Основные направления и формы взаимодействия с семьей….24
III Организационный раздел…26
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы…. …. 26
3.2. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания…. …. 27
3.3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. …. …. 28
3.4. Объем образовательной нагрузки, в том числе в рамках непосредственно образовательной деятельности. ….….30
3.5. Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности. ….35
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды….…38
РАЗДЕЛ I. Целевой раздел основной образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
• Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева.
Разработана с учётом парциальных программ :
Лыкова И. А. «Цветные ладошки»
Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье»
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы :
создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению;
создание оптимальных условий для личностно-ориентированного взаимодействия участников образовательного процесса: педагоги-дети-родители.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
обеспечить укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др., креативности как ведущего свойства его личности;
обеспечить равные стартовые возможности для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на основании следующих принципов:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
А так же с учетом принципов Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» (под редакцией В. Т. Кудрявцева)
принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. Данный принцип предполагает «Зону ближайшего развития» (ЗБР, который обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью взрослого. Это обуславливает его обучаемость, воспитуемость, развиваемость. «Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить вполне самостоятельно, что способствует его обученности, воспитанности и развитости;
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Применение принципа интеграции в содержании дошкольного образования обусловлено связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Формами реализации принципа интеграции в данном случае становятся:
• интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
• интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
• интеграция видов детской деятельности.
• Комплексно-тематический принцип объединяет:
• комплекс различных специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
• виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
1.1.3. Значимые характеристики реализации Программы
Основная образовательная программа может корректироваться в связи изменениями:
нормативно-правовой базы дошкольного образования,
образовательного запроса родителей,
видовой структуры групп и др.
1.1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 6-7 лет
Возраст 6-7 лет имеет особое значение для психического развития детей, в этот год дети из дошкольников превращаются в будущих учеников. Важным становится формирование готовности к переходу на следующую ступень образования – обучению в начальной школе. Помимо морфофизиологической и предметной готовности в различных образовательных областях важно формирование психологической готовности к обучению детей в школе.
В сюжетно-ролевой игре продолжают развиваться и усложняться игровые действия
и разнообразные сюжеты. Активно развиваются игры с правилами (досуговые, дидактические, народные, подвижные) и режиссерские игры. В играх происходит развитие произвольности психических процессов и поведения ребёнка, формируются предпосылки будущей учебной деятельности.
В изобразительной деятельности происходит усложнение рисунков, возрастает степень их детализации, появляются любимые типы изображений, стереотипные изображения. В аппликации происходит обогащение изображений, дети осваивают многослойное и силуэтное вырезывание.
В общении со сверстниками важным является удовлетворение различных потребностей, так помимо сотрудничества и признания, у многих детей на первый план выходит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Старший дошкольный возраст связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы, более устойчивых и глубоких отношений между детьми. В старшем дошкольном возрасте дети способны оценить достоинства другого ребёнка и соответственно отнестись к нему.
В общении со взрослыми появляется интерес к личности конкретного человека. Взрослый в глазах ребёнка становится независим от тех функций, которые он осуществляет по отношению к нему. Всё больше проявляется сосредоточенность на мире людей, а не предметов.
В сфере личностного развития важнейшими новообразованиями являются первичное соподчинение и иерархизация мотивов, формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания.
В старшем дошкольном возрасте развивается словесно-логическое мышление, дети совершают логические операции сериации, классификации.
Память становится в большей степени опосредствованной, для детей уже доступно использование знаков для запоминания. Развивается произвольность внимания, увеличивается его устойчивость, время сосредоточения, дети могут заниматься около 30 минут, играть около часа и больше. Развивается монологичная и контекстная речь, дети активно употребляют обобщающие слова, расширяется словарный запас.
Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет. Наиболее выразительные симптомы этого кризиса — потеря непосредственности, кривляние, манерничание. Ребёнок утрачивает детские интересы, начинает скрывать свои чувства и переживания от окружающих в отличие от более ранних возрастов, когда чувства проявлялись непосредственно. Дети стремятся стать взрослыми, не быть как маленькие. Появляется непослушание, не выполнение родительских просьб, оспаривание высказываний родителей, стремление к социально значимой позиции школьника и к самостоятельности.
Завершение дошкольного возраста связано с формированием предпосылок успешности школьного обучения (умения и желания учиться) и вхождения в школьную жизнь.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы в ФГОС ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребё нка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие
Испытывает потребность в общении со сверстниками и значимыми взрослыми, налаживает позитивный контакт, используя вербальные и невербальные средства общения. Участвует в организации совместных со сверстниками сюжетно ролевых игр, соблюдает правила игры, следует её замыслу. Участвует в отборе литературного произведения к театральной постановке. Создаёт образ персонажа с помощью средств эмоциональной выразительности. С удовольствием участвует в театрализованных представлениях. В конфликтной ситуации со сверстниками умеет сдерживать свои чувства и использовать разные стратегии поведения: уступить, договориться, пойти на компромисс, прийти к сотрудничеству. Адекватно реагирует на просьбы и поручения взрослого, способен подчиниться общепринятым правилам. Осознаёт свои эмоции, способен управлять своим эмоциональным состоянием в определённой ситуации (сдержать крик, слёзы, способен сопереживать, эмоционально откликается на переживания другого человека.
Первым здоровается и прощается, обращается к воспитателям и сотрудникам дошкольной образовательной организации, с которыми знаком, по имени и отчеству.
Знает и соблюдает элементарные правила организованного поведения в дошкольной образовательной организации, на улице и на транспорте. Способен оценить с морально-нравственной точки зрения свои поступки и поступки своих товарищей. Умеет в определённых опасных ситуациях обратиться за помощью к взрослому, вызвать «скорую помощь» по телефону 03, пожарных — 01, полицию — 02.
Имеет представления об опасных ситуациях в бытовой и информационной среде. Имеет представление о России как огромной стране, называет цвета российского флага, знает основные праздники. Выполняет посильные домашние поручения, участвует в подготовке к семейным праздникам и торжествам.
Познавательное развитие
Считает до 20 и дальше. Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
Составляет арифметические действия в форме примеров, используя цифры и арифметические знаки («+», «–», «=»(в пределах 10).
Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц, понимает состав числа из двух меньших до 10. Определяет на числовом луче числа «до», «после», «между», «соседи числа». Считает двойками, тройками, пятёрками, десятками. Определяет, из каких цифр состоит двузначное число, и называет его. Решает косвенные задачи в устной форме. Умеет называть части целого и сравнивать их методом наложения. Называет и различает геометрические фигуры: точка, отрезок, луч, круг, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, ломаная, квадрат, ромб, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, угол, куб, параллелепипед, конус, цилиндр, шар. Определяет форму объёмных предметов (мяч — шар, барабан — цилиндр, книга — параллелепипед и т. д.). Классифицирует фигуры на объёмные и плоские, на тела вращения и многогранники. Выделяет четырёхугольники и многоугольники. Ориентируется в окружающем пространстве на плоскости, на листе, по клеткам. Умеет определять временны е отношения (день, неделя, месяц); время по часам с точностью до одного часа. Называет дни недели и месяцы. Изображает с помощью линейки простейшие геометрические фигуры: точка, луч, отрезок, многоугольник, ломаная. Изображает проекции простых объёмных фигур (без масштаба) с небольшой помощью взрослого. Имеет навык зеркального рисования (метод осевой симметрии). Пытается доказывать утверждения и обосновывать свои предположения. Проявляет элементы творческого мышления: принимает участие в обсуждении творческих задач, предлагает свои варианты решения.
Речевое развитие
Владеет литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуется лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания. Умеет вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять, подавать реплики. Знает нормы и правила речевого этикета, умеет пользоваться ими в зависимости от ситуации, быть доброжелательным. Различает слово и предложение. Составляет предложения. Строит модели предложений. Выделяет часто встречающийся в словах звук, называет его изолированно. Называет пары звуков по твёрдости-мягкости. Проводит звуковой анализ трёх-пятизвуковых слов (в процессе моделирования). Читает слоги, структурно несложные слова и предложения на материале всего алфавита. Пишет печатными буквами.
Художественно-эстетическое развитие
Понимает значение образных выражений, целесообразность использования их в тексте. Проводит анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры. Самостоятельно, свободно, с интересом создаёт оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники, а также на основе представления о «далёком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос, «прошлом» и «будущем» человечества (история, весёлые приключения).
В творческих работах передаёт различными изобразительно- выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или весёлый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т. д.). Увлечённо, самостоятельно, творчески создаёт качественный дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых и природных) с учётом их функции и места в пространстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий, словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр. ; охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, связанной с конструированием игровых построек и атрибутов; самостоятельно планирует свою деятельность и критично оценивает результат. Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке. Узнаёт большинство программных музыкальных произведений, может определить их названия. Способен рассказать о содержании прослушанных музыкальных произведений, своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку. Может связать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира. Владеет первоначальными певческими навыками. Выразительно исполняет народные и композиторские песни в удобном диапазоне соло и в ансамбле. Владеет первоначальными навыками игры на ударных, детских духовых и клавишных музыкальных инструментах. Различает клавишные и струнные музыкальные инструменты. Умеет выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Физическое развитие
Выполняет:
— все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
— физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
С группой детей перестраивается в три-четыре колонны, в два-три круга на ходу, в две шеренги после расчёта на первый- второй, соблюдая интервалы во время передвижения.
Может:
— прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см, в высоту с разбега — не менее 50 см;
— перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м, метать предметы в движущуюся цель.
Умеет:
умываться, насухо вытираться;
— чистить зубы, полоскать рот после еды;
— следить за своим внешним видом;
— пользоваться носовым платком и расчёской;
— быстро одеваться и раздеваться;
— вешать одежду в определённом порядке;
— следить за чистотой одежды и обуви.
Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о правильном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о зависимости здоровья от правильного питания).
1.2.1. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Результаты педагогической диагностики используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования.
1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования.
2. Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации.
3. Единство диагностики и развития (коррекции).
4. Учёт возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребёнка при построении диагностических заданий.
5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации и не приводит к переутомлению ребёнка в ходе обследования.
6. Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребёнка недопустимо.
7. Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счёт строгой регламентации доступа к полученной информации о ребёнке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребёнка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.
Педагогический мониторинг проводится в начале учебного года (с 01.09.2020 г. по 13.09.2020 г., и в конце учебного года (с 17.05.2021 г. по 30.05.2021 г.).