Елена Черемичкина
Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
«Школа Гнома Эконома»
№п/п содержание
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка программы
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы
1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
II Содержательный раздел
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников „Школа Гнома Эконома“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
2.1. Организация образовательной деятельности. Учебно-тематическое планирование.
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка программы
Финансовая грамотность, в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р – это результат процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач. В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы в том, что основной идеей данной программы является – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель данной программы раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- знакомить с основными экономическими понятиями: деньги, ресурсы, цена и т. д. ;
- формировать правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- формировать правильное отношение к рекламе;
- развивать экономическое мышление дошкольников, умение принимать правильные решение в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
- воспитывать социально-значимые качества и ценностные ориентиры, такие как: уважение к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
- обогащение детского развития,
- учёт индивидуальных особенностей детей,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- сотрудничество с семьёй.
Программа выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию сначала простейших экономических категорий: труд, профессия, потребность, деньги; а затем более сложных: товарно-денежные отношения, купля – продажа, бюджет.
Программа реализуется через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические игры с экономическим содержанием, организованную образовательную деятельность, изобразительную деятельность, решение ситуативных задач, загадок, кроссвордов.
Организация кружковой работы позволяет выявить индивидуальные особенности детей, максимально заинтересовать каждого ребёнка и добиться творческого удовлетворения у каждого дошкольника.
Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня, продолжительность занятий старшей группы (5-6 лет) – 25 минут, подготовительной группы (6-7 лет) – 30 минут. Срок реализации программы – 2 года.
1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст играет важную роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-6 лет
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.
Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
6-7 лет
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Мониторинг усвоения программы дошкольниками проводится в начале и в конце учебного года, используются такие формы обследования, как диагностика, блиц-опрос, беседа, анкетирование родителей.
Ожидаемыми результатами освоения рабочей программы могут быть:
- знание основных финансово-экономических понятий и категорий;
- наличие знаний о новых профессиях, умение рассказать о них;
- обогащение словарного запаса, связанного с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- развитие у детей общительности, чувства собственного достоинства, ответственности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование здорового интереса к деньгам, осознания правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд – деньги»;
- формирование умения соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
- умение вести себя адекватно реальной жизненной ситуации;
- формирование ценностного отношения к предметному миру, как результату труда людей;
- воспитание таких личностных качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей; уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
• Наблюдение.
• Беседы.
• Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
• Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т. д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Критерии:
понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
знает положительные качества человека: трудолюбие, бережливость;
контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет.
Критерии:
знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
владеет словарным запасом в области финансирования;
проявляет здоровый интерес к деньгам;
интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
сформировано начало экономического мышления.
II. Содержательный раздел
2.1. Организация образовательной деятельности. Учебно-тематическое планирование.
Содержание программы реализуется на подгрупповых занятиях, имеет сюжетно-тематический, интегрированный принцип построения учебной деятельности, практическую направленность. Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры, осуществляется деятельностный подход к обучению. Родители (законные представители) принимают участие в проведении промежуточных и итоговых мероприятий, им даются рекомендации по приобщению детей к финансовой грамотности.
Тематическое планирование кружковой работы для детей 5-6 лет
месяц
сентябрь 1. Введение в мир экономики
Цель: выявление элементарных экономических знаний детей. Введение понятие «экономика».
2. Знакомство с Гномом Экономом
Цель: Знакомство с героем занятий, обустройство персонажа в группе. Рисование дома для Гнома эконома и его семьи.
октябрь 3. Разнообразные потребности современного человека.
Цель: Формирование у детей понимания, что такое потребность, в чём она выражается
Формирование умения беречь воду, хлеб, тепло, свет. Правило «Ничего не трогай зря». Воспитание культуры деятельности, правил личной гигиены.
4. Труд и продукты труда. Беседа «Для чего взрослые работают?»
Цель: формирование понятий: труд, продукты труда.
Воспитание трудолюбия.
5. Всякому делу учиться надо
Цель: знакомство со строительными профессиями
6. Путешествие в страну профессий
Цель: закрепление знаний о строительных профессиях. Сюжетно-ролевая игра «Стройка»
ноябрь 7. Потребность в общении и уважении
Цель:
Формировать доброжелательные отношения в группе. Пословица: «Вместе тесно, а врозь скучно».
8. Проявление интересов
Цель: формирование понимания, что каждый человек имеет право заниматься интересным для него делом.
9. Подарок для друга
Цель: уточнить представление о подарке как способе выражения бескорыстного уважения к окружающим. Воспитывать желание разделять радость друга
10. Предметы, необходимые для жизни
Цель:
Учить детей выбирать предметы, необходимые для жизни на необитаемом острове. Воспитывать бережное отношение к вещам. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
декабрь 11. Что такое ресурсы
Цель: знакомство с понятием «ресурсы». Формирование бережного отношения к природе.
12. Вода – природный ресурс
Цель: прививать бережное отношение к природе, воспитывать любовь к родному краю.
13. «На благо человека»
Цель: Закрепить знания детей о бережном отношении ко всему, что создано природой. Объяснить, что для экономических ресурсов нужны природные.
14. Трудовые ресурсы
Цель: Дать понятие «Трудовые ресурсы» Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые», иллюстраций животных, растений.
январь 15. Что такое деньги? Зачем они нужны?
Цель: знакомство с понятием, значением, функцией денег.
16. Понятие «цена», «стоимость» товара
Цель: знакомство с понятиями «цена», «стоимость». Объяснить от чего зависит стоимость товара
17. Обмен и покупка товаров
Цель: знакомство с правилами обмена и покупки товаров Рассматривание коллекции монет
февраль 18. Как правильно тратить деньги
Цель: знакомство с рациональными способами траты денег
19. Что такое реклама.
Цель: знакомство с назначением рекламы
20. Придумываем рекламу
Цель: развитие воображения
21. Викторина «Сто к одному»
Цель: закрепление знаний детей
март 22. Подарок для мамы.
Цель: воспитание бережного отношения к родителям
23. Дом, где живут деньги
Цель: познакомить с функциями банка, обязанностями банковских работников
24. Что такое семейный бюджет?
Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет»
25. Как правильно делать покупки
Цель: знакомство с элементарными правилами сбережения средств
апрель 26. Идём в магазин с Гномом Экономом
Цель: учимся выбирать товар в магазине.
27. Планируем семейный бюджет вместе
Цель: моделирование доходов и расходов семьи
28. Копилка
Цель: изготовление копилки
29. Карманные деньги
Цель: познакомить с понятием «карманные деньги», на что они тратятся
май 30. Как стать экономным
Цель: закрепление знаний детей
31. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Цель: воспитание дружеский отношений между детьми
32. Семейный праздник с Гномом Экономом
Цель: выявление уровня экономических знаний детей. Воспитание дружеских отношений в группе Работа со схемой «Как стать экономным»
Тематическое планирование кружковой работы для детей 6-7 лет
сентябрь 1. Игра -путешествие по стране Экономии
Цель: повторение экономических терминов
2. Новые профессии
Цель: знакомство с новыми профессиями
3. Кто такой профессионал
Цель: знакомство с понятием «профессионал», введение характеристик ответственный, умелый. грамотный, трудолюбивый
4. Труд – продукт
Цель: Объяснить, что результатом труда является продукт – полезная, нужная вещь.
октябрь 5. Денежные знаки
Цель: закрепить представление о том как выглядят денежные знаки
6. Денежные знаки других стран
Цель: дать представление о разнообразии денежных знаков
7. Размен денег
Цель: практическое обучение размену денег
8. Банковская карта, банкомат
Цель: знакомство с функциями банковской карты Рассматривание денег.
Изготовление денег для сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Просмотр слайдовой презентации «Валюта»
ноябрь 9. Семейный бюджет
Цель: познакомить с составляющими семейного бюджета: зарплата, пенсия, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
10. Доходы и расходы семейного бюджета
Цель: дать понятие доходам и расходам (основным и неосновным)
11. Сбережения (накопления)
Цель: подвести к пониманию понятия «сбережения»
12. Денежная прибыль и долг
Цель: раскрыть понятие «прибыль», «долг», зависимость между качеством товара и прибылью от его продажи. Рисование на тему «Моя семья»
декабрь 13. Производители и ресурсы
Цель: дать понятие «производители», рассказать об использовании ресурсов Земли при производстве
14. Как сберечь ресурсы планеты?
Цель: формирование экологического сознания
15. Экономические ресурсы
Цель: дать понятие «экономические ресурсы»
16. Акции на товары
Цель: рассказать о проведении акций на товары
январь 17. Банк
Цель: Дать понятие «банк», функции банка
18. Бизнес
Цель: знакомство с понятием бизнес
19. Что такое налоги и зачем их платить
Цель: знакомство с понятием «налог» Рассматривание схемы «Работа банка»
февраль 20. Реклама – двигатель торговли
Цель: дать представление о назначении и видах рекламы
21. Что быстрее купят?
Цель: продолжить знакомство с назначением рекламы
22. Профессии людей в рекламном агентстве
Цель: знакомство с новыми профессиями. Прививать уважение к труду
23. Конкурс на лучший рекламный плакат
Цель: развивать творческие способности Рассматривание рекламы разных товаров
март 24. Лотерея
Цель:
Знакомство с понятием «лотерея»
25. Сюжетно-ролевая игра «Лотерея»
Цель:
Соблюдение правил проведения «Лотереи»
26. Самостоятельная покупка
Цель: закрепление правил экономной траты денег
27. Кошелёк
Цель: изготовить кошелёк способом оригами Рассматривание лотерейных билетов
Изготовление атрибутов к игре «Лотерея»
апрель 28. Экономика в сказках
Цель: развивать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления
29. Помогаем Гному Эконому сохранить и преумножить богатства
Цель: повторение элементарных правил сбережения и накопления
30. Игра-соревнование «Экономическая рыбалка»
Цель: закрепить знания детей, развивать смекалку, умение радовать успеху других детей
май 31. Решение элементарных экономических задач:
Цель: определение уровня освоения программы
32. Праздник юных экономистов с Гномом Экономом
Цель: развивать творческие способности Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Семья – это реальная экономическая среда, в которую включен ребёнок. Семья формирует отношение ребёнка к здоровью, учёбе, близким, работе и деньгам. В детском саду дети лишь закрепляют через игру опыт полученный в семье. Только объединение двух аспектов поведения детей – реального и условного может дать хорошие результаты в области экономического воспитания и развития.
План работы с родителями
сентябрь
Анкетирование родителей «Дети и деньги»
Презентация кружка «Школа Гнома эконома» Анкетирование
Родительское собрание
Буклеты
октябрь
Консультация для родителей «Экономическая культура личности дошкольника» Стендовая консультация
ноябрь
Памятка для родителей по финансовой грамотности дошкольника «Принципы успешного финансового воспитания детей» буклет
Декабрь - январь
Индивидуальные беседы по запросам родителей Индивидуальная беседа
февраль
Конкурс рекламных плакатов
Конкурс для детей и родителей
март
Консультация для родителей «Должен ли ребёнок иметь карманные деньги» Стендовая консультация
апрель
День открытых дверей Открытое занятие
май
Анкетирование родителей «Что нового узнал Ваш ребёнок»
Рекомендации родителям «Финансово-экономическое воспитание детей в семье» Анкетирование
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы:
Групповая комната
• Сенсорное развитие
• Развитие речи
• Ознакомление с окружающим миром
• Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
• Развитие элементарных математических представлений
• Обучение грамоте
• Развитие элементарных историко – географических представлений
• Сюжетно – ролевые игры
• Самообслуживание
• Трудовая деятельность
• Самостоятельная творческая деятельность
• Ознакомление с природой, труд в природе
• Игровая деятельность
Оснащение:
• Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
• Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте
• Географический глобус
• Географическая карта мира
• Карта России, карта мира
• Глобус звездного неба
• Муляжи овощей и фруктов
• Календарь погоды
• Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий
• Магнитофон, аудиозаписи
• Детская мебель для практической деятельности
• Детская мебель для практической деятельности
• Книжный уголок
• Уголок для изобразительной детской деятельности
• Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека»
• Природный уголок
• Конструкторы различных видов
• Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
• Развивающие игры по математике, логике
• Различные виды театров
• Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Поварницина, Г. П. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурссный и диагностический материал. Занятия и игры/ Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2019. – 186 с.
2. Стахович Л. В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова. – Вакоша, 2019. – 32 с.
3. Воспитателям. ру [Электронный ресурс]: сайт для воспитателей детских садов. – Режим доступа: https://vospitateljam.ru/
4. Дополнительная образовательная программа «Академия финансов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/jekonomika/7441-rabochaya-programma-po-dopolnitelynomu-obrazovaniyu-krughka-po-formirovaniyu-finansovoy-gramotnosti-shkola-gnoma-ekonoma.html
5. Методические рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mosmetod.ru/files/Doshkolniki/Rekomendatcii__FGAOU_DPO_TCRGOPiIT.pdf
6. Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по формированию финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома" [Электронный ресурс]: сайт арт-талант. орг. – Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/jekonomika/7441-rabochaya-programma-po-dopolnitelynomu-obrazovaniyu-krughka-po-formirovaniyu-finansovoy-gramotnosti-shkola-gnoma-ekonoma.html
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной экономической среды
При организации развивающей предметно-пространственной среды соблюдаются следующие положения:
- статичность и подвижность предметного окружения (педагог может заранее смоделировать ситуацию сюжетно-дидактических игр, предоставить набор функционально-игровых предметов, которые позволяют детям реализовать их стремление к творческому моделированию игровой ситуации, окружающей среды).
- гибкость предметно-развивающей среды (дети могут свободно трансформировать оборудование, предметы из условно выделенных уголков в любую часть помещения группы).
- комфортность предметно-пространственной среды (ребёнок может найти место, удобное для занятий, комфортное с точки зрения эмоционального состояния и благополучия).
- открытость-закрытость (помогает заглянуть в разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребёнка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и окружающего мира).
- обеспечение развития половых различий (наличие предметов, идентифицирующих принадлежность ребёнка к определённому полу).
Зоны предметно- пространственной экономической среды:
- информационная: произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, поговорки, пословицы, модели товаров, услуг.
- занимательно-экономическая: кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, экономические задачи.
- деятельностно-экономическая: дидактические игры с экономическим содержанием, атрибуты сюжетно-ролевых игр, модели денежных знаков, ценников.
Содержанием экономически воспитывающей среды выступают:
- предметно-пространственное окружение (игровая экономическая зона);
- социально-поведенческое окружение (родители, педагоги);
- событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми, проведение праздников);
- информационное окружение.